Про кладбище и дома.Нужны юристы.Девоньки,помогайте!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Про кладбище и дома.Нужны юристы.Девоньки,помогайте!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сейчас трудно себе представить, но много веков христианская Европа (включая Россию) жила бок-о-бок со смертью. Однако именно так и была устроена жизнь человека, которую контролировала церковь — под ее стенами начиналась человеческая жизнь с церемонией крещения, здесь же проходили и важные события, такие как причастие, брак и исповедь. И здесь же, в Церкви, все заканчивалось — покойных хоронили в освященной земле рядом с церковью, иногда в отдельных фамильных склепах или криптах, но чаще в общих могилах. По прошествии времени кости оттуда перемещались в оссуарии: специальные сосуды или даже отдельные помещения для хранения костей.

Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны

В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.

Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.

В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:

  1. Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
  2. Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.

Почему вокруг кладбища выделяют специальную зону?

Закон выделяет три способа вредоносного влияния на окружающую среду:

  • химическое — воздействие различных выбросов. Его источниками обычно становятся катафальный и строительный транспорт, парковка, ремонтная территория, труба крематория, склад песка, различные мастерские и т.п.
  • биологическое — процессы разложения человеческого тела являются совершенно естественными, но выделяемые в результате вещества и с гниением бактерии могут представлять опасность для человека, особенно при попадании большого количества продуктов разложения в воду и почву. Также определенную опасность могут представлять и продукты горения тела: они есть на тех территориях, где работают крематории. Санитарно-защитная зона кладбища существует в первую очередь для того, чтобы все эти вредные элементы не могли попасть в землю и питьевую воду, а вместо этого рассеивались в воздухе.
  • физическое — сюда относится шумы и вибрации, электромагнитные и ионизирующие поля и излучения. Чаще всего источником шума становится работы в ремонтных зонах, в мастерских по изготовлению надгробий, звуки приезжающих и уезжающих автомобилей.

Что может размещаться в охранной зоне?

Закон разрешает строительство определенных сооружений в пределах СЗЗ. Основной принцип – в СЗЗ нельзя располагать здания, где люди живут, но можно строить сооружения, где они работают или пребывают. В частности, в сзз кладбища можно размещать некоторые производственные и промышленные здания, постройки для персонала и прочие сооружения, обеспечивающие работу некрополя.

В их число входят:

  • нежилые помещения, где располагается дежурный аварийный персонал;
  • помещения для жизни рабочих-вахтовиков (не более четырнадцати дней);
  • административные сооружения;
  • конструкторские бюро;
  • лабораторные сооружения.

Также могут располагаться:

  • поликлиники;
  • закрытые спортивные и оздоровительные сооружения;
  • прачечные и бани;
  • торговые точки и заведения общепита;
  • мотели и гостиницы (но не лечебно-профилактические и оздоровительные сооружения, такие как санатории и больницы);
  • гаражи, парковки, стоянки и парки для автомобильного транспорта;
  • станции технического обслуживания и автомобильные заправки;
  • пожарные станции;
  • энергетические подстанции;
  • сооружения для водопровода с технической водой, включая насосные станции и станции для оборотного водоснабжения.

Наконец, регламент позволяет:

  • проводить местные и транзитные коммуникации и линии электропередачи;
  • прокладывать трубы нефтепровода и газопровода;
  • бурить глубокие скважины (но только под технический водопровод!).

Виды негативного воздействия от кладбища

Предварительно определяются, а затем закрепляются в проекте СЗЗ следующие виды НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) от мест погребения:

  • Физические воздействия – источниками могут быть специальный автотранспорт и автомобили, подъезжающие и покидающие стоянку, мусороуборочные и работы по изготовлению надгробий, строительные и ремонтные мероприятия. Специалисты выполняют расчеты по уровню шума и вибрации, их распространению по местам жилой застройки. Выявляется влияние источников шума и вибрации на психоэмоциональное состояние людей живущих поблизости.
  • Биологическое воздействие – возможные источники: котельные на территории кладбища, склад песка и мастерские по изготовлению надгробий и механической обработке камня, дымовая труба крематория, стоянки спецтранспорта и другие. Определяется наличие растений, животных микроорганизмов, чья жизнедеятельность пагубно влияет на окружающую среду.
  • Химическое воздействие – встречается очень редко. Тем не менее специалисты должны проверить наличие источников опасных выбросов на территории кладбища и проверить их воздействие на человека и природу.

Основные факторы негативного воздействия в местах захоронения являются наличие крематория и высокий уровень грунтовых вод, степень их сезонного колебания. Прочие источники оказывают не столь выраженное НВОС.

Этапы получения решения об установлении санитарно-защитной зоны кладбища

  • сбор исходных данных от заказчика исполнителю;
  • проведение инвентаризации мест захоронения, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • разработка проекта обоснования размеров СЗЗ для кладбища, расчеты выполняются с применением действующих методических пособий и специальных программных средств;
  • осуществление посезонных натурных исследований согласно плану-графику мониторинга на границе СЗЗ
  • подача на экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с целью получения от данной организации экспертного заключения;
  • полученное заключение экспертов от ФБУЗ с пакетом документов подается в Роспотребнадзор для получения санитарно-эпидемиологического заключения;
  • после получения сан.эпид. заключения документы подаются в Роспотребнадзор для получения решения об установлении СЗЗ.
Читайте также:  Новый порядок выдачи больничных

Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).

Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).

Что такое санитарно-защитная зона (СЗЗ)?

В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В СЗЗ не могут располагаться — территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (нормируемые объекты).

В случае, если в СЗЗ находится какой-либо нормируемый объект, то предприятие должно либо обосновать возможность сокращения установленной ему СЗЗ таким образом, чтобы нормируемый объект был выведен за границы установленной СЗЗ, либо за свой счет перенести (в случае с жильем — расселить) нормируемый объект на другое место, где этот объект может быть размещен. В случае сокращения (изменения) размеров СЗЗ, установленных СанПиН, предприятие, после установления расчетной СЗЗ обязано подтвердить расчетную границу выполнением инструментальных (натурных) измерений. При этом обязательно учесть, что минимальное количество измерений для объектов 1-2 класса — не менее 50 дней в течение года, для объектов 3-5 классов — не менее 30 дней в течение года. Места (контрольные точки), где выполняется контроль, определяются проектом расчетной СЗЗ. И после проведения контроля устанавливается окончательный размер расчетной СЗЗ.

О размерах санитарно-защитной зоны кладбища Ревды

Аркадий Юрков, житель улицы Первомайской

Игорь Никонов — 100 метров. Андрей Семенов — 200 метров. В статье Юлии Бабушкиной (газета «Информационная неделя» №35 от 9 сентября) — 130 метров. Это санитарно-защитные зоны, которые, по версиям руководителей нашего города, должны отделять действующее кладбище от жилой застройки…

Никакого уважения ни к себе, ни к жителям города, ни к закону. Куда хочу, туда и ворочу. Хотя бы договорились между собой. И только один разумный человек — главный государственный санитарный врач по Ревде и Дегтярску Александр Ульянов — заявил, что санитарно-защитная зона должна быть не менее 500 метров. И это закон.

Весной 2010 года негде будет хоронить умерших ревдинцев? Доработались чиновники! Где же вы были 5-10 лет назад, зная, что эта проблема всплывет? Соколовы, Каблиновы уже ушли от власти в городе, и ничего хорошего от их пребывания у руля не приходит на ум. Но есть и нынешние руководители. Это и Владимир Южанин, и Василий Белоусов, и ряд других. О чем думали они, идя во власть на вторые сроки? Им надо четыре-пять лет для того, чтобы оформить новое кладбище. Почему не два года? Они говорят, что нет денег. Где же вы были, когда деньги лились как из рога изобилия. Неужели так далеко от власти?

Для нового малого кладбища администрации нужно 5,8 гектара земли. Почему не 2-3 гектара? Это надо здорово поработать и не пенять на других. Как, например, Игорь Никонов, который заявил, что он потерял четыре года зря, когда у власти была Анна Каблинова. Но Соколова и Каблиновой у власти в городе уже нет, а Вы, Игорь Геннадьевич, все тут — и будьте добры ответить перед законом, который Вы нарушаете.

Самое простое дело — сделать новое малое кладбище и, как они пишут, забыть об этой проблеме на четыре-пять лет. Правильно — именно забыть. Менялись администрации, мэры, и все об этой проблеме исправно забывали.

Жители улицы Первомайской требуют установить сплошное ограждение, посадить зеленые насаждения, сделать водоотводную канаву не для того, чтобы проводить работы вне поля зрения жителей, а для того, чтобы оградить существующее захоронения и не проводить никаких работ! Без проекта не обойтись, говорите вы, чиновники. Но как же вы без проекта нарушили санитарную зону? Не знали? Изменились требования законодательства? Однако незнание закона не освобождает от ответственности.

Ст.53 «сз-8» Зона «Санитарно-защитная аэропорта, аэродрома»

Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

Проектирование, строительство и развитие поселения, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Читайте также:  Коэффициент-дефлятор на 2023 год

Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.

Для защиты обслуживающего персонала, пассажиров и местного населения от воздействия электромагнитных излучений необходимо вокруг устанавливаемого радиотехнического средства устраивать санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения застройки (ЗОЗ). Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами.

В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существующая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью излучения; применение специальных экранов из радиозащитных материалов; использование защитных лесопосадок; систематический контроль уровней излучения в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.006 и другие мероприятия.

Концентрация загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при производстве строительных работ, а также из двигателей воздушных судов и наземного транспорта при эксплуатации аэродрома (фоновое загрязнение), не должна превышать предельно допустимых значений, устанавливаемых санитарными нормами.

Статья 78. «СЗ-3». Санитарно-защитная зона кладбищ

Есть три случая, когда проведение работы по определению размеров и формы защитной зоны должны проводиться:

  • При планировании и создании новых мест организованного погребения. Если план не обязателен, натурными измерениями проводится подтверждение этого факта.
  • Расширение или модернизация объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности.
  • В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются, при необходимости делается запрос администрации места захоронения.

СЗЗ очистных сооружений

В разделе 13 СанПиН определены размеры СЗЗ для разных типов очистных сооружений (ОС), в том числе полей и прудов. Величина СЗЗ зависит от производительности сооружений:

Тип сооружения Производительность тыс. куб.м./сут Класс Размер СЗЗ, м
1. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила >280 I 1000
2. Поля орошения или фильтрации >50 I 1000
3. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила 50-280 II 500
4. ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка 50-280 II 500
5. Поля орошения или фильтрации 5-50 II 500
6. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила 5-50 III 300
7. ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка 5-50 III 300
8. Поля орошения или фильтрации 0,2-5 III 300
9. Пруды для биологической очистки, сливные станции III 300
10. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила IV 100
11. ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка IV 100
12. Поля орошения или фильтрации IV 100
13. Открытого типа ОС поверхностного стока, пункты для сплава снега, снеготаялки IV 100
14. КНС и резервуары, служащие для аварийной регулировки, ЛОС от 1 тыс. куб.м/сут V 50
15. Закрытого типа ОС поверхностного стока V 50
16. Поля подземной фильтрации V 50

Целевое строительство зданий и сооружений, размещение других объектов на участке, отведенном для городского кладбища, должно реализовываться в рамках действующего законодательства (Градостроительный кодекс РФ и другие). При их проектировании важно максимально учитывать и постараться сохранить существующую естественную многолетнюю растительность. Например, расстояние от ближайшего дерева до могилы должно быть не меньше пяти метров. На стадии проектирования для этого, в числе других видов изысканий, выполняется подеревная съемка.

Кладбище относится к группе объектов, для которых должно обеспечиваться устройство специальной допустимой барьерной полосы. В систематизации Санитарных правил и норм (2.2.1/2.1.1.1200-03) оно выступает потенциально опасным с точки зрения вредного воздействия на окружающую среду прилегающих территорий.

Требования к кладбищам

Кладбища располагаются в пригородной зоне с учетом требований санитарной и экологической безопасности. В санитарно-защитной зоне нельзя располагать дачи, коттеджи, скважины для забора воды, площадки для детских игр и спортивных состязаний, а в уже построенных для обслуживания кладбищ служебных помещениях работники должны работать строго ограниченное время.

Использование территорий, на которых располагались захоронения, разрешено не ранее чем через 20 лет после их переноса и только в целях озеленения. Если в ходе строительных работ были обнаружены могилы, грунт с этой территории не должен использоваться. Участок необходимо рекультивировать. На нём нельзя строить дороги, жилые и производственные здания.

Глубина залегания водоносного слоя должна быть больше 2,5 метров, а воду для питьевых нужд нужно брать из более высокого водоносного слоя или с верхней точки по отношению к кладбищу. До водозабора от границ традиционного кладбища должно быть не меньше километра. Отходы работы организаций, занимающихся хранением и омовением тел, считаются токсичными. Стоки должны обеззараживаться и разбавляться перед попаданием в канализацию.

Ветер со стороны крематория и даже традиционного кладбища должен преимущественно дуть в противоположную сторону от заселенных территорий. Защитная зона кладбищ не должна совпадать с жилой застройкой, а также с территориями санаториев, курортов и прочих зон, используемых населением для отдыха и рекреации.

При эксплуатации объекта в штатном режиме санитарная зона должна обеспечивать его безопасность для проживающей на близлежащей территории населения. Предусматриваемые ограничения в использовании земель возле кладбищ и крематориев снижают физическое, химическое и биологическое воздействие на среду обитания до нормативных показателей.

1. Тепловые электростанции (ТЭС) эквивалентной электрической мощностью 600 мВт и выше, использующие в качестве топлива уголь и мазут, относятся к предприятиям первого класса и должны иметь СЗЗ не менее 1 000 м, работающие на газовом и газомазутном топливе, относятся к предприятиям второго класса и должны иметь СЗЗ не менее 500 м.

Читайте также:  Досрочный выход на пенсию инвалидов

2. ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе, относятся ко второму классу с СЗЗ не менее 500 м, работающие на газовом и газомазутном топливе (последний — как резервный), относятся к предприятиям третьего класса с СЗЗ не менее 300 м.

3. Минимальная СЗЗ от золоотвала ТЭС должна составлять не менее 300 м (третий класс) с осуществлением древесно-кустарниковых посадок по его периметру.

4. При установлении минимальной величины санитарно-защитной зоны от всех типов котельных тепловой мощностью менее 200 кГал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, необходимо определение расчетной концентрации в приземном слое и по вертикали с учетом высоты жилых зданий в зоне максимального загрязнения атмосферного воздуха от котельной (10-40 высот трубы котельной), а также акустических расчетов. СЗЗ при расчетных значениях ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха в пределах ПДК в приземном слое и на различных высотах прилегающей жилой застройки не должна быть менее 50 м, если по акустическому расчету не требуется корректировки в сторону ее увеличения.

При наличии в зоне максимального загрязнения от котельных жилых домов повышенной этажности высота дымовой трубы должна быть как минимум 1,5 м выше конька крыши самого высокого жилого дома.

V. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам

91. Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее — качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков:

  • в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее — первая категория водопользования);
  • для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее — вторая категория водопользования).

В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.

92. В водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать:

  • сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов;
  • сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения;
  • неочищенные сточные воды водного транспорта;
  • пульпу, снег;
  • отходы;
  • нефтепродукты и нефтесодержащие воды.

Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения.

Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Биологические пруды для доочистки стоков должны быть организованы на участках со слабофильтрующими грунтами или с использованием гидроизолирующей защиты.

93. На водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей, запрещается молевой сплав древесины, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги.

94. Запрещается мойка транспортных средств в водных объектах и на их берегах, а также проведение работ, являющихся источником загрязнения вод, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

95. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс и удаление, в соответствии с нормами радиационной безопасности, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности населения.

96. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.

97. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

98. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны:

  • проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов;
  • контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;
  • своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.

99. Санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод.

100. Для орошения почвы в области питания подземных вод допускается использование сточных вод, отвечающих микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с правилами установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенными в приложении N 5 к Санитарным правилам.

101. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим закачку сточных вод в подземные водные объекты, оборудуются наблюдательные скважины, в которых должны контролироваться показатели, характеризующие химический состав закаченных сточных вод, выбранные с учетом правил установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенным в приложении N 5 к Санитарным правилам.

102. Производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект.

При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.

103. Место, периодичность отбора проб воды поверхностного водного объекта при осуществлении производственного контроля водопользователями устанавливаются в зависимости от функционального назначения контролируемой зоны:

  • в местах расположения водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения — в соответствии с приложением N 4 к Санитарным правилам;
  • на водных объектах в местах массового отдыха населения и рекреационных зонах в период использования водного объекта для купания — по микробиологическим показателям — один раз в 10 календарных дней; по органолептическим, санитарно-химическим и паразитологическим показателям — один раз в месяц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *