Взыскание по исполнительному производству

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание по исполнительному производству». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Общее положение о сроках

Сроками называются периоды (промежутки) или моменты времени, с которыми нормы права связывают определенные правовые последствия. То есть это моменты или периоды времени, наступление или истечение которых влечет возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, или иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

Все сроки в исполнительном производстве в зависимости от способа их установления можно разделить на два вида:

  • сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве;
  • сроки, установленные судебным приставом-исполнителем.

Сроками, установленными законодательством об исполнительном производстве, являются сроки, которые прямо указаны в законе. Например, срок предъявления исполнительного документа к исполнению, срок рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа, срок, в течение которого может быть подана жалоба постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия) и т.д.

Сроками, установленными судебным приставом-исполнителем, являются сроки, которые устанавливаются непосредственно судебным приставом-исполнителем, и содержатся в Постановлениях, которые он выносит. Например, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, срок приостановления производства по делу, срок отложения исполнительных действия и применения мер принудительного исполнения и т.д.

Сроки в исполнительном производстве. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного постановления в разумный срок

Значение сроков в исполнительном производстве. Значение своевременного исполнения бесспорно, поскольку право на судебную защиту включает в себя как элемент и право на исполнение судебного решения. Среди задач исполнительного производства в соответствии со ст. 2 ФЗИП называется не только правильное, но и своевременное исполнение судебных и иных принудительно исполняемых актов. В числе принципов исполнительного производства выделяется принцип своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п. 2 ст. 4 ФЗИП).

Право на разбирательство гражданских дел в разумный срок является одним из фундаментальных принципов правосудия, отраженных в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и характеризующих его реальную доступность для всех заинтересованных лиц.

Понятие «разумный срок», содержащееся в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирует рассмотрение дела и осуществление своевременной правовой защиты и включает в себя право на исполнение решения суда, поскольку в ином случае обращение к суду теряет всякий смысл. Государства — участники Конвенции несут полную ответственность за организацию правовых систем таким образом, чтобы суды могли гарантировать каждому право на получение в разумный срок судебного решения, разрешающего спор о гражданских правах или обязанностях. Разумные сроки судопроизводства направлены на то, чтобы исключить затягивание ситуации неопределенности, которая может привести к отказу в правосудии.

Существует довольно большая практика Европейского суда по правам человека, в которой он раскрывает и конкретизирует положения о разумном сроке судопроизводства и исполнения судебных актов применительно к гражданским делам.

Таким образом, институт сроков в исполнительном производстве не относится к числу сугубо юридико-технических, а является одним из важнейших элементов правового регулирования, определяющего эффективность принудительного исполнения. Путем установления сроков могут создаваться стимулы и ограничения по реализации прав и исполнению обязанностей участниками исполнительного производства, прежде всего должником. Поэтому данный институт самым тесным образом связан с конституционным правом на судебную защиту и во многом определяет возможности и границы его реализации на всех стадиях любого вида цивилистического процесса, включая исполнительное производство.

В связи с необходимостью обеспечить гарантии соблюдения прав человека в части права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок были приняты Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», гл. 27.1 АПК «Рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и гл. 26 КАС «Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Понятие и классификация сроков в исполнительном производстве. Сроки выполняют различные функции в механизме исполнительного производства. Сроки определяют основные этапы возникновения, развития и окончания исполнительного производства, дисциплинируют участников исполнительных отношений, заставляют их быстрее осуществлять конкретные исполнительные действия. Установленные законом предельные сроки совершения отдельных видов исполнительных действий являются одним из условий эффективности исполнительного производства.

Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Понятие и значение надлежащего извещения в исполнительном производстве.

Надлежащее извещение сторон и других участников исполнительного производства процесса имеет существенное значение, поскольку обеспечивает гарантии участия при осуществлении процедур принудительного исполнения и совершении отдельных исполнительных действий, помогает эффективно защищать свои права и исполнять обязанности. Исполнительное законодательство относится к сфере публичного права, поэтому в силу публично-правового характера исполнительных действий здесь действует правило о том, что правомерными будут только те исполнительные действия, которые совершались в соответствии с регламентом, установленным ФЗИП, ФЗСП и другими федеральными законами, а при наличии международного договора Российской Федерации — в соответствии с его условиями.

Функция извещения участников исполнительного производства носит публично-правовой характер и относится к компетенции судебного пристава-исполнителя. Только в ограниченном числе случаев он вправе возложить обязанность по извещению на другое лицо (ч. 1 ст. 24, ст. 26 ФЗИП), но и в этих случаях такое извещение осуществляется по поручению и под контролем судебного пристава-исполнителя.

Необходимость надлежащего извещения связана с тем, что по общему правилу лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить (ч. 1 ст. 24 ФЗИП).

Данное правило вытекает из предусмотренных в ст. 50 ФЗИП правомочий сторон исполнительного производства участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) и т.д. Реализация всех указанных прав невозможна без личного участия стороны исполнительного производства либо ее представителей при совершении исполнительных действий, которое предполагает наличие информации о времени и месте их совершения.

Читайте также:  Что такое мобилизационное предписание, как вручают

Как было отмечено в Определении ВАС РФ от 10 октября 2012 г. N ВАС-8488/12 по делу N А75-7853/2011, в «ст. 13 ФЗСП предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Перечень прав сторон исполнительного производства, к которым относится в том числе и взыскатель, содержится в ст. 50 ФЗИП, включая право участвовать в совершении исполнительных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем. Праву сторон участвовать в совершении исполнительных действий корреспондирует вытекающая из положений ст. 24 ФЗИП и ст. 12 ФЗСП обязанность судебного пристава-исполнителя извещать их об исполнительных действиях, времени и месте их совершения, сообщать о мерах принудительного исполнения».

Только в отдельных случаях допускается совершение исполнительных действий без предварительного надлежащего извещения, с учетом характера исполнительных действий и исполнительного документа, в частности, в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве, при этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения (ч. 2 ст. 24 ФЗИП).

Таким образом, извещения и вызовы в исполнительном производстве осуществляются по особой процедуре, которая нетождественна вручению частной переписки. Среди главных ее задач — обеспечить уведомление заинтересованных лиц об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения, которые будут осуществляться судебным приставом-исполнителем.

На обязательность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения обратил внимание Конституционный Суд РФ в Определении от 24 февраля 2011 г. N 229-О-О.

Соответственно, совершение исполнительных действий вне процедур извещений и вызовов, предусмотренных ФЗИП, является незаконным и нарушает право соответствующего участника исполнительного производства на справедливое судебное разбирательство, гарантированное ст. 6 Конвенции о защите прав и свобод человека и ст. 46 Конституции РФ.

Основные правила осуществления извещений и вызовов. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве. Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.

Исполнение исполнительного документа вне рамок исполнительного производства

Общие условия исполнения исполнительного документа вне рамок исполнительного производства. Исполнение исполнительного документа возможно не только в рамках исполнительного производства, путем его принудительного исполнения, на основе властной деятельности судебного пристава-исполнителя.

Принудительная сила судебных актов и выданных на их основе исполнительных листов, а также других исполнительных документов проявляется в том, что они могут быть в ряде случаев, установленных в ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП, быть исполненными и вне рамок процедур исполнительного производства и принудительного исполнения, без обращения к судебному приставу-исполнителю. Такой порядок, с одной стороны, ускоряет процесс исполнения исполнительного документа для взыскателя и, с другой стороны, позволяет оперативно исполнить исполнительный документ должнику без уплаты исполнительского сбора и возмещения расходов по совершению исполнительных действий, что достаточно важно. Должнику дается шанс добровольно исполнить исполнительный документ вне рамок исполнительного производства.

В этом плане процедуры исполнения, предусмотренные в ст. ст. 8, 8.1, 9 ФЗИП, отличаются от процедуры добровольного исполнения, к которой прибегает судебный пристав-исполнитель в порядке ч. ч. 11 — 14 ст. 30 ФЗИП. Добровольное исполнение, которое предлагается судебным приставом-исполнителем в рамках возбуждения исполнительного производства, осуществляется как один из этапов принудительного исполнения, может сопровождаться арестом имущества и денежных средств должника. Если должник при возбуждении исполнительного производства не сможет его исполнить добровольно, то это повлечет за собой уплату исполнительского сбора и возложение на должника расходов по совершению исполнительных действий.

Таким образом, в ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП содержится регламент добровольного исполнения банком и иной кредитной организацией, эмитентом, организацией, выплачивающей периодические платежи должнику, требований исполнительного документа. Данное юридическое действие по направлению взыскателем исполнительного документа нельзя рассматривать как влекущее возбуждение исполнительного производства, поскольку в ст. 30 ФЗИП раскрыта специальная процедура возбуждения исполнительного производства, связанная с вынесением об этом соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя.

Взыскатель непосредственно вправе предъявить для исполнения исполнительные документы следующего характера.

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию (ч. 1 ст. 8 ФЗИП).

2. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг может быть направлен непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, или депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника (ч. 1 ст. 8.1 ФЗИП).

3. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 ФЗИП).

Таким образом, условиями обращения взыскателя непосредственно к должнику в порядке ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП являются следующие.

1. Взыскателю известны банк, иная кредитная организация, где находятся счета должника, либо известна организация, выплачивающая должнику заработную плату, пенсию, стипендию, иные периодические платежи, либо известны держатель реестра, депозитарий, где учитываются права на эмиссионные ценные бумаги.

В указанном порядке не могут быть предъявлены требования о передаче имущества либо требования о взыскании денежных средств, сопряженные с его арестом и принудительной реализацией. Например, как было отмечено в Определении Московского городского суда от 16 января 2012 г. по делу N 33-463, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что предъявленный Т. исполнительный лист серии ВС N 0 был не о взыскании денежных средств, а об обязании потребительского ипотечного кооператива «Первая Жилищная Социально-направленная компания» «выполнить условия договора и предоставить Т. денежные средства…» (при этом из резолютивной части невозможно было сделать однозначный вывод, о какой сумме денежных средств идет речь). Таким образом, данный исполнительный лист серии ВС N 0 не мог быть предъявлен взыскателем в банк, а только в службу судебных приставов.

Читайте также:  Что делать, если налоговая не перечисляет налоговый вычет

Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем

Судебный пристав исполнитель может устанавливать следующие сроки:

  • срок для добровольного исполнения, который определяется судебным приставом-исполнителем, однако по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • срок приостановления исполнительного производства. Исполнительное производство приостанавливается в том числе судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве

1. Срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.

2. Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца.

3. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.

4. Если настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

5. Срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается:

1) в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты;

2) в день, указанный в исполнительном документе.

6. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.

7. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.

8. Если действие должно быть совершено непосредственно в организации, то установленный срок оканчивается в тот час, когда в этой организации заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве

1. Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.

2. Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы.

3. Отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство. Копия указанного постановления направляется лицу, обратившемуся с ходатайством, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.

4. Постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано.

5. Восстановление пропущенных сроков для обращения в суд производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Сроки – важное понятие во всех отраслях права. В общем понимании под термином подразумевают отрезки времени, которые в процессе своего течения провоцируют определенные правовые результаты. Право или обязанность могут возникнуть, измениться или прекратить действие.

Если говорить об исполнительном производстве, под сроками понимают период, когда сторона процесса или судебный пристав-исполнитель совершают действия в рамках процессуальных процедур.

Процессуальные сроки подразделяют на типы:

  • периоды, закрепленные в соответствующем законодательстве. Они четко прописаны законотворцами. Это время, когда можно обжаловать неудовлетворяющее решение суда, противоправные действия должностных лиц или их бездействие, а также воспользоваться правом на требование принудительного исполнения решения суда,
  • сроки, назначенные судебным приставом-исполнителем. Их можно найти в специальных, обязательных для исполнения документах постановлениях, вынесение которых находится в рамках полномочий судебного пристава. Данный раздел включает время на возврат долгов по собственной воле, приостановление или откладывание определенных действий.

Отложение и приостановление исполнительного производства

Отложение исполнительных действий и принудительных мер, приостановление исполнительного производства – в полномочиях судебного пристава. Эти действия предусмотрены, когда имеются серьезные объективные препятствия для дальнейшего производства.

Закон не содержит перечня случаев для отложения, поэтому решение принимает судебный пристав, основываясь на объективной информации о должнике и деле.

Важно! Следует понимать: когда действия откладываются, значит, известен конкретный срок устранения препятствий – до десяти дней. Далее отложение прекращается, либо выносится новое постановление, количество которых не ограничено.

Когда применяется приостановление, это говорит о том, что препятствия нельзя считать устранимыми, исполнить решение суда объективно невозможно. Когда эти обстоятельства пропадут, исполнительное производство будет возобновлено.

Приостановление применяется в случаях:

  • если должник стал недееспособным, находится на стационарном лечении, умер, участвует в боевых действиях или проходит военную службу,
  • розыска должника, его имущества,
  • когда у банка-должника отозвана лицензия, или начата процедура банкротства.

Понятия отложения и приостановление отличны от рассрочки и отсрочки.

Могут ли приставы наложить арест на кредитную карту и снять деньги?

Понятие и виды сроков исполнительного производства

Срок исполнения исполнительного листа судебными приставами – это своего рода ограничение времени, по другому говоря назначенный период, за который все лица, действующие в процессе, должны совершать определенный вклад в исполнение актов юрисдикции, что указаны в статье 12 ФЗ.

Все периоды условно разделяют на несколько видов для того, чтобы было проще изучать и применять на практике.

По таким критериям примерно разделены сроки на выполнение:

  • по субъекту, которому адресованы ограничения;
  • по лицу, устанавливающему эти пределы;
  • по варианту эвальвации.

А далее рассмотрим некоторые пункты в отдельности.

В подчиненном положении по отношению к субъекту, можно отметить такие сроки:

  • Для служб или органов производства принудительного характера;
  • Для людей которые участвуют в процессе исполнения.

К данному ряду можно отнести время заявки взыскателя и исполнительной бумаги приставам, передача которого должна состояться на третий день. Он установлен для судебного пристава, что является выполняющим согласно Федеральному закону.

Следующий перечень относится ко второму критерию о тех, кто устанавливает время:

  • закон;
  • любой орган, который совершил вынесение акта на исполнение в принудительном порядке или суд;
  • выполняющий судебного подразделения.

По какой процедуре происходит взыскание

Срок давности важен, но чтобы выполнить исполнительное производство, необходимо соблюдать процедуру. Прежде поговорим об участниках производства:

Взыскатель

человек, которому предназначены взыскиваемые средства, согласно исполнительному производству;

Должник

человек, которому предназначены взыскиваемые средства, согласно исполнительному производству;

Читайте также:  Штраф за проезд по одностороннему движению: что грозит водителю?

Судебный пристав

является должностным лицом, осуществляющим производство с целью принудительно взыскать задолженность.

Как действуют приставы, когда получают исполнительный лист

Пристав – это исполнитель, который контролирует отношения между взыскателем и должником. И если какая-то сторона не следует исполнительному производству, пристав может вмешаться. Исполнительный лист является директивой для дела. Его выдают после того, как суд примет решение, и именно в этом документе оно указано. Заимодавец должен доставить приставам рассматриваемый лист. После получения документа приставы должны действовать по следующему алгоритму:

  • ознакомиться с полученным от кредитора листом;
  • начать возбуждение производства по делу, указанному в документе;
  • разыскать лицо, против которого произошло возбуждение производства (этим лицом является нарушитель или должник);
  • предоставить нарушителю уведомление о том, что против него возбуждено производство (на это дается до пяти дней).

Задачей исполнительного производства является не только правильное, но и своевременное, быстрое исполнение юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве. Любые задержки и проволочки с исполнением подрывают веру российских граждан в правосудие и действенность системы правоохранительных органов в Российской Федерации, а следовательно, снижают авторитет государственной власти как формы руководства обществом.

Для обеспечения оптимального временного режима исполнения юрисдикционных актов в исполнительное производство введен институт процессуальных сроков, который вместе с другими институтами исполнительного производства направлен на реализацию его основных задач и функций.

Срок в исполнительном производстве представляет собой установленный Федеральным законом об исполнительном производстве и другими законодательными актами или органами исполнения либо судом определенный период времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник и другие лица, участвующие в исполнительном производстве, могут и должны совершать действия по исполнению юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве.

Пропуск срока, установленного для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет ответственность, но не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а пропуск срока, установленного для обжалования вышестоящему должностному лицу ФССП России постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России, влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу.

Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере исполнительного производства, устанавливает разнообразные сроки, связанные с совершением исполнительных действий. Для удобства их изучения и практического применения сроки подразделяются на виды.

Классификация сроков в исполнительном производстве возможна по различным критериям:

— в зависимости от субъекта, кому они адресованы;

— в зависимости от того, кем установлены сроки;

— по способу исчисления.

В зависимости от субъекта, которому адресованы конкретные сроки в исполнительном производстве, различают сроки, установленные:

— для органов принудительного исполнения;

— лиц, участвующих в исполнительном производстве.

К первой группе сроков принадлежит, например, установленный для судебного пристава-исполнителя ст. 30 Федерального закона об исполнительном производстве трехдневный срок на передачу заявления взыскателя и исполнительного документа в подразделение судебных приставов. Статья 31 того же закона также предусматривает обязанность судебного пристава-исполнителя не позднее следующего дня после вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства направить его копию взыскателю, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.

К срокам, обращенным к лицам, участвующим в исполнительном производстве, можно отнести установленные для взыскателя сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя и т.д.

По второму критерию различаются сроки, установленные:

— законом;

— судом или иным органом, вынесшим юрисдикционный акт, подлежащий принудительному исполнению;

— судебным приставом-исполнителем.

К срокам, установленным законом, относятся, в частности, сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к взысканию, сроки возбуждения исполнительного производства, срок на обжалование действия судебного пристава-исполнителя и т.д.

Так, согласно ст. 36 Федерального закона об исполнительном производстве исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, за исключением установленных законом случаев.

Статьей 21 Федерального закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:

— исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением нижеуказанных исполнительных листов, — в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения;

— исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, — в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока;

— судебные приказы — в течение трех лет со дня их выдачи;

— исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей — в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока;

— удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи;

— оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, — в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией;

— судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях — в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

Длительное непредъявление заинтересованными лицами исполнительного листа или судебного приказа к принудительному исполнению, как правило, лишает их права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного постановления в разумный срок в рамках Федерального закона о компенсации за нарушение права. Так, в одном из своих определений ВС РФ констатировал, что длительное непредъявление взыскателем исполнительного документа к исполнению не дает основания полагать, что действия департамента финансово-бюджетной политики не были достаточными и эффективными, а длительность исполнения решения суда чрезмерной (см. определение ВС РФ от 25.03.2011 по делам № 14-Г11-16, № 14-Г11-19).

К срокам, установленным судом или иным органом, вынесшим юрисдикционный акт, предусмотренный ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве, относятся сроки, указанные либо в самом документе, подлежащем принудительному исполнению, либо в определении суда об отсрочке, рассрочке исполнения или разъяснении собственного акта.

К срокам, устанавливаемым самим судебным приставом-исполнителем, следует отнести, в частности, предусмотренное ст. 38 Федерального закона об исполнительном производстве право судебного пристава-исполнителя отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. Это право ограничено десятидневным сроком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *