Что делать при ДТП? Памятка водителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при ДТП? Памятка водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

Работнику назначили уголовное наказание

Иногда по итогам аварии в отношении работника возбуждают уголовное дело. Например, если второй участник ДТП получил тяжкий вред здоровью. Обвинительный приговор в отношении работника подтвердит, не только его вину в преступлении. Приговор означает, что работник причинил компании ущерб в результате преступных действий. Это позволит взыскать с него полную стоимость ремонта корпоративного автомобиля (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Но дело не всегда заканчивается обвинительным приговором. Например, работник избежит уголовного наказания, если:

— он примерится с потерпевшим;

— его амнистируют;

— истекут сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Без обвинительного приговора, компания сможет взыскать с работника только ущерб в размере среднего заработка. Постановление о прекращении уголовного дела не заменит обвинительный приговор.

Судебная практика

Учреждение потребовало взыскать с работника стоимость ремонта автомобиля после ДТП. Юрист учреждения просил учесть, что в отношении работника возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Суд взыскал только средний заработок. Правоохранительные органы прекратили дело по амнистии. Поэтому обвинительный приговор в отношении работника не выносили. Значит, нет оснований для полной материальной ответственности (апелляционное определение Мурманского областного суда от 24.12.2015 № 33-4073/2015).

Варианты происшествий

В дорожно-транспортном происшествии могут участвовать:

  • собственные машины компании;
  • одно свое авто, другое – стороннее;
  • два сторонних автомобиля.

В первом и втором случае расследованием дела занимается только специальная комиссия компании. Но тут есть нюансы:

  1. Если обе машины принадлежат компании, то комиссия вправе по своему усмотрению наказать виновника ДТП – объявить ему выговор, лишить премии, уволить по статье, отправить в неоплачиваемый отпуск.
  2. Если своя машина въехала в чужую, то наказать виновника вправе комиссия предприятия – его могут оштрафовать или снять с должности, но только в рамках закона и по приказу за подписью директора учреждения.
  3. Если в аварии виновата чужая машина, то наказать постороннего водителя комиссия не может. Члены органа проводят расследование, а материалы дела передают в суд. Служители Фемиды определяют степень вины водителя-виновника автоаварии и назначают ему соизмеримое наказание.
  4. То же самое происходит в том случае, если участниками аварии стали посторонние машины. В этом случае комиссия вправе отказаться от проведения расследования и передать дело в руки сотрудников Госавтоинспекции.

Теперь вы знаете, что первым делом нужно делать, увидев сорванный пистолет в бензобаке на заправке. В действительности сорвать его не так сложно, поскольку на современных АЗС имеются специальные шланги, которые при определённом усилии отцепляются, предотвращая более серьёзные повреждения колонки. Нет ничего катастрофического в том, что вы вдруг сорвали на автозаправочной станции пистолет. Такое происходит со многими водителями. Потому вы вовсе не являетесь первым, и точно не останетесь последним. Для определения ответственности стоит заглянуть в первую часть 1064 статьи действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Этот документ говорит о том, что при причинении вреда человеку, либо имуществу граждан и юридических лиц, виновная сторона обязана в полной мере возместить ущерб.

Стоит ли покидать место ДТП

Ошибочно считать, что подобные ситуации случаются исключительно с женщинами. Часто мужчины любят рассказывать друзьям, как их жена сломала пистолет на заправке, и судорожно звонила ему и спрашивала, что делать. Существует наглядная статистика, указывающая на то, что мужчины даже чаще женщин оказываются виновниками в срыве заправочных пистолетов. Исход происшествия во многом зависит от того, как поступит водитель. Да, женщины более эмоциональные, из-за чего под влиянием волнения или стресса способны на необдуманные поступки. Потому довольно часто они просто уезжают в панике. Но так же могут поступить и мужчины, находящиеся за рулём. Есть другая категория автомобилистов, которые намеренно и осознанно скрываются с места ДТП. И тут возникает закономерный вопрос относительно того, стоит ли это делать. Поскольку описанное происшествие попадает под характеристику ДТП, при оставлении места аварии предусмотрено административное наказание. Основой для выбора меры пресечения будет Кодекс об административных правонарушениях. А если быть точнее, то это 2 пункт статьи 12.27. В случае оставления водителем места ДТП его по закону могут лишить прав на управление транспортным средством. Причём срок довольно внушительный, и составляет от 12 до 18 месяцев. Альтернативной мерой пресечения является арест. Арестовывают правонарушителей на срок не более 15 суток.

Читайте также:  Администрация Егорлыкского района

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст.

1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС.

Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД).

А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы.

Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК.

Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины.

Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам

Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.

При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.

Судебная практика

Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).

Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?

Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.

Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).

Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль). Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.

Читайте также:  Оценка залива квартиры - как не потерять право на возмещение ущерба?

Как отбить претензии налоговиков

Налог на добавленную стоимость

Налоговики пытаются оспорить уменьшение налоговой базы по НДС на суммы входящего НДС по автомобилю. Аргумент чиновников – работники компании используют автомобили для личных поездок. Значит, компания не использует автомобили в операциях, признаваемых объектами обложения НДС.

Суды формально подходят к рассмотрению споров с налоговиками по данному вопросу. Для принятия к вычету входящего НДС они требуют от компании первичные документы на автомобили: договор купли-продажи; товарную накладную; счет-фактуру; справку о постановке на учет в ГИБДД; выписку из бухучета о том, что ТС состоит на балансе.

Если такие документы есть, и налоговый орган не предоставил доказательств, подтверждающих обратное, значит, автомобиль находится в собственности компании, и она использует его для служебных поездок (постановление Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. по делу №А52-3782/2014, Уральского округа от 20 мая 2016 г. по делу №А60-37795/2015).

Налог на прибыль организаций

Также налоговики пытаются оспорить расходы в виде сумм начисленной амортизации на автомобиль, которые компания учитывает при расчете базы по налогу на прибыль. Судебная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу компаний. Суды изучают правила пользования служебными автомобилями компании, приказы о введении автомобилей в эксплуатацию, акты на списание топлива, путевые листы, чеки по оплате топлива, приказы о закреплении автомобилей за работниками, доверенности на управление автомобилями.

Если с документами все в порядке, суды указывают, что компания вправе начислять амортизацию на автомобили и таким образом уменьшать базу по налогу на прибыль (Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2013 г. №Ф09-5047/13 по делу №А60-34769/2012, Московского округа от 3 июля 2013 г. по делу №А40-92882/12-91-495б 19 ААС от 17 июня 2015 г. по делу №А35-5388/2014).

Налог на доходы физических лиц

У работника возникает доход в натуральной форме, если компания оплачивает ему бензин во время поездок по личным делам. Следовательно, компания как налоговый агент обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с такого дохода работника. Налоговики предъявят претензии, если компания этого не сделает. Тем не менее, судебная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний Причина – налоговики не могут доказать, что работник тратил бензин во время личной, а не служебной поездки ( постановление ФАС Московского округа от 12 апреля 2011 г. по делу №А40-75063/10-142-387, 14 ААС от 31 июля 2013 г. по делу №А13-9607012).

Определение земельных владений организации

Часто возникают споры – что такое территория предприятия: это место рядом со зданием или вся земля, которая принадлежит конкретной фирме? Второй вариант хоть и близок к истине, но не является исчерпывающим.

Под территорией предприятия сегодня понимают участок земли, которым конкретная организация владеет по праву собственности или аренды.

На ней может быть установлен специальный пропускной режим, действовать внутренние правила и распорядки без нарушения требований (п. 1.2 Правил Дорожного Движения РФ).

Здесь могут свободно курсировать машины данной организации и транспорт партнеров, заказчиков, подрядчиков. Чтобы вопросов, касаемых передвижения на участке фирмы, не возникало, каждый водитель получает специальный пропуск на транспортное средство.

Комиссия должна оформить аварию в границах владений фирмы особенным образом. В частности, составляется карточка происшествия.

В нее включают такие сведения:

  • дата, время, точное место ЧП;
  • состояние дороги;
  • информация о машинах и водителях;
  • данные о пострадавших (указывается количество раненых и погибших, характер телесных повреждений);
  • цель поездок машин;
  • время работы водителей ТС;
  • соблюдение графиков и маршрутов;
  • состояние водителей (находились ли они под действием алкоголя, наркотических, психотропных веществ); • вред.

По результатам расследования комиссия составляет акт служебного расследования.

В него включают следующие данные:

  • данные о самой комиссии, ее членах;
  • информацию об участниках ДТП;
  • обстоятельства произошедшего;
  • выводы;
  • поврежденное имущество.
  • результаты разбирательства.

В обязательном порядке должна быть произведена видео и фотосъемка события. Важно использовать качественное оборудование, чтобы фото и запись получились качественными, не расплывчатыми.

Важно запечатлеть:

  • общий план;
  • каждую машину;
  • детали, которые отделились от машин в результате ДТП и оказались на дороге, за ее пределами;
  • повреждения транспортных средств;
  • состояние дорожного полотна;
  • по возможности – пострадавших.

Сведения о ЧП вносят в журнал служебных расследований.

Читайте также:  Оформляем отношения с материально ответственными лицами

Там указывают:

  • данные водителей-участников аварии;
  • данные транспортных средств, участвовавших в ДТП;
  • место, время, дата случившегося (где и когда все произошло);
  • обстоятельства и результаты расследования автоаварии;
  • материальный ущерб.

По желанию и приказу руководителя в журнале могут быть отражены и другие дополнительные сведения, например, состав комиссии, сроки разбирательства и прочее.

Подробную информацию можно найти в пункте 2 «Общие обязанности водителей» Правил Дорожного движения РФ (подпункты 2.5 и 2.6).

Какие расходы и кто должен оплатить

Вопрос о материальной компенсации решает комиссия предприятия, созданная для разбирательства обстоятельств ЧП. При назначении маткомпенсации можно руководствоваться таблицей.

Таблица 1. Кто оплачивает расходы в ДТП.

Расходы Кто оплачивает
Пострадали обе машины, принадлежащие предприятию Расходы на ремонт или замену могут быть возложены на водителя-участника аварии
Пострадала одна машина, принадлежащая предприятию, виновник – стороннее авто Расходы может возместить фирма, которой принадлежит пострадавшее авто, если водитель действительно не виноват в случившемся
Обе машины — посторонние Оплата компенсации решается через суд. Обычно расходы компенсирует тот, кто виноват в ДТП

Варианты происшествий

В дорожно-транспортном происшествии могут участвовать:

  • собственные машины компании;
  • одно свое авто, другое – стороннее;
  • два сторонних автомобиля.

В первом и втором случае расследованием дела занимается только специальная комиссия компании. Но тут есть нюансы:

  1. Если обе машины принадлежат компании, то комиссия вправе по своему усмотрению наказать виновника ДТП – объявить ему выговор, лишить премии, уволить по статье, отправить в неоплачиваемый отпуск.
  2. Если своя машина въехала в чужую, то наказать виновника вправе комиссия предприятия – его могут оштрафовать или снять с должности, но только в рамках закона и по приказу за подписью директора учреждения.
  3. Если в аварии виновата чужая машина, то наказать постороннего водителя комиссия не может. Члены органа проводят расследование, а материалы дела передают в суд. Служители Фемиды определяют степень вины водителя-виновника автоаварии и назначают ему соизмеримое наказание.
  4. То же самое происходит в том случае, если участниками аварии стали посторонние машины. В этом случае комиссия вправе отказаться от проведения расследования и передать дело в руки сотрудников Госавтоинспекции.

Но членам комиссии нельзя отказаться от содействия органам ГИБДД в проведении разбирательства по ДТП со сторонними машинами на участке фирмы. Если сотрудники предприятия стараются скрыть некоторые известные им факты, запутывают следы, это – прямое нарушение закона.

Первый вариант решения проблемы

Что делать, если оторвал пистолет на заправке? Первый вариант выхода из этой ситуации – попробовать договорится на месте. В принципе, ничего страшного не произошло, как правило, пострадавших нет (в редких случаях люди могут пострадать от отлетевшего топливного шланга или же когда на них попадает бензин – о компенсации ущерба таким гражданам придется договариваться в отдельном порядке).

Нужно идти с повинной к сотрудникам АЗС и постараться прийти к компромиссу о сумме ущерба. Иногда речь идет о символических 500 руб. И это не те деньги, чтобы о них переживать. В среднем работники станции обычно требуют 1,5-4 тысячи рублей. И в отдельных случаях придется заплатить чуть больше – 5-8 тысяч.

После того как будет достигнута договоренность, нужно обязательно взять с сотрудников АЗС расписку об отсутствии претензий.

Что делать водителю, если он не согласен заплатить заявленную сумму? В этом случае необходимо переходить ко второму варианту действий.

Если водитель скрылся с места происшествия, а позже его нашли сотрудники ГИБДД, то вероятное лишение прав может оказаться не единственной для него неприятностью. Владельцы АЗС могут подать на него иск о возмещении ущерба. А если за дело возьмутся толковые юристы, то ущерб можно раздуть до астрономических величин. В сумму включат не только стоимость заправочного устройства, но и затраты на бригаду ремонтников, за поврежденную колонку, ремонт колонки, за время простоя. Нельзя забывать и о судебных издержках и затратах на юристов – их оплачивает проигравшая сторона.

А суд в большинстве случаев встает на сторону пострадавших, в роли которых будут владельцы АЗС. Так что оставление места происшествия может вылиться для водителя в серьезные финансовые потери. Уж лучше расстаться с несколькими тысячами рублей, чем нести такие убытки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *