Новая форма декларации по налогу на имущество организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая форма декларации по налогу на имущество организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обязанность по уплате налога на имущество несут организации, применяющие в учете общеустановленную систему налогообложения. Компании, использующие специальные режимы, освобождены от налогообложения по движимым объектам ОС. При совмещении общего и специального режимов рассчитывается доля имущества, приходящегося на каждый вид деятельности с налогообложением стоимости, относящейся к ОСН.

Предприятия, плательщики налога на имущество

Данные о показателе, являющимся основным для расчета пропорции, необходимо внести соответствующем положением в учетную политику.

Ставка налога установлена в размере 2,2% среднегодовой стоимости имущества. Региональным властям предоставлена возможность снижать размер ставки в зависимости от категории предприятия, профиля деятельности или для определенных групп объектов. Внесение изменений производится ежегодно, что требует особого внимания к изучению региональных актов. Применить льготу в более позднем периоде можно путем представления уточненных деклараций за период, не превышающий 3 лет.

Физически лица и ИП сразу получают уведомление об уплате, предприятия производят подсчеты самостоятельно. ИФНС тоже рассчитывает налог по своим данным, но юридическое лицо письменно уведомляется об этом уже после оплаты. Поэтому важно правильно рассчитать сумму. Ставка налога на имущество организаций определяется региональными законодательными актами.

Этапы расчета налога:

  • определить перечень налогооблагаемого имущества;
  • проверить право на возможные льготу в местном законодательстве;
  • рассчитать налоговую базу;
  • сделать окончательный расчет суммы к уплате.

Налоговой базой является кадастровая стоимость недвижимости либо среднегодовая остаточная цена имущества по бухгалтерскому балансу.

Налог на имущество организаций — основные изменения с 2021 года

ФНС России

Сообщается, в частности, что если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 года налог на имущество организаций и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов. Это минимизирует риск возникновения выпадающих налоговых доходов.

Также внесены изменения в правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. С 2021 года ее изменение в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством о кадастровой оценке и ст. 378.2 НК РФ. Например, к таким случаям относятся:

— внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, которые ее уменьшают;

— корректировка кадастровой стоимости из-за установления рыночной стоимости объекта. Это влечет применение новой стоимости за период, с которого для целей налогообложения применялась изменяемая кадастровая стоимость.

При определении налоговой базы используется Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П. Оно признает не противоречащими Конституции РФ нормы ст. 378.

2 НК РФ, но при этом налоговая база не может определяться по кадастровой стоимости здания, строения или сооружения только в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В таком случае необходимо учитывать назначение и (или) фактическое использование такого здания, строения или сооружения.

В 2021 году предельные налоговые ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, остаются на уровне налогового периода 2020 года и не могут превышать 1,6%.

Также начиная с представления декларации за налоговый период 2020 года в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. Эта норма направлена на оценку объема выпадающих бюджетных доходов в связи с выведением движимого имущества из-под налогообложения.

  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Комментарий к ст. 374 НК РФ

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ в пункт 4 статьи 374 НК РФ, движимое имущество, принятое на учет в качестве основного средства после 1 января 2013 года, не признается объектом налогообложения.

По общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации — балансодержатели движимого и недвижимого имущества (основных средств), если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Читайте также:  Правила размещения мусорных баков

Судебная практика.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14.12.2004 N 451-О указал, что по смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.

Судебная практика.

Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.02.2012 по делу N А11-3011/2011 отметил, что по смыслу статьи 374 НК РФ критерием для отнесения имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Внимание.

Минфин России в письме от 27.09.2013 N 03-05-05-01/40174 указал, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое имущество, учтенное в бухгалтерском учете в составе основных средств по состоянию на 1 января 2013 г., а также недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Внимание.

Минфин России в письме от 13.11.2013 N 03-05-05-01/48376 пояснил, что движимое имущество, принятое реорганизованной организацией в установленном для ведения бухгалтерского учета порядке на баланс в 2013 г. в состав основных средств, в том числе по передаточному акту в связи с реорганизацией в форме присоединения (преобразования) юридических лиц, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в силу подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Внимание.

ФНС России в письме от 26.02.2013 N БС-4-11/3130@ обратила внимание на то, что организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

Подпунктом «а» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 202-ФЗ) п. 9 ст. 381 Кодекса признан утратившим силу.

Одновременно п. 3 ст. 1 Федерального закона N 202-ФЗ внесено изменение в пункт 4 статьи 374 Кодекса в части дополнения перечня объектов, не признаваемых объектами налогообложения по налогу на имущество организаций, подпунктом 4 «ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов».

Учитывая изложенное, до 1 января 2013 г. в соответствии с пунктом 9 статьи 381 НК РФ организации освобождались от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

С 1 января 2013 г. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов не относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

В отношении состава не облагаемого налогом имущества пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов сообщаем следующее.

Статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее — Закон N 170-ФЗ) пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее — пункты хранения) определены как стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Согласно статье 48 Закона N 170-ФЗ хранение или захоронение радиоактивных отходов допускаются только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Хранение и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 190-ФЗ), другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 190-ФЗ в состав имущества пункта хранения как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.

Отменят отчетность по налогу на имущество

Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).

Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

Читайте также:  Развод через суд без присутствия супруга документы

Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).

Как происходит расчет налога на имущество организации в 2023 году?

В качестве налоговой базы принимается среднегодовая стоимость основных средств, которые включены в соответствующий список по предприятию. Учет имущества в таком случае происходит по остаточной стоимости (то есть с учетом амортизации). Если рассматривать отдельные объекты, которые относятся к недвижимому имуществу, то в их отношении в качестве базы для исчисления налога берется кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, который принимается за налоговый период. Для того чтобы узнать правила расчета в частном случае следует обратиться к Налоговому Кодексу, в котором разъясняются все возможные обстоятельства, влияющие на проведение расчета стоимости имущества.

Наибольший интерес, как правило, вызывает вопрос о том, сколько составляет размер ставки по тому или иному налогу. В отношении налога на имущество по закону она не может быть больше 2,2%. Размер ставки, принимаемой в конкретном случае, зависит от ряда факторов, в числе которых категория налогоплательщика и разновидность рассматриваемого имущества.

Положение компаний до 2019 года

Ранее взносы в пользу государству делались на любой тип имущества. В 2018 году для бизнеса предусматривалась льгота на уплату налогов за движимую собственность. Предусмотренные для автомобилей и иных вещей указанной категории платежи могли уменьшаться после принятия соответствующего регионального нормативного акта. Москва подобный Закон ввела: он известен под номером 64 и принят 5 ноября 2003 года. О поощрениях сообщала статья 4. А, например, в Тверской области ставка сохранялась на прежнем уровне.Но больше подобные вопросы волновать владельцев предприятий не должны, независимо от используемого режима налогообложения (УСН, ОСНО и других) или организационно-правовой формы (АО, ООО).

С какого имущество надо платить налог

Российские организации платят налог на имущество:

  1. с недвижимости, которую учли на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Исключение – имущество, которое не является объектом налогообложения или попадает под льготу в виде освобождения;

  2. с жилых домов и жилых помещений, не учтенных в составе основных средств;

  3. с недвижимого имущества, которое получили по концессионному соглашению и учли за балансом.

Налог на движимое имущество юридических лиц

Президент РФ подписан закон N 302-ФЗ, согласно которому предприятия в 2023 году освобождаются от уплаты налога на движимое имущество. Под движимым имуществом понимаются те объекты, которые не включены в список недвижимого имущества.

Так, проще перечислить объекты недвижимого имущества и методом исключения выяснить, какое имущество является движимым:

  • земельные участки и все, что прочно связано с землей (дома, постройки и т. д.);
  • морские и воздушные суда;
  • помещения, которые предназначены для расположения транспортных средств части зданий, при условии, что границы таких помещений описаны в государственном кадастровом учете.

Плательщики налога на имущество организаций

Налогоплательщиками являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. Ими могут быть:

1) российские организации;

2) иностранные организации, имеющие постоянные представительства на территории РФ;

3) иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства в России, но владеют недвижимым имуществом на территории РФ.

Кто не платит налог на имущество организаций? Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т.д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

  • ЕСХН – только в отношении имущества, которое они используют при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и при оказании услуг;
  • УСН – в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость;
  • ЕНВД – в отношении имущества, которое используется для осуществления «вменённой» деятельности и налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость этого имущества.

Конкретная фиксированная налоговая ставка на имущество в 2021 году устанавливается региональными властями самостоятельно. При этом, есть максимальное значение – не более 2,2%. Для объектов, которые подпадают под кадастровое налогообложение, имущественная налоговая ставка должна быть не более 2%.

Также существует налоговая ставка в размере ноль процентов. Она применяется в отношении недвижимого имущества, которые перечислены в распоряжении Правительства от 22 ноября 2017 года №2595-р.

Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для которых выполняются условия, установленные пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ. При этом перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждается Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р), – уточняется на сайте ФНС.

В том случае, когда налоговая ставка не определена регионами, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Читайте также:  За 4 го ребенка что дают 2024 году

Объект налогообложения

Согласно ч. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Напомним, что единый порядок ведения бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений установлен Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н).

Согласно п. 38 Инструкции N 157н к учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг).

В соответствии с п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в состав основных средств осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (с момента государственной регистрации прав на указанный объект).

С учетом изложенного в случае отсутствия государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества такие объекты не учитываются в составе основных средств. Следовательно, и платить налог на имущество организаций по указанным объектам не нужно.

В силу п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 .

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Исчисление сумм налогов и авансовых платежей по нему осуществляется в следующем порядке (ст. 382 НК РФ):

  • сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период;
  • сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в вышеуказанном порядке, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода;
  • сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению учреждения, в отношении имущества каждого обособленного подразделения учреждения, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения учреждения, его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
  • сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Бюджетные учреждения, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (1/4 стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *