Налог на доходы физических лиц (НДФЛ, подоходный налог)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на доходы физических лиц (НДФЛ, подоходный налог)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Хоть раз каждый задавался этим вопросом: «Да куда вообще идут мои налоги? за что я плачу?». Здесь все просто — НДФЛ поступает в консолидированный бюджет РФ. То есть — в федеральный, бюджет субъекта, города и района.

85% от НДФЛ поступает в бюджет субъекта. То есть, если вы работаете в Краснодаре, то налог пополнит бюджет Краснодарского края. Остаток из 15% распределяется по местным бюджетам.

Иными словами, НДФЛ не уходит в федеральный бюджет — он остается в том субъекте, где вы работаете. Его тратят на благоустройство вашей области или города — строительство дорог, ремонт школ, работа больниц, проведение городских праздников.

Статьи расхода по бюджету можно найти на сайтах администраций субъектов РФ.


НДФЛ — не единственный налог в пользу государства. Есть еще пенсионные и страховые отчисления, налоги на имущество, а еще мы все платим НДC. Поэтому платим налоги и живем спокойно.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

С каких доходов платится налог

В самом простом, но одновременно и самом массовом варианте удержание НДФЛ производится с заработной платы бухгалтерией работодателя. Но подоходный налог берётся не только с зарплаты, налоги платятся также с премий и других выплат работникам. В целом же НК РФ определяет объекты налогообложения, как доходы, полученные налогоплательщиками НДФЛ (ст. 209):

  • от источников в РФ и/или от источников вне РФ – для налоговых резидентов РФ (п. 1);
  • от источников в РФ – для налоговых нерезидентов РФ (п. 2).
Читайте также:  Сколько могут удерживать из пенсии судебные приставы в 2023 году

Таким образом, плательщиками налога на доходы физических лиц являются как резиденты, так и нерезиденты РФ. Согласно ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговые резиденты – это физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на срок пребывания за границей для краткосрочного (менее 6 мес) лечения или обучения, а также для выполнения работ на морских месторождениях углеводородов. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов власти, откомандированные на работу за рубеж (ч. 3 ст. 207 НК РФ).

Другие виды налогооблагаемых доходов, кроме выплат от работодателей сотрудникам:

  • от продажи имущества;
  • от сдачи имущества, например, квартиры или авто, в аренду;
  • от операций с ценными бумагами;
  • полученные в виде дивидендов;
  • полученные в виде выигрышей в азартных играх и лотереях.

Отчетность и сроки перечисление налога

Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ). Именно с начала налогового периода нарастающим итогом учитывается доход, от которого зависит исчисление налога. Порядок и срок уплаты НДФЛ с зарплаты регламентируются ст. 226 НК РФ. Согласно её положениям:

  • перечисление НДФЛ производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачётом ранее удержанных сумм (ч. 2);
  • срок оплаты подоходного налога в 2023 году – не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода, срок уплаты налога на доходы физических лиц в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребёнком) и в виде отпускных – не позднее последнего числа месяца, в котором производились выплаты (ч. 6);
  • исчисленная и удержанная у работника сумма НДФЛ уплачивается в бюджет по месту учёта работодателя в налоговом органе (ч. 7).

Основное, что нужно понять, спрашивая о вариантах дохода – критерии оценки могут быть разными, а соответственно и классификация будет не одна.

Виды по тем, кто доход получает:

  • Государственные. Такие доходы идут в бюджет страны. Источники – все возможные.
  • Доходы компании. Поступления могут быть как в виде финансов, так и в виде имущественных доходов.
  • Доходы от торговой деятельности. Здесь объяснять не нужно. Средства от продажи чего-либо. Получает продавец.
  • Доходы населения. Те, что получают граждане в финансовом эквиваленте. Это может быть и заработная плата, стипендиальные выплаты, пособия и так далее.

Налоговая база для доходов в натуральной форме определяется исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. Возникает вопрос: в чем суть «аналогичности» применения статьи 40 НК? Конституционный Суд указал, что при получении дохода в натуральной форме (ст. 211 НК) налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из их цен, причем в соответствии со статьей 40 предполагается, что такая цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное (Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 162-О). Таким образом, ни о какой презумпции примата рыночной цены, определяемой в соответствии с п. п. 4 — 11 статьи 40 НК, над ценой сделки речи не идет. Представляется, что неопределенность фразы «в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ» должна разрешаться на основании двух принципов налогового права — о толковании неопределенности налоговых законов в пользу налогоплательщика и обязанности каждого платить налоги. В случае если стороны указали цену сделки, то статья 40 НК должна применяться в полном объеме, т.е. база должна определяться «в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ» и налоговые органы могут применять пункты 4 — 11 ст. 40 НК только в случаях, предусмотренных в пункте 2 указанной статьи, так как никакой ясности в том, что понимать под аналогичностью применения, в Налоговом кодексе не содержится. Если же стороны не указали цену сделки, то сам налогоплательщик обязан применить пункты 4 — 11 ст. 40, так как иначе будет нарушен принцип об обязанности каждого уплачивать налоги. При этом налоговые органы не связаны пунктом 2 статьи 40 НК в целях соблюдения данного принципа. Можно отметить, что судебная практика идет именно по этому пути (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006, 11.01.2007 N 09АП-17578/2006-АК по делу N А40-50490/06-20-217; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2004 N А56-25645/03).

Представим, что между физическими лицами заключен договор купли-продажи. После исполнения договора возникает вопрос: какая из сторон получила доход? Оба контрагента получили имущество, его стоимость может быть определена. С точки зрения покупателя, может ставиться вопрос о получении дохода в натуральной форме (с учетом его открытого перечня).

Доходы в рамках трудовых отношений

Своей волей и в своем интересе работник приобретает права на: заработную плату, гарантии материального характера (выплаты по больничным листам, оплата простоя и т.п.), санкции в виде материальной ответственности работодателя. На них работник получает право собственности либо права требования к банкам, которые позволяют оценить указанное предоставление.

Своей волей и в своем интересе работник приобретает права на некоторые виды компенсаций.

В отношении выдачи подотчетных сумм можно отметить следующее. На денежные средства, которые работник получает вместе с обязанностью истратить их на указанные работодателем нужды, работник приобретает права не по собственной воле и не в своем интересе, а подчиняясь воле работодателя произвести определенный расход. К тому же оценка таких денежных сумм в отношении работника, с учетом его обязанности истратить их на определенные работодателем деловые цели, невозможна.

Компенсация подотчетных сумм (истраченных работником за счет собственных средств и компенсируемых работодателем) освобождается от налогообложения пунктами 1 и 3 статьи 217 НК на основании требования трудового законодательства о полном обеспечении условий труда работника за счет работодателя (ст. 22 и ст. 56 ТК).

В определенных случаях работодатель оплачивает за работника товары, работы, услуги, имущественные права (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК). Суды понимают норму данного подпункта таким образом, что к доходам относится оплата только тех благ, которые удовлетворяют личный интерес физического лица, и в связи с этим утверждают, что, например, при оплате проживания сторонним работодателем за прикомандированного работника оплата производится не в его интересах, а в интересах направившей его компании и, таким образом, облагаемого дохода у этого работника не возникает. Можно сказать, что такое понимание является на сегодняшний день правоприменительной аксиомой.

Правда, согласно правилам синтаксиса словосочетание «в интересах налогоплательщика» относится только к перечислению «коммунальные услуги, питание, отдых, обучение». Однако понимание подпункта с точки зрения правил русского языка приводит к недоумению, почему в нем только некоторые объекты, например оплата коммунальных услуг, сопряжены с наличием в таких объектах интереса работника, а оплата, например, услуг связи должна подпадать под налогообложение вне зависимости от того, в чьих интересах такая связь используется.

Рассматривая указанную выше аксиому, также обращает на себя внимание следующее.

Читайте также:  Узнаем реальный пробег Lacetti

То, что все возмещения, включая возмещение проживания во время командировки, производятся в интересах работников, нельзя в принципе поставить под сомнение. Невозможно обосновать, что в трудовом законодательстве возмещение расходов установлено в интересах работодателя или что работодатель, оплачивая их, действует только в собственных интересах. Если бы не существовало требований трудового законодательства, работодателю было бы намного выгоднее, если бы работники сами несли бремя расходов на командирование. С другой стороны, абсолютно в любой выплате работодателя можно обнаружить и его интерес — производя добровольные выплаты, он, таким образом, посредством материального стимулирования оказывает влияние на поведение работника, мотивируя последнего либо лучше работать, либо отказаться от увольнения, либо же, наоборот, подтолкнуть его к этому; осуществление законодательно обусловленных выплат опять же выгодно работодателю, так как соблюдение законодательства является необходимым условием дальнейшего ведения бизнеса.

В то же время интерес работника в некоторых благах, как, например, в услугах гостиницы на время командировки, обусловлен в первую очередь не его волей, а обязанностью работника подчиниться власти работодателя, направляющего его в командировку.

С этой точки зрения можно сказать, что такой интерес работника обусловлен в большей части волей работодателя и именно о таком интересе идет речь в трудовом законодательстве в отношении компенсаций командировочных расходов.

Следует отметить, что только свободное выражение своей воли, например, в договорах, носящих частноправовой характер, дает основание утверждать, что в них выражен интерес физического лица. Когда свобода воли отсутствует (или имеется иной дефект воли), то утверждать, что физическое лицо имеет интерес в благах, полученных им, оснований не имеется.

Таким образом, обнаруживается два вида интереса — интерес работника, обусловленный его свободной волей, и интерес работника, обусловленный в значительной мере волей и интересом работодателя. Последний нельзя признать интересом физического лица с частноправовой точки зрения.

Неопределенность налоговых законов — в данном случае в отношении ситуации, когда с трудоправовой точки зрения интерес имеется, а с частноправовой — отсутствует — должна разрешаться в пользу работника-налогоплательщика, и при наличии только трудоправового интереса облагаемого дохода у работника возникать не должно.

Трудовые отношения характеризуются именно тем, что, заключив частноправовой договор, работник подпадает под «хозяйскую власть работодателя», а потому в ряде случаев получение благ работником уже продиктовано этой властью, а не его волей. Поэтому в тех случаях, когда работник получает блага в рамках трудовых отношений, надлежит исследовать вопрос, не получены ли они «по принуждению».

В то же время оплата проживания за члена семьи работника производится в интересах такого члена семьи, так как своими конклюдентными действиями (например, фактическое проживание в гостинице), осуществленными в полной мере по собственной воле, родственник работника декларирует свой интерес в оплаченной за него услуге.

Трудовой договор фиксирует свободное волеизъявление работника и работодателя. В нем может быть установлено, что работодатель оплачивает проживание работника, будь то в командировке или без таковой, в определенной сумме и на определенных условиях. В этом случае, даже при командировании, в части проживания работник уже не подчиняется власти работодателя — работник согласовал с ним условия своего проживания, т.е. выразил свой интерес по собственной воле, который ведет к получению работником дохода. Однако в силу пункта 3 статьи 217 НК командировочные расходы, включая расходы по найму жилого помещения, должны быть освобождены от налогообложения.

В случае, когда в трудовом договоре нет условия об оплате работодателем жилого помещения, работодатель оплачивает проживание, а работник фактически проживает в жилом помещении, можно говорить о возможности наличия интереса работника, выраженного его конклюдентными действиями. Однако однозначного вывода о действиях работника по собственной воле сделать еще нельзя — в командировке, как указано выше, он по общему правилу подчиняется власти работодателя, а потому действует не по своей воле; при обычной трудовой деятельности он также может подчиняться, например, требованию работодателя явиться на дежурство в течение нескольких минут, в связи с которым работодатель оплачивает проживание, например, в находящемся неподалеку общежитии.

Аналогичной следует признать ситуацию, когда в трудовом договоре указано: «Работодатель обеспечивает работника жилым помещением». При наличии такого условия еще не ясно, является ли проживание в данном жилом помещении свободным волеизъявлением работника или он подчиняется воле работодателя, принуждающей работника проживать в этом помещении. При этом принуждение не всегда выражается в виде какой-либо обязанности работника, за которую он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию. Принуждение может быть и фактического характера, например через указание на помещение, куда работник должен прибыть для проживания.

В отношении членов семьи работника, которые не могут находиться под властью работодателя, фактическое пользование благами всегда является достаточным свидетельством их интереса в таких благах, за которые произведена оплата работодателем.

Налог на доходы физических лиц

Определение 1

Налог на доходы физических лиц является наиболее значительным как по суммам поступлений, так и кругу плательщиков из имеющихся прямых налогов с населения.

Подоходный налог связан с различными сферами жизнедеятельности граждан, потому охватывает разнообразные источники доходов. Он рассчитывается и уплачивается в соответствии с главой 23 части II Налогового Кодекса Российской Федерации, которая была принята Федеральным законом 5 августа 2000-го г.

Определение 2

Налогоплательщики подоходного налога – это физ. лица, которые являются налоговыми резидентами России, а также физ. лица, которые не являются налоговыми резидентами России, получающие доходы от источников на территории российского государства.

Определение 3

Физические лица – это граждане России, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Определение 4

Физические лица, которые фактически находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Доходами от источников в налоговом законодательстве Российской Федерации признаются:

  • дивиденды с процентами, полученными от российского учреждения, а также проценты, получаемые от российских ИП и (либо) иностранной компании в связи с работой ее постоянного представительства в России;
  • страховые выплаты, когда наступают страховые случаи, получаемые от российской компании и (либо) от иностранного учреждения в связи с работой ее постоянного представительства в России;
  • доходы, получаемые от использования в России авторских либо других смежных прав;
  • доходы, получаемые от сдачи в аренду либо другого применения имущества, которое находится в России;
  • доходы от продажи:
  • недвижимого имущества, которое находится в России,
  • акций либо других ценных бумаг в России и долей участия в уставном капитале предприятий,
  • прав требования к иностранной либо местной организации ввиду деятельности ее постоянного представительства на территории российского государства,
  • прочего имущества, которое находится в России и принадлежит физ. лицу;
  • вознаграждение за исполнение трудовых либо других обязанностей, выполненные работы, оказанные услуги, совершенные в России;
  • пенсии, пособия, стипендии и другие типичные выплаты, получаемые налогоплательщиком согласно действующему российскому законодательству либо получаемые от иностранного учреждения ввиду деятельности ее постоянного представительства в России;
  • доходы, получаемые от использования всяких ТС, в частности, морские, речные, воздушные суда и автомобильные ТС, с целью перевозок в Россию и (либо) из России или в пределах страны;
  • доходы, получаемые от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), оптико-волоконных линий и (либо) беспроводной связи, прочих средств связи, в том числе компьютерные сети, на территории российского государства;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных граждан в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации касаемо обязательного пенсионного страхования;
  • прочие доходы, которые налогоплательщик получает после реализации им деятельности в России.
Читайте также:  Можно ли второй раз венчаться, правила и как получить разрешение

Объект налогообложения представляет собой доход, получаемый налогоплательщиком от:

  • источников в России и (либо) от источников за пределами государства – для физ. лиц, которые являются налоговыми резидентами России;
  • источников в России – для физ. лиц, которые не являются налоговыми резидентами России.

Устранение двойного налогообложения

Если налогоплательщик, являющийся налоговым резидентом России, фактически уплатил суммы налога с доходов, полученных за пределами российского государства согласно законодательству иных государств, тогда они не засчитываются при уплате налога в России, если другое не предусматривается соответствующим контрактом (соглашением) об избежании 2-го налогообложения.

С целью освобождения от уплаты налога, осуществления зачета, получения налоговых вычетов либо других налоговых привилегий налогоплательщики должны представить в орган Федеральной налоговой службы официальное подтверждение о том, что они являются резидентами государства, с которым Российская Федерация заключила действующий на протяжении конкретного налогового периода (либо его части) контракт (соглашение) об избежании 2-го налогообложения, и документ о полученном доходе и об уплате им налога за границей России, удостоверенный налоговым органом соответствующей иностранной страны. Данное подтверждение представляется как до уплаты налога либо авансовых платежей по налогу, так и на протяжении 1-го года после завершения того налогового периода, по итогам которого налогоплательщик хотел получить освобождение от уплаты налога, осуществить зачет, налоговый вычет или привилегию.

Понятия «выручка» и «доход» не являются тождественными. Доходом считаются все денежные средства, заработанные предприятием в результате деятельности.

Если денежной выручкой являются средства, которые поступили в бюджет предприятия в результате его основной деятельности, то доход может состоять из других источников получения средств (реализация акций, проценты по депозиту в банке и т. п.). Практическая работа предприятия включает в себя разнообразные виды деятельности, дающие возможность использовать разные каналы для извлечения дохода.

Доходом называется общая выгода предприятия, то есть результат его деятельности. Иначе говоря, это средства, полученные за пределами рамок предпринимательства, которые являются суммой, увеличивающей размер капитала компании. В некоторых случаях этот показатель может быть равен размеру чистой выручки компании, однако, чаще предприятия имеют несколько источников дохода, тогда как выручка бывает лишь одна.

Доход могут иметь не только предприниматели, но и частные лица в повседневной жизни, не занимающиеся бизнесом. Например, люди, получающие стипендию, пенсию, заработную плату.

Несколько отличий дохода от выручки:

Доход Выручка
Результат как основной, так и вспомогательной деятельности компании (продажа акций, проценты по депозиту в банке и пр.) Результат основной деятельности
Допустим даже у граждан без работы (получение стипендий, пособий) Возникает при ведении коммерческой деятельности
Общая выручка от всех видов деятельности Расчёт производится из средств, полученных по итогам работы предприятия
Допускается отрицательное значение Отрицательное значение не допустимо

В верхней иерархии различают три вида дохода:

  1. доход государства – деньги и материальные ценности, получаемые от населения, бизнеса или при взаимодействии с другими странами, которые используются для осуществления государственной деятельности. К ним относят налоги, сборы, госпошлины и т.п.;
  2. доход предприятия – увеличение экономической выгоды за счет поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к приросту капитала компании;
  3. доходы населения – поступления граждан, семей или домохозяйств. Например, зарплата, социальные выплаты, доходы от реализации собственного имущества или продукции, выращенной на даче и т.д.

При этом важно различать номинальные, располагаемые и реальные доходы:

  • Номинальный доход – это сумма, начисленная в пользу юр. или физ. лица до налогообложения. Применительно к физ. лицам номинальным доходом является начисленная заработная плата, для предприятий – прибыль до уплаты налогов.
  • Располагаемый (чистый) доход – это поступления за минусом налогов и иных обязательных отчислений.
  • Реальный доход – это располагаемый доход, скорректированный на уровень инфляции. Он отражает покупательскую способность населения и предприятий.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *