Штрафы за нарушение сроков сдачи отчётности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение сроков сдачи отчётности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Комментарий к ст. 119 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 01.01.2014, сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.
При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479, от 29.04.2011 N 03-02-08/48.
Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.2014 N СА-4-7/19945).
Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 09АП-29306/2011-АК).
Вместе с тем по вопросу применения пункта 1 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.
Как указано в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в пункте 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.
Неоднозначность толкования нормы устранена с 01.01.2014 посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, которым в пункте 1 статьи 119 НК РФ словосочетание «неуплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».
На устранение неоднозначности толкования пункта 1 статьи 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.2014 N СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу письма ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@».
В письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 отмечено, что статьей 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 рублей.
Минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 рублей Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что пункт 1 статьи 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.
В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Кодекса.
Уголовные преступления
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Не успели подтвердить основной вид деятельности
Раньше справку, подтверждающую основной ОКВЭД, нужно было передавать в Соцфонд. Теперь — в объединённый департамент, так как он выполняет те же функции, что прежние по отдельности.
Конкретно за опоздание со справкой санкций нет. Вовремя отчитаться тут стоит по другой причине. Фонд ежегодно устанавливает тарифы страхования от несчастных случаев на производстве, отталкиваясь от основного ОКВЭД предприятия. Если он не знает, какой из кодов в реестре главный — рассчитает их по тому, что имеет самый высокий класс риска. И начислит дополнительные взносы к уплате.
Предприятия могут не подавать справку и ничем не рисковать в двух случаях:
- их главный вид деятельности изначально с самым высоким классом риска;
- в выписке указан только один ОКВЭД.
Ответственность за неуплату налогов и непредставление налоговой декларации для юридических лиц
Решая вопрос об уплате налогов и представлении деклараций (расчетов) по налогам, следует учитывать 5 «твердых» фактов, связанных с данными обязанностями плательщиков. Рассмотрим их в материале.
Факт первый. Обязанность плательщика подать декларацию (расчет) по соответствующим налогам, сборам в определенный срок установлена НК.
Налоговые обязательства определяются самим плательщиком ежемесячно либо ежеквартально и отражаются в налоговых декларациях (расчетах), которые плательщик обязан подать в налоговый орган в строго установленный срок.
Как правило, это 20-е число месяца, следующего за отчетным, или месяца, следующего за соответствующим кварталом.
Также это может быть ближайший рабочий день, в случае когда 20-е число приходится на выходной и (или) нерабочий государственный праздник .
- Налоговые декларации подаются в своем подавляющем большинстве в электронном виде посредством электронного сервиса EDeclaration. Налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа обязаны представлять :
- — плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 15 и более человек. Среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Белстатом;
- — плательщики НДС.
- Если представление декларации (расчета) невозможно в связи с :
- — недоступностью портала МНС;
- — недоступностью единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (в том числе из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части));
- — недостаточностью ресурсов порталов;
- — ошибками программного обеспечения порталов;
- — недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с этими порталами, включая недостаточность ширины каналов связи с ними;
- — невозможностью подписать налоговую декларацию (расчет) в связи с недоступностью зарубежного оператора сотовой связи и (или) в связи с отсутствием доставки им сообщения, необходимого для использования плательщиком ЭЦП, в таких случаях срок представления налоговой декларации (расчета) продлевается на время, необходимое для устранения причин, по которым организация не может ее представить.
Важно!
Если по вышеназванным причинам плательщик не может подать налоговую декларацию в электронном виде, то декларация подается в письменной форме .
Однако следует иметь в виду, что одновременная личная подача деклараций (расчетов) в письменной форме всеми плательщиками непосредственно в налоговые инспекции, скорее всего, создаст очереди и затруднит подачу в установленный срок.
При этом обязанность подать декларацию в установленные сроки сохраняется. Одним из законных способов подачи декларации (расчета) в установленный срок является направление почтой не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Днем ее представления в таком случае будет дата приема почтового отправления .
Плательщик может до 24.00 подать декларацию посредством электронного почтового отправления (через личный кабинет плательщика), такая декларация считается поданной в установленный срок .
Факт второй. Соблюдение плательщиками обязанности представлять декларации (расчеты) в установленный срок обеспечивается мерами административной ответственности.
- Так, нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке не более 3 рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере :
- — до 1 БВ — на должностное лицо организации;
- — от 0,2 до 1 БВ — на ИП.
- Если несвоевременное представление декларации составит более 3 рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, то оно влечет наложение штрафа в размере :
- — 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ — на должностное лицо организации;
- — 10% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 БВ — на ИП.
Важно!
Административная ответственность налагается в отношении должностных лиц организации и ИП. В отношении самой организации административная ответственность не применяется.
Факт третий. Своевременное представление налоговых деклараций (расчетов) обеспечивается приостановлением расходных операций по счетам плательщика.
Название отчета |
Юридические лица | ИП |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность | 200 рублей | — |
3-НДФЛ | — | 1 000 рублей |
6-НДФЛ (со справками 2-НДФЛ) | 5 % от суммы налога, но не менее 1 000 рублей | |
Расчет авансовых платежей по налогу на имущество | 200 рублей | — |
Налоговый расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям | 200 рублей | — |
НД по налогу на прибыль организации | за промежуточную форму — 200 рублей, за годовую — 5 % от суммы налога, но не менее 1 000 рублей |
— |
НД по транспортному налогу | 5 % от суммы налога, но не менее 1 000 рублей |
— |
НД по налогу на имущество | — | |
НД по земельному налогу | — | |
НД по НДС | 5 % от суммы налога, но не менее 1 000 рублей | |
НД по акцизам | ||
НД по водному налогу | ||
НД по УСН | ||
НД по ЕСХН | ||
Единая упрощенная декларация | ||
НД по налогу на игорный бизнес | ||
Расчет страховых взносов | за квартальный отчет — 200 рублей, за годовой — 5 % от суммы налога, но не менее 1 000 рублей |
Если отчет не сдать вовремя, налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации через 10 рабочих дней после отчетной даты. Дополнительно на должностное лицо накладывается административный штраф от 300 до 500 рублей за каждую несданную декларацию.
Последствия непредставления или несвоевременного предоставления декларации
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации в налоговый орган влечет наложение штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством.
Смешение всех налогоплательщиков и вменение в обязанность всем уплаты налогов и заполнения деклараций, которые должны делать владельцы заводов и пароходов, а так же дядя Вася, что прикрутил соседке кран и заработал таким образом 200 рублей, создаёт задачу, решить которую сможет только огромнейший штат налоговых инспекторов.
Когда-то в РФ и впрямь попытались пойти путём обложения налогами всех поголовно, но быстро поняли, что штат налоговиков для этого должен быть слишком огромным, а параллельно с инспекторами должна работать ещё и специализированная налоговая полиция. В результате уровень коррумпированности страны вырос неимоверно, а польза оказалась крайне сомнительной.
Поэтому налоговую полицию упразднили полностью, а огромную армию налоговиков, получающих зарплату из бюджета, который они не только пополняли, но и тратили, существенно сократили.
В настоящее время налоговые службы традиционно не обращают внимание на нигде не зарегистрированных в качестве предпринимателей или самозанятых граждан с оборотом на индивидуальных банковских счетах до 30 тыс. рублей в месяц. Не требуется приносить декларации и владельцам обычных квартир.
Однако российское налоговое законодательство построено по принципу заведомой избыточности. В любой момент власти, потерявшие точку опоры в виде дохода от продаж углеводородов, могут потребовать уплаты им дани со всех категорий доходов и с любой собственности. Пока останавливает их только то, что эффект от обложения налогом нищего население страны будет в лучшем случае нейтральным в экономическом смысле.
Сроки представления деклараций определены несколькими положениями ч. II НК РФ. К примеру, на основании п. 5 ст. 174 НК РФ все налогоплательщики по НДС должны представить в налоговые органы декларацию в принятом формате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если другие правила не предусмотрены гл. 21 НК РФ. Точно так же установлены сроки и для всех других видов налога.
В настоящее время сумма штрафа по п. 1 рассматриваемой статьи определяется исходя из суммы налога, выплаты которого были просрочены. Её следует определять на дату истечения срока перечисления налога.
До 2014 г. предусматривался штраф исходя из не выплаченной суммы налога, в связи с чем возникали вопросы о том, на какую дату ее следовало определять. Судьи ВАС РФ указывали, что размер не выплаченной суммы определяется на момент истечения срока уплаты налога.
Штраф может быть применен только после того момента, как налогоплательщик предоставит налоговую декларацию, но не расчет авансового платежа по итогам отчетного периода.
О разнице того и другого говорят комплексные толкования п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ. Ответственность за опоздание в предоставлении декларации не касается ответственности за несвоевременное представлении расчета авансовых платежей. Это положение не зависит от названия документа в НК РФ.
Понимать сущность нужно по контексту. Об этом говорит Письмо ФНС РФ от 22.08.2014 г. № СА-4-7/16692, в котором раскрываются особенности применения некоторых положений ПП ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.
Новые сроки и порядок сдачи декларации по налогу на прибыль
Наряду с обновлением формы налоговой декларации по налогу на прибыль, для компаний с начала 2023 года были установлены и новые сроки ее представления. Изменения обусловлены переходом налогоплательщиков на единые сроки сдачи налоговой отчетности. Таким сроком для всех налогоплательщиков является 25-е число месяца, следующего за окончанием соответствующего налогового или отчетного периода.
Теперь налоговую декларацию по налогу на прибыль за прошедший год необходимо представлять уже не до 28 марта включительно, как это было раньше, а не позднее 25 марта текущего года (п. 4 ст. 289 НК РФ). На указанный предельный срок представления декларации распространяется общее правило переноса налоговых сроков, установленное в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ. Согласно данному правилу, если последний день срока подачи налоговой отчетности приходится на день, признаваемый выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днем, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В 2023 году этот день выпадает на субботу, выходной нерабочий день. Соответственно, крайний срок сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2022 год переносится на 27 марта 2023 года. Данный срок не зависит от формы представления налоговой декларации.
Как и прежде, декларацию организации должны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения. В электронной форме декларацию обязаны представить крупнейшие налогоплательщики и организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Также в электронной форме декларацию должны представить вновь созданные (например, в конце 2022 года), в том числе при реорганизации, организации, численность работников которых превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Все прочие компании вправе отчитаться как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Но в любом случае декларации по налогу на прибыль за 2022 год все они обязаны представить не позднее 27 марта 2023 года.
Причем налогоплательщики обязаны подать декларацию за 2022 год независимо от наличия у них в минувшем году обязанности по уплате налога и авансовых платежей по нему, а также особенностей исчисления и уплаты налога. Если организация не имела в 2022 году прибыли и рассчитанного налога к уплате, то это не освобождает ее от сдачи декларации за 2022 год. В этом случае в ИФНС необходимо представить налоговую декларацию с нулевыми показателями. Для этого в инспекцию представляется заполненный титульный лист декларации, заполненный раздел 1, лист 02 и приложения 1 и 2 к данному листу, в которых необходимо проставить прочерки. Несдача декларации, равно как и нарушение сроков ее представления грозит организациям налоговой ответственностью в виде штрафов.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
Объект — установленный законом порядок учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Объективная сторона — грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:
1) отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;
2) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Субъект — налогоплательщик.
Субъективная сторона — виновное совершение деяния.
Санкция — взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Смягчающие и отягчающие обстоятельства
В п. 3 ст. 114 НК РФ указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, является открытым (п. 1 ст. 112 НК РФ), поэтому у налогоплательщика есть возможность снижения суммы штрафа в том числе за непредставление налоговой декларации (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999).
Так, сумма штрафа подлежит уменьшению, если: налогоплательщик впервые за весь период осуществления деятельности подал налоговую декларацию с нарушением срока представления, при этом налог полностью уплачен на ее основании (Постановление ФАС МО от 04.08.2011 N КА-А40/8428-11); период просрочки представления декларации незначителен (Постановление ФАС МО от 24.08.2011 N КА-А40/9310-11); организация находится в тяжелом финансовом положении (Постановление ФАС ДО от 03.06.2011 N Ф03-2093/2011).
Если несвоевременное получение декларации налоговой инспекцией вызвано причинами, не зависящими от организации, суды признают привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ неправомерным (Постановление ФАС МО от 26.07.2011 N КА-А40/7709-11).
Несмотря на арбитражную практику, налоговые органы считают, что минимальную сумму санкции в размере 1000 руб. нельзя уменьшить даже при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (Письмо ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@).
Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ единственным обстоятельством, отягчающим ответственность, является совершение нарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное нарушение. В этом случае штраф увеличивается в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ). По мнению Минфина России, в двойном размере может быть взыскан и минимальный штраф (Письмо от 17.01.2012 N 03-02-08/3). При этом повторным считается аналогичное нарушение, совершенное в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (п. 3 ст. 112 НК РФ).
Заполнение декларации
Оптимально заполнять листы декларации в такой последовательности:
Титульный лист |
↓ |
Приложения № 1 и 2 к Листу 02 |
↓ |
Лист 02 |
↓ |
Подраздел 1.1 Раздела 1 |
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1.
Общее понятие о налогово декларации?
Ответ: Налоговая декларация — это официальный документ, который имеет определенную законодательством форму. Декларация может быть в виде заявления от налогоплательщика, или же может быть составлена в электронном варианте, оба варианта имеют одинаковую юридическую силу.
Вопрос №2.
Какая информация должна быть отображена в декларации?
Ответ: В данном отчете, гражданину уплачиваемому налог на прибыль, необходимо указать следующие данные:
- Информация об имеющихся доходах;
- Информация о расходах;
- Информация о способе получения дохода;
- Суммы доходов;
Так же в данном заявлении необходимо указать полные данные гражданина, который составляет декларацию. Обязательным условием для подачи расчета по доходам является указание идентификационного номера налогоплательщика.
Вопрос №3.
Основные сроки подачи декларации.
Ответ: Важным условием подачи декларации является соблюдение сроков. Декларация подается ежегодно, не позднее 28 марта. Но согласно, законодательства Российской Федерации, каждый налогоплательщик обязан предоставлять в налоговый орган и промежуточные декларации. В качестве промежуточных деклараций выступают такие виды отчетов:
- Отчет о полученных доходах за первый квартал;
- Отчет о полученных доходах за полугодие;
- Отчет о полученных доходах за девять месяцев;
Но условие сдачи остается неизменным, это 28 число, предшествующее за отчетным периодом.
Вопрос №4.
Какая предусмотрена ответственность за нарушение сроков подачи отчета?
Ответ: Несоблюдение данных сроков может привести к административной и налоговой ответственности. Это регламентируется в статье № 106 налогового Кодекса Российской Федерации.
Штрафы за несвоевременную подачу декларации:
- За нарушение сроков подачи отчета в налоговую службу, взыскивается штраф в размере 5% от налога на прибыль;
- За несвоевременное предоставление или не предоставление декларации, руководителю организации, налогоплательщику выдвигается административный штраф в размере 300-500 рублей;
За нарушение срока сдачи декларации ст. 119 НК РФ предусмотрен штраф. Его размер — 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц ее непредставления (но не более 30% этой суммы и не менее 1000 руб.).
Ответственности подлежат как плательщики налога на прибыль, так и налоговые агенты.
Обратите внимание: штраф по ст. 119 НК РФ может налагаться только за просроченные годовые декларации. Если вы опоздаете с «прибыльной» декларацией отчетного периода, инспекция вправе оштрафовать вас лишь на 200 руб. (по ст. 126 НК РФ).
Подробнее об ответственности, предусмотренной за нарушение сроков подачи декларации, читайте в этом материале.
Помимо налоговой возможна и административная ответственность должностных лиц. Это может быть предупреждение или штраф в сумме от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ). Их налагает суд по заявлению налоговой инспекции.
Кроме штрафа возможна также блокировка счета.
Актуальный в 2023 году бланк этой декларации — форма по КНД 1151085, утверждённая ещё в июле 2007 года приказом Минфина России № 62н. В ней два листа, но компании и индивидуальные предприниматели заполняют только первый. Второй нужен для физлиц, не имеющих статуса ИП, которые не указали на листе 1 свой ИНН.
В форме необходимо отразить такие сведения:
- ИНН, а для организаций ещё и КПП. При указании ИНН организации в первых двух ячейках проставляется «00»;
- вид документа — 1, если за отчётный период он подаётся впервые. Если это корректирующий отчет, ставится код 3, а через «/» отражается номер корректировки;
- год, к которому относится отчёт;
- название и код ИФНС;
- наименование компании или ФИО предпринимателя;
- код ОКАТО;
- ОКВЭД.
Далее идет таблица – в ней нужно указать налоги, в отношении которых заполняется декларация. Налоги отражаются построчно в том порядке, в котором в Налоговом кодексе идут соответствующие им главы. То есть на ОСНО сначала указывается НДС (глава 21), а затем налог на прибыль (глава 25).
Ответственность за задолженность ограничена сроком
В силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. В частности, на основании ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ. Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. При этом, казалось бы, правонарушение надо относить непосредственно к тому периоду, за который образовалась задолженность. Но на практике под правонарушением в данном случае понимается собственно неуплата налога. Поэтому оно считается произошедшим в следующем налоговом периоде, и отсчет срока давности начинается по окончании того налогового периода, когда произошла неуплата (см., например, постановления АС ВВО от 05.12.2018 № Ф01-4933/2018 по делу № А11-9880/2016, от 27.12.2017 № Ф01-5862/2017 по делу № А43-19323/2016, АС МО от 21.01.2015 № Ф05-15736/2014 по делу № А40-32621/14, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.02.2015 № 2-КГ14-3, ВС РФ от 20.03.2020 № 306-ЭС20-1522 по делу № А57-3949/2019).
Пример. Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, в январе 2018 года не отразила в налоговом учете операцию по реализации товара. Это выяснилось в ходе налоговой проверки, которая была проведена в 2020 году. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Срок уплаты налога за налоговый период 2018 года – 28.03.2019. Значит, срок давности по взысканию налога на прибыль, задолженность по которому возникла в данном случае, начал течь с 01.01.2020 и закончится 31.12.2022. Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Срок уплаты налога за I квартал 2018 года – 25.04.2018. В отношении задолженности по этому налогу в рассматриваемой ситуации срок давности начал течь 01.07.2018 и закончится 30.06.2021.
Течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня оформления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.
Штрафы за несдачу или несоблюдение сроков сдачи отчетности
Предприятия и предприниматели (ИП) обязаны предоставлять в ИФНС отчетность, за нарушение сроков сдачи или несдачу которой в определенный промежуток времени НК РФ установлены санкции.
За задержку представления налоговой декларации или отчетности по страховым взносам налогоплательщику грозит штраф за каждый месяц пропуска, полный или неполный, в размере 5% налога или взноса, который вовремя не уплачен. Об этом говорится в п. 1 ст. 119 НК РФ. Минимальное наказание составляет 1000 руб., максимальное — 30% неуплаченного сбора или взноса.
- 200 руб. за 1 непредставленный документ;
- 500 руб. за неверный документ (штрафуется налоговый агент);
- 5000 руб. за неправомерное несообщение сведений;
- 20 000 руб. за повторное подобное нарушение.