Срок рассмотрения обращения граждан в прокуратуре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок рассмотрения обращения граждан в прокуратуре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одним из конституционных прав граждан является право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Развернутое нормативное закрепление данного положения нашло в Федеральном законе от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права. При этом предусмотрено, что в определенных случаях рассмотрение обращений граждан может осуществляться в порядке, установленном другими законами, одним из которых является ФЗ «О прокуратуре РФ».

Прокуратура отправляет ответ после того, как проведет всестороннее разбирательство обращения. Заявитель в любом случае получит письмо с подписью прокурора. Неотвеченными остаются только жалобы и заявления, оставленные анонимно, об этом уже говорилось.

Проверку считают оконченной, если были рассмотрены все указанные в заявлении вопросы. О результатах разбирательства, которое было проведено, обязательно уведомляют заявителя. Если вынесли прокурорское представление, заявителю обязаны разъяснить, когда и где он может быть ознакомлен с результатом исполнения вердикта прокурора.

В случае коллективной заявки ответ могут направить всем заявителям или тому, который указан первым. Этому гражданину потребуется довести до сведения остальных участников заявления информацию о проведенной проверке.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по уголовному делу описан выше.

Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?

Согласно п. 4.12 инструкции переписка должна прекратиться, если отсутствуют новые доводы, то, что изложено, уже полностью проверено. Также по изложенному дан ответ в установленном порядке. Мотивированное заключение о прекращении переписки должен дать исполнитель. Автор получает еще до того, как истек срок обращения, сообщение от исполнителя об этом. Когда переписка уже прекращена, а автор отправляет новое обращение без дополнительных доводов, то переписка не возобновляется. При этом исполнитель информирует отправителя в письменной форме.

Возможно ли возобновление переписки? Если нет больше причин, по которым прекращали переписку, то ее возобновляют. А вот при наличии новых данных опять проводится проверка, установленная инструкцией.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по административному делу должен учитываться.

Что решает прокуратура

Результатом написания жалобы является рассмотрение дела. После прокуратура принимает следующее решение:

  • удовлетворить заявление. Среагировать на жалобу и принять соответствующие меры. Частично или полностью удовлетворить требования заявителя. Восстановить права и защитить интерес обратившегося гражданина. А также полностью отменить принятое нижестоящим прокурором решение;
  • отклонить дело в связи с отсутствием состава нарушения и необоснованными обвинениями заявителя;
  • разъяснить все правовые вопросы относительно заявления, ели в нем не были сформулированы конкретные ходатайства или требования;
  • направить заявление или жалобу в соответствующий орган и госучреждение, если дело может быть решено другой структурой. Ходатайство перенаправляется в течение пяти рабочих дней. О чем заявителя обязательно должны уведомить письмом с четкими указаниями, где конкретно теперь будет проходить процесс рассмотрения.

Порядок подачи обращения

Куда отправить обращение, если оно уже составлено и подписано:

  • Первое и самое практичное – личный визит в Прокуратуру вашего города. Заранее распечатайте или напишите заявление об инициации проверки в двух экземплярах. Один из них уполномоченный сотрудник Прокуратуры заберет себе, на втором поставит отметку о принятии и передаст его вам. Такая отметка нужна в том случае, если в вышестоящем надзорном органе придется доказывать факт обращения;
  • Если по каким-либо причинам у вас нет возможности принести жалобу лично, то вы можете отправить ее по почте. Перед этим желательно посетить нотариуса и заверить заявление и все прилагаемые документы. Обязательно выбирайте отправку заказным письмом с уведомлением о вручении. В таком случае после получения обращения, вам придет уведомление о том, что ваше заявление получено. На нем будет отметка о том, кем и когда было получено письмо. Особое внимание обратите на дату передачи заявления в Прокуратуру. Именно с этого момента начинают идти сроки, в течение которых надзорный орган государственной власти должен дать вам ответ;
  • Последний и самый быстрый способ – отправка заявления в Прокуратуру через форму обращения на официальном сайте. Не забудьте указать свои контактные данные для получения ответа по принятому решению.

Место подачи жалобы, опять же, определяется причиной этой жалобы.

Как и в прошлом разделе правильнее будет рассмотреть лишь некоторые, наиболее популярные случаи:

  • Глава государства, глава города или депутат муниципального собрания, комендант воинской части, министерства образования, экологии и прочее. Это высшие из всех возможных адресатов подачи коллективной жалобы. Президенту заявление от граждан пишется в случае систематического неисполнения федеральных законов Российской Федерации, при игнорировании проблемы со стороны низших инстанций. Мэру, а конкретнее в городскую администрацию, можно написать жалобу в случае каких-либо нарушений, исходящих от городских управляющих компаний и департаментов, местной думы или местного чиновничьего аппарата.
  • Прокуратура. Это наиболее распространённое место подачи жалоб, так как этим правоохранительным органом решения принимаются быстро и зачастую действенно. При любом нарушении или ущемлении прав любой гражданин имеет право, собрав некоторое число единомышленников, направить жалобу в прокуратуру.
  • Трудовая инспекция. В эту инстанцию подаются жалобы как раз в ситуациях, перечисленных в последнем пункте прошлого раздела. Вероятнее всего, жалоба, поданная именно в трудовую инспекцию, является самой непростой по заполнению.
  • Участковый полиции. По всем вопросам, связанным с поведением, нарушающим покой соседей, необходимо обращаться к нему. По закону жалоба рассматривается участковым в течение трёх суток.

Также могут быть и менее значимые адресаты: начальник ЖЭКа, управдом и др.

Требования к письменному обращению

Закон предъявляет определенные требования к письменному обращению граждан.
Так, в обязательном порядке нужно указать, куда или кому направляется обращение, а именно — указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо хотя бы должность этого лица
Также в обязательном порядке указываются свои данные – ФИО и почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения (в случае обращения в форме электронного документа можно указать или почтовый адрес, если вы желаете получить ответ по почте, или адрес электронной почты, если достаточно ответа в электронном виде).
Текст обращения должен содержать суть предложения, заявления или жалобы, с которыми хочет обратиться гражданин. При этом почерк, если обращение написано от руки, должен быть разборчив. Если текст нечитабелен (по любым причинам), орган или лицо, кому было направлено обращение, имеют право не отвечать и освобождаются в этом случае от ответственности. Такая же судьба постигнет обращение, содержащее оскорбления и/или нецензурные выражения, а также угрозы в адрес должностных лиц и/или членов их семей.
Под текстом обращения в обязательном порядке следует проставить личную подпись (кроме электронного документа) и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к обращению можно приложить документы и материалы либо их копии. Если вы посылаете электронный документ, то к нему вы можете прикрепить отсканированные копии документов, либо направить копии отдельно по почте.

Права граждан при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
— представлять дополнительные документы, а также в случае затруднений с получением этих документов обращаться с просьбой об их истребовании;
— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Данное право, однако, имеет некоторые ограничения. В ознакомлении с материалами может быть отказано, если они затрагивают права, свободы и законные интересы других лиц, или если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
получить письменный ответ по сути обращения. Для этого в обращении обязательно должны быть указаны ФИО гражданина и адрес для направления ответа. В противном случае ответ не направляется. И именно поэтому, как уже упоминалось выше, письменное обращение более эффективно;
обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Если ждёте ответ в электронном виде, то через месяц после обращения надо проверять папку «спам» и на всякий случай – обычный почтовый ящик.

Если не можете дождаться бумажного ответа, а в обращении указывали электронку, то есть смысл проверить электронную почту.

Если ответа действительно нигде нет, алгоритм такой:

Найти в интернете прокуратуру, телефон канцелярии, позвонить, узнать исполнителя по своему обращению, номер жалобы и направлен ли ответ.

1. Ответ не направлен – спросить номер исполнителя, позвонить ему спросить, что с жалобой (шаг не обязателен).

2. Ответ направлен недавно – ждать.

3. Ответ направлен давно – обратиться в прокуратуру.

3.1. Написать, что не получили ответ по такой-то жалобе (указать номер, чтобы быстрее нашли):

«Я являюсь заявителем по обращению №[ххх]ж-2021 с вопросом о [указать кратко суть вопроса]. На основании п. 3.13 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры прошу выдать мне копию ответа по моему обращению, так как ответ я не получил, по указанному в жалобе адресу ответ прокуратуры не поступал». Сверху указать кому и от кого, снизу добавить дату и подпись.

Быстрее получится, если с таким заявлением прийти в саму прокуратуру: есть шанс получить копию ответа сразу же.

3.2. Запасной вариант – принести в прокуратуру заявление об ознакомлении с материалами проверки:

«Я являюсь заявителем по обращению №[ххх]ж-2021 с вопросом о [указать кратко суть вопроса]. На основании п. 4 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прошу ознакомить меня с материалами проверки по моему обращению, так как они непосредственно затрагивают мои права и свободы». Сверху указать кому и от кого, снизу добавить дату и подпись.

Ознакомиться разрешает либо работник, который проводит проверку, либо вышестоящий. Обычно это сам прокурор или его заместитель. На принятие решения закон дает 10 дней, но на практике чаще всего всё решается быстрее. При ознакомлении можно снимать копии с документов и материалов, но с помощью своих технических средств. Ответ будет подшит в самом конце папки (в прокуратуре она называется «надзорное производство»).

Этот способ позволяет не только увидеть ответ, но и то, что сделал работник в ходе проверки.

4. Если жалобы в прокуратуру и заявления о получении копии ответа постоянно проваливаются как в черную дыру, то есть смысл дважды пожаловаться в вышестоящую прокуратуру на ненадлежащее рассмотрение предыдущих обращений. Первый раз жалоба уйдёт вниз, так как ответ на обращение чаще всего даётся за подписью заместителя, а жалобу на него должен рассматривать прокурор (подписывать ответ). Бездействие прокурора должна оценивать уже вышестоящая прокуратура.

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: В случае неполучения ответа на жалобу – обращайтесь в прокуратуру

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Действие Федерального закона № 59-ФЗ в полной мере распространяется на обращения юридических лиц. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией подлежит обязательному рассмотрению. Письменное обращение подлежит регистрации в течение трех дней с момента поступления. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа или должностного лица, оно в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган или должностному лицу с уведомлением заявителя о переадресации его обращения. Письменное обращение рассматривается уполномоченным органом или должностным лицом в течение 30 дней со дня регистрации. Письменный ответ направляется по адресу, указанному в обращении. Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Ответ не дается в случае, если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или потовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, а также в случае, если текст письменного обращения, фамилия и обратный адрес не поддаются прочтению. Обращение может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов, если обращение содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членов его семьи. В этом случае заявителю сообщается о недопустимости злоупотребления правом. В соответствии с законом контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, которые должны в пределах своей компетенции принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушений прав, свобод и законных интересов граждан. За нарушение порядка рассмотрения обращений статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц, в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Полномочиями по возбуждению административных дел данной категории наделен только прокурор. В связи с этим в случае нарушения порядка рассмотрения обращений заявители могут обратиться в прокуратуру.

Обжалование ответа прокурора в вышестоящем органе

Согласно статье 10 Федерального закона «О прокуратуре РФ», пожаловаться на неустроивший вас ответ должностного лица возможно, если:

  • нарушены сроки и/или порядок рассмотрения обращения;
  • ответ не мотивирован и представляет собой формальную «отписку»;
  • ответ содержит оскорбление или угрозы в адрес гражданина;
  • в ответе нарушитель указывает, что пересылал ваше обращение в орган или должностному лицу, в связи с действиями которых вы обращались в прокуратуру;
  • в ответе имеются иные нарушения законодательства России.

Юрконсультация: Сроки рассмотрения жалоб граждан органами прокуратуры

Вопрос: Что делать, если прокуратура Республики Мордовия не отвечает на письмо с жалобой на работу управляющей компании многоквартирного дома в течение нескольких месяцев?

Никонов Сергей Петрович

Ответ: Согласно статье 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Читайте также:  Как правильно вывести пятна от пота под мышками на цветной одежде

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Таким образом, вы вправе обжаловать бездействие должностного лица органов прокуратуры вышестоящему прокурору либо в суд. Причем если у вас имеются обоснованные претензии к управляющей компании, связанные с неисполнением либо с ненадлежащим исполнением управляющей компанией возложенных на себя обязательств, то вы вправе обратиться непосредственно в суд с соответствующим требованием к управляющей компании.

С уважением, Шилов Дмитрий,
юрист Независимого аналитического агентства «
Инвесткафе«

Возможные причины задержки

Итак, из – за чего же могут возникать задержки в ходе работы прокуратуры? На самом деле причин масса. Мы уже обозначили некоторые из них, теперь рассмотрим перечень подробнее. Срок проверки может быть увеличен в следующих ситуациях:

  • Требуется привлечение сторонних государственных служб. Порой прокуратуре требуется делать запросы в иные госслужбы, которые могут помочь с ведением дела. В этом случае задержка может быть вызвана уже сторонней службой;
  • Требуется привлечение к делу третьих лиц. Если прокуратуре требуется какая – либо экспертиза, мнение специалиста или иная информация, которую сотрудники прокуратуры не могут получить самостоятельно, то следователь может обращаться к третьим лицам: оценщикам, экспертам и т.д.;
  • Требуется сбор основных материалов дела. Если при подаче жалобы заявитель не предоставил достаточного количества материалов для начала полноценной проверки, то это так же может значительно задержать следствие;
  • Требуется изучение большого объема материалов. Порой материалов по делу собирается просто слишком много. Особенно если нарушителем выступает какая – либо крупная организация, допустившая серьезное комплексное нарушение;
  • Работе сотрудников прокуратуры препятствует сам обвиняемый. Нередки и противоправные действия, совершаемые обвиняемым в нарушении с целью препятствовать разбирательству. Как правило, для того, чтобы прокуратура могла принудить его к сотрудничеству, уходит много времени;
  • Заявитель не может предоставить запрашиваемые материалы. От заявителя в любой момент могут потребовать документы, показания и другие доказательства. И любая задержка в их передаче приведет к тому, что прокуратура может не уложиться в сроки;
  • Заявитель допустил ошибки в переданном заявлении. Правильное составление заявления – очень важный шаг, и если в нём были допущены ошибки, выявленные прокуратурой в ходе ведения дела, то уточнение данных может очень сильно растянуть весь процесс разбирательства;
  • Работе сотрудников прокуратуры мешают какие – либо внешние обстоятельства. Форс – мажорные обстоятельства, которые вынуждают прокуратуру приостановить ведение дела, так же могут стать уважительной причиной для задержки.

Подать жалобу гражданин может посетив прокуратуру лично, отправив заказное письмо, воспользовавшись услугами почты, или в электронном виде через сайт.

Каждая жалоба, поступающая в прокуратуру, регистрируется, чтобы зафиксировать факт обращения. После этого выносится предварительное решение.

На этом этапе определяют, что послужило поводом для обращения, полностью ли разъяснена ситуация, насколько корректно составлено заявление, содержит ли оно доказательства, достаточные для проведения разбирательства.

Если аргументы, содержащиеся в заявлении, неудовлетворительны, его оставляют без рассмотрения. Если будет принято решение о дальнейшем движении обращения, определяется то подразделение прокуратуры, в компетенции которого находится рассматриваемое дело.

Кроме того, жалоба может быть приобщена к другому обращению, которое уже рассматривается работниками прокуратуры, если она имеет отношение к тому же вопросу.

Обращения, не получающие рассмотрения

Не все обращения, поступающие в прокуратуру, будут приняты к рассмотрению работниками этой структуры.

В законе четко прописаны те случаи, когда жалоба будет оставлена без движения:

  1. Закон не допускает возможности вмешательства граждан во внутренние дела правоохранительных органов. Те обращения, по существу которых можно сделать вывод о попытке влияния на работу прокуратуры, вероятнее всего будут оставлены без рассмотрения.
  2. Не получат рассмотрения и жалобы, содержащие ненормативную лексику, угрозы и оскорбления.
  3. Без разрешения также оставляют бессмысленные, нелогичные заявления при наличии у заявителя психического расстройства и признании в связи с этим данного гражданина недееспособным по решению суда.
  4. Не будут рассматриваться жалобы, высланные повторно и не содержащие каких-то новых аргументов и доказательств.
  5. Кроме того, прокуратура не рассматривает анонимные обращения.

Возможны ситуации, когда поступившее заявление не относится к компетенции данной прокуратуры.

Установленные законом временные рамки

  1. Общие. Заявления рассматриваются в течение 30 дней с момента их поступления в органы прокуратуры. Если окончание указанного срока будет выпадать на праздничный или выходной день, то последним днем для рассмотрения и дачи ответа на обращение граждан будет считаться следующий рабочий день. Обычно проверка в течение указанного времени проводится в том случае, если требуются дополнительные мероприятия для рассмотрения жалоб и заявлений.
  2. Сокращенные. В таком случае действует срок, равный 15 дням с момента получения писем. Применяется в том случае, если рассмотрение вопроса не требует проведения дополнительных действий.
  3. Обращения граждан, проходящих в качестве участников уголовного производства, рассматриваются в течение трех дней. Такой срок может продлеваться не более чем на 10 дней.

Если брать в расчет указанные сроки, необходимо обратить внимание, что началом исчисления временного промежутка будет считаться момент поступления писем. Поэтому целесообразно, для быстроты разрешения вопроса, направлять документы не почтой, а передавать лично в отделение органов прокуратуры.

  1. Момент внесения записи о приеме документов от граждан в учетную книгу.
  2. В ведомство поступила жалоба в виде письма с уведомлением, отправленного почтой. Заявителю возвращается уведомление с указанием даты вручения отправления.
  3. Момент получения электронного письма с официального сайта ведомства.

Чтобы все заявления или жалобы рассматривалась в установленный срок в надзорных органах, необходимо как можно более детально и информативно описать суть обращения, по возможности приложить доказательства и иные материалы, подтверждающие изложенные доводы и способные облегчить процесс проверочной деятельности органам надзора. После получения жалобы, прокурорский работник рассматривает ее и проводит необходимые мероприятия, о результатах которых заявителю будет дано ответное письмо. Срок рассмотрения поступающих заявлений может продлеваться решением работника надзорного органа, в работу которому оно было передано. О принятом решении заявитель получает письменное уведомление, в котором указываются причины продления.

Работа прокурора с обращениями граждан

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999—2001 гг. в органы прокуратуры поступило почти 4 млн. обращений (в 1999 г. — 1 251 509, в 2000 г. — 1 281 074, в 2001 г. — 1 418 344).

Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества добра над злом.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию права собственности: как и сколько платить

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

  • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
  • о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
  • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
  • об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в частности:

  • о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
  • о несогласии с ранее принятыми органами прокуратуры решениями по жалобам и обращениям;
  • о недостойном, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса.

О сроках рассмотрения письменного обращения граждан.

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.

Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан .

Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.

Значение установленных сроков заключается в том, что они:
— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
— способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей .

По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним .

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами. Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.

Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения .

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание!

На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении .

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения .

Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:

3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.).

В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​. 10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней , уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой .

Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки.
в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​ Без учета почтовой доставки.
в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня ​ . Без учета почтовой доставки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *