Нецелевое использование средств субсидии: обзор судебной практики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нецелевое использование средств субсидии: обзор судебной практики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

Комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления (состав является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК) предполагает деяние в виде действия: расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (примечание к ст. 285.1 УК).

Нецелевой характер расходования возможен через нарушение правила адресности бюджетных трат, закрепленного бюджетным законодательством.

2. Преступление окончено с момента нецелевого расходования, т.е. списания денежных средств с соответствующего счета.

Как выстроить защиту при нецелевом расходовании бюджетных средств

В подавляющем большинстве случаев вопрос о нецелевом расходовании бюджетных средств тесно связан именно с оплатой за несуществующие, не оказанные услуги либо неполученный товар. Таким образом, приоритетным вопросом в защите (равнозначно административное либо уголовное дело) будет являться представление доказательств реальности выпиленных работ. Также немаловажно подтвердить квалификацию исполнителя – доказать, что именно это предприятие предложило минимальную цену, а в штате фирмы имеются необходимые специалисты.

Для достижения этих целей необходимо представить следующие документы:

  • Государственный контракт со всеми имеющимися дополнительными соглашениями
  • Конкурсную документацию произведённого тендера
  • Сметные расходы по контракту
  • Возможные накладные – товарные, грузовые и так далее
  • Акты выполненных работ
  • Учредительные документы компании – исполнителя
  • Штатное расписание поставщика
  • Бухгалтерский баланс исполнителя государственного контракта
  • И иные

Дополнительно в рамках рассмотрения дела судом будет устанавливаться вопрос планирования подобных расходов. Соответственно, следует обращать внимание на утвержденную уполномоченным лицом смету затрат.

При невозможности самостоятельного получения необходимых доказательств реальности работ, это возможно сделать при помощи правоохранителей либо суда.

Главное: стратегия защиты всегда индивидуальна для каждого отдельного дела. Приведенные важные обстоятельства являются примерными и наиболее часто встречающиеся в практике рассмотрения подобных дел и, естественно не являются полными. По каждому делу тактику защиты следует разрабатывать с учетом конкретных фактов и обязательным учетом возможности доказывания нужных обстоятельств. И важно начать действовать с адвокатом, чтобы не наделать ошибок. Вот почему звоните и записывайтесь к нам на консультацию уже сегодня, наш адвокат выстроит полную защиту в Вашем деле.

При квалификации совершенных городским округом финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии на нужды ЖКХ необходимо исходить из соблюдения положений актов, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также соглашения (договора) о ее выделении.

Конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд ЖКХ) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Расходование средств при ремонтно-строительных работах

Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.

Строительные работы

Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести контрольные ревизии и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:

  1. Намеренное завышение строительной сметы.
  2. Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
  3. Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
  4. Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
  5. Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.

На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).

Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:

  • сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
  • прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
  • поставщики должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
  • итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве
Читайте также:  Материнский капитал за четвертого ребенка

Ответственность за нарушения

Нецелевое использование бюджетных денег влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказания административного характера в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (физические лица), возмещение от 5 до 25% от суммы неправомерно использованного бюджета (юридические лица)
  • дисквалификацией (занятие должности) от 1 до 3 лет

Наказания уголовного характера в соответствии с ч.1 ст.285.1 УК РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (либо вычеты из доходов осужденного за два года)
  • принудительным трудом на срок до 2 лет с параллельным снятием с должности на срок до 3 лет
  • временным ограничением свободы до полугода
  • тюремным заключением на срок до 3 лет

Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.

Как уже было сказано выше, во время распределения бюджетных средств указывается не только сумма выделения, но и цель ее практического использования. При этом согласно ранее составленному плану от бюджетной организации, уровень обеспечения устанавливается в зависимости от поставленных финансовых и хозяйственных задач на будущий год. И возможность оперирования деньгами разрешается только в пределах статей и сумм.
Если проверяющей службе удастся выявить, что деньги были использованы вне плана, но на нужды предприятия, то к виновным лицам применяются нормы административной ответственности.

Так, наказание применяется, как к служащим, допустившим нарушение, так и к самой организации. Штрафовать должностных лиц можно в пределах 20 000 – 50 000 рублей. Штраф для предприятий рассчитывается в зависимости от объема израсходованных денег и может быть в пределах 5-20 процентов от общей суммы затрат.

Например, директор С предприятия А оформил реализацию денег на ремонт служебных помещений, что не было запланировано бюджетными средствами. После выявления нарушения и рассмотрения административного протокола директор был оштрафован на сумму в 40 тысяч рублей, а предприятие потеряло возможность использования 15% денег от незаконно реализованных.

Нецелевое расходование бюджетных средств

В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.

Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены. Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает. Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация на срок 1-3 года. Ответственность для организаций – только штрафные санкции, которые составляют 5-25% от потраченной нецелевым образом суммы.

К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.

Наказание варьируется:

  1. При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
  • штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
  1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
  • штраф 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.

Нецелевые траты УК, ТСЖ и СНТ

Организации, которые занимаются управлением объектами городской и загородной недвижимости, не относятся к государственным или муниципальным. Их руководители и ответственные лица не могут нести ответственность в качестве должностных лиц. Но это не значит, что нецелевые траты должны остаться безнаказанными.

Деятельность УК, ТСЖ и СНТ регулируется ЖК РФ, другими законами и уставом конкретной организации.

Управляющая компания – коммерческая организация. С ней собственники заключают договор, и все взаимоотношения регулируются его условиями. Однако это не отменяет того факта, что все основные решения принимаются на общем собрании собственников, в том числе в части расходования денежных средств, его целей и направлений. УК подотчетна общему собранию, поэтому не может бесконтрольно тратить деньги, которые ей платят собственники или которые они решили собрать на определенные нужды.

ТСЖ и СНТ – некоммерческие организации. Обе они являются формами самостоятельного управления. Главным органом будет общее собрание, которое принимает все основные решения о размере и порядке уплаты взносов, а также направлений расходования денежных средств. Председатель и правление ТСЖ/СНТ подотчетны общему собранию. Для контроля финансовых аспектов их деятельности создается ревизионная комиссия. Она же должна следить за целевым расходованием финансов.

В случае если в ТСЖ, в УК или в СНТ допущены нецелевые траты, возможны разные виды ответственности – все зависит от конкретной ситуации:

  1. Есть примеры, когда в гражданском порядке представители собственников либо прокуратура от их имени признавали незаконными действия по расходованию денежных средств и добивались их взыскания.
  2. Если установлены факты злоупотребления полномочиями и (или) хищения денежных средств, ответственные лица ТСЖ, УК или СНТ могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ и соответствующей статье за хищение (например, ст. 159 – мошенничество, ст. 160 – присвоение).

Комментарий к статье 285.1 УК РФ

Должностные лица, осуществившие нецелевую растрату денег, признаются преступниками. Опасность их деяний состоит в подрыве функционирования государства, основы финансового обеспечения со стороны Правительства, а также в создании условий для экономических преступлений.

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • внебюджетный.

Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды. Если средства фактически были переданы другому лицу или потрачены на незапланированные задачи, это считается нарушением законодательства, за которое устанавливается административное или уголовное наказание.

Цели, на которые выделяются деньги из казны, могут быть такими: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное и другие виды государственного развития; охрана природы, восстановление ресурсов и т.д.

  1. Дотации (выплаты компаниям, у которых расходы, заложенные в плане, превышают выручку).
  2. Субсидии (дополнительная поддержка бюджетам меньшего уровня, предприятиям и гражданам).
  3. Субвенции (помощь региону, городу, юридическому лицу из государственной казны для финансового обеспечения какой-либо программы).
  4. Бюджетные ассигнования (деньги, получаемые на основе документа о бюджетном исполнении, то есть бюджетной росписи. В документе указываются денежные поступления в казну, источники, а также возможный дефицит).
  5. Бюджетный кредит (предоставление финансовых активов регионам, городам и организациям с условием возврата. За расходование этого вида финансирования не применяется наказание, как за нецелевое использование бюджетных средств по статье 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Каким образом привлекается к ответственности за растрату государственных кредитов группа лиц, рассмотрено ст. 176 ч.4).

Использованием предоставленные денежных средств не по назначению считается их направление на расходы, не указанные в смете, или оплата одних затрат бюджетного плана за счёт других.

Растрата средств осуществляется путём списания всей предоставленной суммы со счёта и выдачи её какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК. За это предусматривается только административная ответственность.

Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.

Читайте также:  Выплаты матерям одиночкам работающим и неработающим в 2023 году

Обжалование выводов контролирующих служб

Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой — позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.

Иные меры принуждения

Иные меры принуждения также связаны с действиями участников бюджетного процесса, нарушающими требования, установленные нормативными правовыми актами. Эти меры остаются в арсенале финансовых и контролирующих органов и используются, как и бюджетные меры принуждения, для обеспечения бесперебойности бюджетного процесса, но содержатся либо в иных главах БК РФ, либо в утративших силу нормативных правовых актах.

В действительности очень сложно провести границу между мерами принуждения и полномочиями участников бюджетного процесса (финансового органа, Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля), которые приведены ниже.

Предупреждение

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства означает меру, применяемую для побуждения к добровольному устранению нарушения лицом, его совершившим. Вынесение такого предупреждения имеет превентивный характер и не несет негативных последствий для нарушителя. Однако в определенных случаях вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства может быть условием, основанием, создающим возможность применения более серьезных санкций. Например, согласно Правилам приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства, если в процессе исполнения федерального бюджета выявлено нарушение законодательства, распорядителю или получателю средств федерального бюджета, допустившему нарушение, сначала направляется представление с требованием устранить нарушение по установленной форме.

Блокировка расходов

Блокировка расходов представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с утвержденными. Главным основанием применения блокировки расходов является нецелевое использование бюджетных средств. Блокировка имеет превентивную и компенсационную цель, направленную на избежание негативных последствий для бюджетного процесса в случае продолжения неправомерных действий.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение нецелевого использования бюджетных средств могут признать смягчающими следующие обстоятельства / ст. 4.2 КОАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Юридическая характеристика

Определение того, что такое бюджет, дается в ст. 6 БК РФ:

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст. 306.4 БК РФ:

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *