Предписание пожарного надзора: сроки обжалования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предписание пожарного надзора: сроки обжалования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Гражданин, организация, орган власти имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, а также его должностных лиц

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц надзорных органов и принятые (осуществляемые) ими решения в ходе исполнения государственной функции, либо несогласие с присвоенной используемым (эксплуатируемым) объектам защиты и (или) территориям (земельным участкам) категории риска. Обжалование решения или действия (бездействия), принятого или осуществленного по результатам проверки, производится в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН. На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается

В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заинтересованному лицу, если его фамилия, имя, отчество (при наличии) и почтовый адрес поддаются прочтению. При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц органа ГПН, а также членов их семей, орган ГПН вправе оставить жалобу без рассмотрения по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заинтересованному лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в жалобе заинтересованного лица содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник (заместитель начальника) органа ГПН или уполномоченное должностное лицо органа ГПН вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган ГПН. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу.

Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заинтересованному лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если в жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Основания для начала процедуры досудебного(внесудебного) обжалования

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения или действия (бездействия) должностного лица органа ГПН является поступление в орган ГПН жалобы заинтересованного лица, изложенной в письменной или электронной форме с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации, о его несогласии с решением и (или) действием (бездействием) должностного лица органа ГПН, принятым или осуществленным по результатам проверки.

Заинтересованное лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:

  • наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
  • фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;
  • свои фамилию, имя, отчество (при наличии), либо уполномоченного представителя;
  • сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • наименование органа ГПН, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа ГПН решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • доводы, на основании которых заинтересованное лицо несогласно с решением и действием (бездействием) органа ГПН, должностного лица органа ГПН;
  • ставит личную подпись и указывает дату.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

На решение территориального контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц Руководитель (его зам) этого территориального органа либо вышестоящий орган
На действия (бездействие) руководителя (его зама) территориального контрольного (надзорного) органа Вышестоящий орган
Отсутствие территориального контрольного (надзорного) органа

Обжалование решений центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

Руководитель контрольного (надзорного) органа

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Как обжаловать результаты проверок

Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г. С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган. Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора. Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663. В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом. Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится. В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных. В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд. И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.

Что делать, если инспектор превысил полномочия

Если в ходе проверки обнаружены грубые нарушения, описанные в предыдущем разделе, для отмены результатов требуется подготовить и направить заявление в адрес руководителя органа государственного пожарного надзора, ответственного за мероприятие, проведенное с нарушением. Обращение может быть адресовано в суд по месту нахождения проверяемого объекта.

Читайте также:  Периодичность замены расходников и деталей на KIA Rio 4 поколение

Порядок и процедура рассмотрения заявлений определены п. 57 Положения о ФГПН (утв. постановлением Правительства РФ № 290 от 12 апреля 2012 г.). После того, как результаты проверки будут признаны недействительными, повторное плановое мероприятие допустимо проводить исключительно по согласованию органов прокуратуры. При этом не важно, каким будет основание или вид надзорного мероприятия. Требование предусмотрено ч. 3 ст. 91 Федерального закона № 248.

Когда начнут действовать новые правила и кому их придется соблюдать?

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г. С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган.

Также прилагается копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Также прилагаются документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом, а также прилагается копия оспариваемого нормативного правового акта.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Как обжаловать предписание Госпожнадзора

Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору вправе обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о порядке обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН должна размещаться на информационных стендах в помещениях органов ГПН и официальных сайтах территориальных органов МЧС России, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

При личном обращении граждан должностные лица органов ГПН обязаны проинформировать о порядке обжалования действий (бездействия), решений органов ГПН и должностных лиц органов ГПН.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц органов ГПН и принятые ими решения. Обжалование решения или действия (бездействия), принятого или осуществленного по результатам проверки, производится в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН. На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

В письменной жалобе в МЧС обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя.

Кроме того, лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе на предписание ГПН:

  • наименование государственного органа, в который направляется жалоба;

  • фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;

  • сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

  • наименование органа ГПН, ФИО должностного лица органа ГПН, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

  • доводы, на основании которых заинтересованное лицо несогласно с решением и действием (бездействием) органа ГПН, должностного лица органа ГПН;

  • ставит личную подпись и указывает дату.

  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии

Жалоба на предписание МЧС заинтересованного лица может быть направлена на имя:

  • руководителю органа ГПН;

  • руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

Как обжаловать результаты проверок

Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г. С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган. Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора. Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663. В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом. Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится. В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных. В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд. И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.


1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон).

В силу пункта 13 ст. 98 Закона Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых с 1 июля 2021 года применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.

Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно, только после их досудебного обжалования.

Перечень государственного контроля установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663. В Перечень вошли 62 вида госконтроля.

Среди ведомств: Росздравнадзор, Роструд, Роскомнадзор, Ространснадзор, Росреестр, МЧС, Росалкогольрегулирование.

Обязательный досудебный порядок обжалования касается:- пожарного надзора;- контроля качества и безопасности медизделий;- надзора в сфере обращения лекарств;- лицензионного контроля за производством и оборотом алкоголя;- надзора за соблюдением законодательства в сфере СМИ, теле- и радиовещания;- контроля в области трудового законодательства;- лицензионного контроля за перевозками пассажиров автобусами;- земельного надзора и др. видов.

Согласно ст. 40 Закона контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:1) решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;4) иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля, который в частности, должен предусматривать, что:

1) жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа

;2) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;

3) в случае отсутствия территориального органа контрольного (надзорного) органа и в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.

Правила ведения информационной системы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Решение по жалобе, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

При проведении проверки пожарной безопасности и в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, проводившее проверку, обязано выдать предписание об устранении нарушений или несоответствий с указанием сроков их устранения, а также составить протокол об административном правонарушении, связанном с нарушениями требований пожарной безопасности.

Таким образом обжалование проверки можно условно разделить на обжалование предписания органа Госпожнадзора и обжалование протокола административного правонарушения.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

  • Аттестация рабочих мест
  • Услуги по экологии
  • Сертификация в Беларуси и Минске
  • Охрана труда
  • Пожарная безопасность
  • Услуги и продукция
  • Карта сайта

Проверки пожарных – всегда «палка о двух концах», поскольку, с одной стороны, компании и предприниматели боятся предвзятого отношения и даже закрытия бизнеса, а с другой стороны, без пожарного надзора существуют значительные риски для сотрудников и для клиентов компаний, кафе, парикмахерских, развлекательных учреждений. Поэтому на новый регламент осуществления проверок нужно обратить пристальное внимание.

Новый порядок утвержден в 2016 году, но начал действовать в 2017 году (приказ от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»).

Соответственно, в этом документе определен предмет надзора:

  • соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами
    на объектах защиты и(или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими
    в процессе осуществления своей деятельности;
  • соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и(или) здоровья человека, имущества;
  • соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности; выполнение предписаний органов ГПН;
  • выполнение предписаний органов государственного пожарного надзора;
  • проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Органы пожарного надзора не являются последней инстанцией. Так, в постановлении Верховного суда РФ от 04.05.2017 № 14-АД17-3 суд пришел к выводу о том, что нарушение отсутствует, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения главного государственного инспектора города Нововоронежа по пожарному надзору от 22.04.2015 № 49 в отношении общества 29.04.2015 была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания от 15.07.2014 № 94/1/1-13, выданного обществу отделом надзорной деятельности по городу Нововоронежу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Воронежской области (далее – предписание от 15.07.2014 № 94/1/1-13) об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты общества, расположенном по адресу: Воронежская область, город Нововоронеж, Промзона Восточная, 12-А, с установленным сроком исполнения до 15.04.2015. Между тем вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.09.2016 № А14-13806/2014 предписание от 15.07.2014 № 94/1/1-13 признано незаконным и отменено. Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, несмотря на то что проверяющие могут осуществлять надзорные мероприятия, предписания можно обжаловать в суде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан заявление подается в суд по общим правилам подсудности, то есть по месту нахождения государственного органа или должностного лица, действия которых оспариваются. В то же время заявления граждан, рассмотрение которых отнесено к подсудности районных судов, могут быть поданы в суд по месту жительства гражданина либо в суд по месту нахождения государственного органа или должностного лица.

Нарушения и их описание

В ч. 2 ст. 91 ФЗ № 248 утвержден перечень грубых нарушений требований к осуществлению ФГПН. Это:

  • Отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки ГПН;
  • Нарушение в части составления уведомления о надзорном мероприятии, если такой акт является обязательным;
  • Несогласованность действий с органами прокуратуры, если согласование является обязательным условием;
  • Отступление от периодичности проведения проверки госпожнадзора;
  • Вовлечение в контрольное мероприятие лиц, должности которых не предусмотрены для участия в проверке (требование прописано в ФЗ № 248);
  • Проведение плановой проверки ГПН, не включенной в план проверок госпожнадзора;
  • Нарушение сроков и регламента;
  • Принятие решения на основании оценки соблюдения нормативов, которые не предусмотрены обязательными требованиями;
  • Непредставление документа о проверке для ознакомления представителю контролируемой организации, если данное требование установлено Федеральным законом № 248;
  • Совершение действий, которые не предусмотрены нормативно-правовыми актами, регламентирующими ход проверки ГПН;
  • Проведение мероприятий, не включенных в единый реестр надзорных мероприятий.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Результаты любого контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены. На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ: приказ, представление или предписание содержащий, в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Следовательно, начать процедуру оспаривания выводов контрольных органов нужно инициировать с момента, когда учреждение впервые о них узнает, то есть с момента ознакомления с актом проверки. При этом следует внимательно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность контрольного органа, которые должны содержать процедуру обжалования.

Так, в силу ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц[1] по результатам проверки должностными лицами контрольного органа составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Читайте также:  Нуждаешься — докажи. Сотни видов помощи малоимущим: кому, сколько и как дают

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контрольного органа.

Необходимо отметить, что похожие нормы установлены и в нормативных актах других контрольных органов. Заметим, что ни нормы Закона о защите прав юридических лиц, ни документы, регламентирующие проверки других органов, не предполагают предварительного ознакомления проверяемого учреждения с результатами проверки до подписания акта.

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную) перед своей подписью.

Согласно ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц проверяемое учреждение в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Свои замечания можно оформить, например, в виде следующей таблицы.

№ п/п

№ страницы акта проверки (при необходимости можно указать номер абзаца)

Описание выявленного нарушения

Позиция проверяемого учреждения

1

2

3

4

Обжалование предписания государственного органа

Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля (надзора) затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции.

В соответствии с положениями АПК РФ, лицо вправе обжаловать предписание при наличии двух условий:

1.предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности

2.предписание не соответствует закону или иному НПА

Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.199 АПК РФ (образец см. далее).

К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ.

Обжалование результатов проверок гос.органов

В процессе обжалования актов проверок органов государственного надзора организации допускают многочисленные ошибки, что приводит к негативному результату.

Рассмотрим распространеные ошибки и пути их решения.

В российском законодательстве предусмотрено право лица обжаловать любой акт, который вынесен органом государственной власти и который нарушает его права (статья 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Чаще всего обжалованию подлежат акты органов государственного контроля (надзора), вынесенные в результате проверки, поскольку именно данные акты более всего затрагивают интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых они вынесены.

Процедуры обжалования таких актов различны и напрямую зависят от вида акта.

Речь идет прежде всего о постановлениях по делам об административных правонарушениях, распоряжениях о проведении проверок, а также предписаниях об устранении выявленных нарушений, вынесенных в результате плановых или внеплановых проверок.

Несмотря на то, что все указанные выше акты могут быть вынесены одним и тем же органом государственного контроля (надзора), сроки и порядок обжалования данных актов может быть различен, т.к. они регулируются разными федеральными законами.

В соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях — КоАП РФ, АПК РФ и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.

2008 № 294-ФЗ, в соответствии с которыми участники процесса обжалования наделяются разным объемом прав и обязанностей в зависимости от вида оспариваемого акта.

Например, оспаривание постановлений производится в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в соответствии с которой у лица, привлеченное к ответственности, есть выбор подачи жалобы либо в вышестоящий орган, либо в суд .

При этом сроки подачи жалоб ограничены 10 днями со дня вручения или получения копии постановления. Каждая последующая жалоб на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановления, обжалуется в том ж порядке и в те же сроки, что и первая жалоба, т.е.

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции

316. Граждане и организации1 могут обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке действия (решения), совершенные (принятые) в ходе исполнения государственной функции сотрудниками, в том числе постановления по делам об административных правонарушениях, в результате которых, по мнению заявителя, нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению заявителем прав и свобод, на заявителя незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

317. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса.

318. Действия, бездействие, решения должностных лиц подразделений и органов внутренних дел, связанные с исполнением сотрудниками государственной функции, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий, бездействия, решений подчиненных должностных лиц, могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам, а также прокурору.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

329. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме в орган, исполняющий государственную функцию.

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Единого портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии сотрудников по контактным телефонам территориального органа или структурного подразделения МВД России на региональном или районном уровне.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности

Орган пожарного надзора провёл в отношении управляющей компании внеплановую проверку, в результате которой выявил ряд нарушений пожарной безопасности:

  • с двух продольных сторон здания нет проезда для пожарных машин;
  • в доме не установлена система оповещения и управления эвакуацией;
  • здание высотой более 28 метров, но в нём нет автоматической установки пожарной сигнализации;
  • не оборудована система противодымной вентиляции из коридоров и холлов;
  • не установлена система создания избыточного давления воздуха в шахте лифта при пожаре;
  • не обеспечен предел огнестойкости строительных конструкций деревянных балок на чердаке;
  • не проверено состояние огнезащитной пропитки чердака;
  • не оборудовано ограждение кровли;
  • неправильно организован выход с лестничной клетки на чердак;
  • не в том направлении открываются двери в лестничных клетках;
  • не уменьшено до 12 метров расстояние от двери наиболее удалённой квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку.

Подача жалобы на действия должностного лица

Жалоба на неправомерные действия должностного лица – это обратная сторона юридических процессов.

Граждане Российской Федерации могут вступить в правовой конфликт не только с другими рядовыми гражданами, но и с различными государственными организациями и уполномоченными лицами. И подобные конфликты справедливо считаются более сложными.

В этом случае по другую сторону баррикад будут люди, которые хорошо знают законы и административный кодекс, которые привыкли к подобным разбирательствам и имеют некоторый опыт в данной сфере.

Гражданин может столкнуться с неправомерными действиями таких организаций как:

  • Органы местного самоуправления;
  • Различные общественные союзы;
  • Государственные организации и органы;
  • Общественные учреждения.

Вы можете потребовать не только обжалования решений отдельных чиновников, но и обжалования действий всего учреждения.

История знает множество примеров и образцов незаконных действий как со стороны конкретных должностных лиц, так и всей организации, поэтому нужно досконально знать порядок действий в каждом из этих случаев.

Если в нарушение вовлечена вся организация, жалоба начальству не поможет – круговая порука сведет на нет все ваши усилия. В таких случаях понадобится другой порядок действий, включающий обращение в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *