Территориальное зонирование как альтернатива категориям земель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Территориальное зонирование как альтернатива категориям земель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на то что вид разрешённого использования земельного участка представляет собой едва ли не самую главную характеристику надела, его можно изменить. Сделать это можно, как корректируя целевое назначение участка, так и оставив его прежним.

Как производится перевод земель

Как поменять назначение земли? Несмотря на то, что каждый участок имеет конкретный классификатор, в отдельных случаях заинтересованное лицо или его собственник могут инициировать процедуру смены категории земель. Так, для того, чтобы осуществить данную процедуру, необходимо проделать следующие шаги:

  • Составить заявку в земельный комитет при администрации района, в ведомстве которого находится соответствующий надел, с требованием для совершения данного действия по изменению целевого назначения.
  • Для анализа заявки ведомство берёт регламентные 60–90 дней, в течение которых анализируется принципиальная возможность смены категорий земель, а также нюансы и последствия, возникающие от этого действия.
  • В случае, если на данные земли не стоит федерального запрета или они не обременены какими-либо государственными программами, не представляют собой стратегические земли, то ведомство может дать согласие, и в течение 15 рабочих дней процедура будет завершена.

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

После принятия решения необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для этого необходимо подать заявление (лично или через представителя) в территориальное отделение Росреестра или же воспользоваться аналогичной электронной услугой.

Если вы подаёте заявление в электронной форме, вам будет необходимо подготовить межевой план участка в формате XML, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) кадастрового инженера. Учтите, что заявление также необходимо подписать ЭЦП заявителя.

При подаче заявления в традиционной бумажной форме (лично или по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении) в орган кадастрового учёта по месту нахождения земельного участка необходимо представить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • решение главы местной администрации об изменении вида разрешённого использования земельного участка;
  • межевой план.
Читайте также:  Какие льготы положены сотрудникам таможенных органов в 2022 году

Срок рассмотрения документов составляет 20 рабочих дней.

Как внести изменения

Несмотря на то что вид разрешённого использования земельного участка представляет собой едва ли не самую главную характеристику надела, его можно изменить. Сделать это можно, как корректируя целевое назначение участка, так и оставив его прежним.

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путём перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, что регламентируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В таком случае земельному участку может быть присвоен любой вид разрешённого использования, исходя из его целевого назначения.

Если же вносить изменения в категорию участка не планируется, вид разрешённого использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве вариантов для конкретной категории земель.

Для того чтобы изменить вид разрешённого пользования, в органы местной власти по месту нахождения земельного участка необходимо представить заявление (ходатайство), в котором должны быть указаны кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Вместе с ходатайством представляют выписку из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.

Как оформить: пошаговая инструкция

Определение видов разрешенной хозяйственной деятельности может быть осуществлено двумя способами.

  1. На основании заявления собственника:
    • Владелец выбирает по своему усмотрению, для каких целей будет использован участок, в соответствии с установленными основными и вспомогательными видами (ст.37 Гр.К РФ).
    • Собственник обязан внести изменения в государственный кадастр. Для этого составляется заявление в территориальный орган государственной власти. В заявлении должен быть указан выбранный ВРИ в том же виде, в каком он указан в Правилах землепользования.

  2. Если в государственном кадастре не содержится информации о территориальной зоне, на которой расположен участок, то собственник должен получить выписку из документов о территориальном зонировании от органа МСУ.
  3. Согласно ч.4 ст.36 ГрК РФ собственник не сможет выбирать виды хозяйственной деятельности по своему усмотрению для определенных категорий участков, включающих:

  • памятники кульуры/архитектуры;
  • зоны общего пользования;
  • территории переданные под строительство линейных объектов (ЛЭП, газопроводы, дороги и т.д.)
  • На основании постановления органа самоуправления:
      Постановление или решение об утверждении того или иного ВРИ выносит орган МСУ или иной уполномоченный, в зависимости от статуса правообладателя, орган.

    Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Они оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

    Для начала нужно уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте, советуют эксперты Росреестра. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены градостроительным регламентом.

    Затем собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра.

    Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и величины земельного налога, уточнили в ведомстве.

    Судебная практика: изменение вида разрешенного использования участка

    В собственности компании «Арго» находился земельный участок. Представители компании для изменения вида разрешенного участка на другой обратились в Росреестр. Тот вид, который выбрала компания, в полной мере соответствовал виду деятельности, осуществлявшемуся компанией. Однако в Росреестре отказались проводить кадастровый учет изменения вида разрешенного использования, сославшись на отсутствие акта органа местного самоуправления о соответствующем изменении.

    Компания «Арго» решила оспорить решение в суде, подав иск в районный суд, где в иске было отказано. В областном суде, куда компания направила повторный иск, тоже отказали, выразив свое согласие с решением Росреестра.

    Компания «Арго» подала кассационную жалобу, и судьи встали на сторону предприятия. Они ссылались на то, что при наличии утвержденных правил застройки и землепользования от местной администрации не требуется решение об изменении вида разрешенного использования. В суде отметили, что компания «Арго» вполне могла подать стандартное заявление и приложить к нему документы, необходимые для кадастрового учета.

    Читайте также:  Верховный суд научил восстанавливать пропущенный процессуальный срок

    Классификация видов разрешённого использования

    В настоящее время действует принятый на федеральном уровне классификатор видов разрешённого использовании участков, который обязателен к применению при формировании новых участков или изменении ВРИ существующих, а также при разработке ПЗЗ, проектов планировки территории (ППТ), выдаче ГПЗУ.

    В то же время ВРИ многих ранее сформированных участков определен не в соответствии с федеральным классификатором. Формально, приведение ВРИ ранее предоставленных участков в соответствие с действующим классификатором не требуется. Но данная процедура позволит избежать споров в дальнейшем. Особенно в ситуациях когда исходный ВРИ участка сформулирован таким образом, что допускает сразу несколько толкований, принципиально различных с точки зрения их влияния на размер земельных и имущественных платежей в бюджет (арендная плата, земельный налог, налог на имущество и т. д.). Устранение связанной с несоответствием ВРИ участка классификатору неопределённости исключит риск завышения земельно-правовых платежей.

    Нецелевое использование земель и санкции

    Использование земли не по назначению может быть выявлено контролирующими органами и приведет к административной ответственности согласно статьи 8.8. КОАП РФ.

    Нецелевое назначение – использование земельного участка не предусмотренное его категорией, невыполнение обязательств по его сохранению и рекультивации.

    Влечет наложение штрафа на физическое лицо от 20-50 тыс. рублей, на должностное лицо от 100-200 тыс. рублей, на юридическое лицо от 200-400 тыс. рублей.

    Применяются и другие виды наказаний:

    • штраф в размере 1% от кадастровой стоимости участка для физлиц, 1,5% для должностных лиц, 2% для юридических.
    • владельца могут лишить земельного участка по решению суда;
    • с арендатором могут расторгнуть договор раньше срока.

    Кто имеет полномочия для определения категории земли

    Именно местные власти наделены большими полномочиями, поскольку они лучше знают ситуацию на местах и должны позаботиться в планах развития своего района.

    При условно разрешенном варианте пользования обязательно собирается комиссия и проводится рассмотрение, причем публичное.

    Нужно гарантировать права собственника, но одновременно учитывать традиции и историю края, чтобы не нанести вреда земле и интересам проживающих людей.

    Муниципальные власти при определении категории земель придерживаются конституции, кодексов, государственных и региональных законов с учетом классификаторского кода.

    Выходить за рамки своих полномочий и нарушать границы своего образования категорически запрещено. В кодексах можно найти перечень категорий, связанных с территориальным зонированием.

    Они определяются как:

    • общественные и деловые;
    • производственные и специального назначения;
    • жилые, также расположенные в особых зонах;
    • предназначенные для сельхозназначения;
    • транспортные, задействованные для установки инженерных инфраструктур;
    • рекреационные и для размещения специальных объектов.

    Разграничение еще не означает, что надел нужно использовать только по первоначальному назначению. Каждая категория подразделяется на отдельные подвиды и виды.

    Определение разрешенного использования земельного участка

    Определение разрешенного использования земельного участка осуществляется градостроительным зонированием ─ зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. (Градостроительный регламент определяет правовой режим участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны).

    Читайте также:  Ввели новый штраф 5000 за езду без ОСАГО с 1 января 2023 – правда?

    Градостроительное зонирование позволяет обеспечить баланс частных и публичных интересов. Этому способствуют такие правовые инструменты как:

    • обязательное соответствие градостроительных регламентов документам территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
    • учет результатов публичных слушаний при разработке градостроительных регламентов (в таких слушаниях имеют возможность принять участие все заинтересованные лица – застройщики, специалисты администраций, депутаты, представители некоммерческих организаций, обычные жители);
    • право выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий без дополнительных разрешений и процедур согласования.

    Наряду с градостроительным зонированием традиционно используются и иные способы. Как прямо не указанные в законодательстве в качестве способов определения разрешенного использования земельных участков, но фактически таковыми являющиеся, так и не предусмотренные в законодательстве.

    Территориальные пределы использования зонирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации включают:

    • земли населенных пунктов (полностью);
    • полностью земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и т. д.;
    • не относящиеся к сельскохозяйственным угодьям земли сельскохозяйственного назначения;
    • земли особо охраняемых территорий и объектов, относящиеся к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

    Перечень земель, на которые градостроительные регламенты не распространяются и не устанавливаются, включает:

    • земли лесного фонда;
    • земли, покрытые поверхностными водами;
    • земли запаса;
    • земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов);
    • сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения;
    • земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон.
    1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство);
    2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка);
    3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение);
    4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины);
    5. Отдых (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка);
    6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь);
    7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт);
    8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы России);
    9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность);
    10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации);
    11. Водные объекты (гидротехнические сооружения);
    12. Территории общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории);
    13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

    Виды разрешенного использования для строительства дома

    Для возведения индивидуального жилого дома подойдут следующие виды разрешенного использования земли:

    • 2.1 — «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
    • 2.2 — «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но также производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
    • 13.2 — «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха или выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Здесь можно строить и дома — жилые и садовые.

    Нецелевое использование земель и санкции

    Использование земли не по назначению может быть выявлено контролирующими органами и приведет к административной ответственности согласно статьи 8.8. КОАП РФ.

    Нецелевое назначение – использование земельного участка не предусмотренное его категорией, невыполнение обязательств по его сохранению и рекультивации.

    Влечет наложение штрафа на физическое лицо от 20-50 тыс. рублей, на должностное лицо от 100-200 тыс. рублей, на юридическое лицо от 200-400 тыс. рублей.

    Применяются и другие виды наказаний:

    • штраф в размере 1% от кадастровой стоимости участка для физлиц, 1,5% для должностных лиц, 2% для юридических.
    • владельца могут лишить земельного участка по решению суда;
    • с арендатором могут расторгнуть договор раньше срока.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *