Льготное питание для сотрудников: порядок организации и налоговые последствия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготное питание для сотрудников: порядок организации и налоговые последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).
Удержание из заработной платы сотрудников за питание
Возмещение сотрудниками стоимости питания являются доходами учреждения.
Дебет 2 109 ХХ 272 Кредит 2 105 32 440 – списаны продукты питания
Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130 – начислены доходы за реализованную готовую продукцию (питание сотрудников).
Если удержания стоимости питания будете производить из зарплаты, начисленной в рамках оказания платных услуг, оформите проводки:
Дебет 2 302 11 830 Кредит 2 304 03 730 – удержана из зарплаты сотрудника стоимость питания.
Дебет 2 304 03 830 Кредит 2 205 31 660 – погашена задолженность сотрудника перед учреждением.
Удержание из зарплаты, начисленной в рамках госзадания отразите проводками:
Дебет 4 302 11 830 Кредит 4 304 03 730 – стоимость питания удержана из зарплаты сотрудника;
Дебет 4 304 03 830 Кредит 4 304 06 730 – отражено обязательство по перечислению средств, удержанных из зарплаты в рамках госзадания, на счет по учету средств от приносящей доход деятельности (на основании Бухгалтерской справки по (ф. 0504833)
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 205 31 660 – погашена задолженность сотрудника перед учреждением.
Аналитический учет расчетов по доходам в виде платы за питание ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов доходов по плательщикам (п. 200 Инструкции N 157н).
Если возмещение сотрудниками стоимости питания вы отражаете как компенсацию затрат, то вместо 205 1 счета применяйте 209 30.
Порядок возмещения сотрудниками расходов по питанию закрепите в Учётной политике.
Обоснование
Как учесть компенсацию сотрудником стоимости личных разговоров по служебному мобильному телефону
Если учреждение удерживает стоимость личных переговоров из зарплаты сотрудника (с его письменного согласия), сделайте проводки:
№ | Дебет счета | Кредит счета | |
1. | Удержана из зарплаты сотрудника стоимость личных переговоров (с его письменного согласия) | 2(4).302.11.830 | 2(4).304.03.730 |
Дальнейшие проводки зависят от того, в рамках какой деятельности начислена зарплата, из которой удерживается стоимость личных звонков.
Требования к питанию.
За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.
При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные моменты (п. 4 Рекомендаций):
а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;
б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;
в) оптимальный режим питания;
г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;
д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);
е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01.
Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами (п. 7 Рекомендаций):
-
воспитанников дошкольных образовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для детей возрастных групп в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13;
-
обучающихся общеобразовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11, с 11 лет и старше – в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;
-
обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;
-
обучающихся, получающих высшее профессиональное образование по очной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования, – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;
-
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с видом образовательного учреждения (общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат);
-
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15.
Согласно п. 11 Рекомендаций образовательным учреждениям рекомендуется использовать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней.
Меню для каждого типа образовательных учреждений надо разрабатывать на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.
При разработке меню и организации питания следует также руководствоваться Методическими рекомендациями «МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5. Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015. В них изложены основные принципы и рекомендации по организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.
Документальное оформление и учет.
В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:
-
учет продуктов питания;
-
учет готовых блюд;
-
учет платы за питание.
Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н[7] продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н[8] осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе[9]. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).
Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).
При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.
Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).
Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.
Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.
По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.
Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.
Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.
Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н[10].
Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
|||
---|---|---|---|---|---|
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Поступление материалов от поставщика |
|||||
0700 0000000000 000 1 105 32 340 |
0700 0000000000 244 1 302 34 730 |
0700 0000000000 000 0 105 32 340 |
0700 0000000000 244 0 302 34 730 |
0700 0000000000 000 0 105 32 000 |
0700 0000000000 244 0 302 34 000 |
Оплата поставщику стоимости продуктов питания |
|||||
0700 0000000000 244 1 302 34 830 |
0700 0000000000 244 1 304 05 340 |
0700 0000000000 244 0 302 34 830 |
0700 0000000000 000 0 201 11 610 |
0700 0000000000 244 0 302 34 000 |
0700 0000000000 000 0 201 11 000 |
Предварительная оплата поставщику стоимости продуктов питания |
|||||
0700 0000000000 244 1 206 34 560 |
0700 0000000000 244 1 304 05 340 |
0700 0000000000 244 0 206 34 560 |
0700 0000000000 000 0 201 11 610 |
0700 0000000000 244 0 206 34 000 |
0700 0000000000 000 0 201 11 000 |
Зачет предварительной оплаты при расчете с поставщиком |
|||||
0700 0000000000 244 1 302 34 830 |
0700 0000000000 244 1 206 34 560 |
0700 0000000000 244 0 302 34 830 |
0700 0000000000 244 0 206 34 560 |
0700 0000000000 244 0 302 34 000 |
0700 0000000000 244 0 206 34 000 |
Передача продуктов питания для приготовления блюд |
|||||
0700 0000000000 000 1 109 60 272 |
0700 0000000000 000 1 105 32 440 |
0700 0000000000 000 0 109 60 272 |
0700 0000000000 000 0 105 32 440 |
0700 0000000000 000 0 109 60 272 |
0700 0000000000 000 0 105 32 000 |
Довольно часто предприятия и организации предпочитают заключать договоры на питание сотрудников с каким-то определенным заведением общественного питания. Как правило, это близлежащая столовая, кафе или буфет. При подобном сотрудничестве в договорах четко прописываются все условия предоставления услуг, в том числе время обеда, количество сотрудников, стоимость одного обеда и т.д. Денег на обеды на руки работники предприятия не получают, а для отчетности по обедам расписываются в специальных журналах и ведомостях или же предъявляют пропуск.
Расчеты между работодателем, обеспечивающим обеды персонала в данном учреждении и самим учреждением общественного питания нужно отражать в общем порядке по строке «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Кто такие бюджетники в России
Юридические лица в России могут создаваться не только гражданами или другими организациями, но и Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. От имени этих публичных образований предприятия создаются уполномоченными органами (департаментами, отделами, другими подразделениями). За счет бюджетов могут прямо или косвенно финансироваться:
- казенные предприятия, чье имущество полностью принадлежит государству или муниципалитету, а все доходы перечисляются в бюджет;
- унитарные предприятия в различных отраслях деятельности, которые используют переданное имущество для получения дохода;
- государственные и муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта, иных сфер деятельности.
Унитарные предприятия могут сами зарабатывать доходы, которые могут идти и на выплаты бюджетникам. Но даже если доходов не будет, зарплата зарплаты гарантирована бюджетами соответствующих уровней.
При этом, механизм проведения индексации в документе четко не прописан. Работодателям предоставляется возможность самостоятельно установить коэффициент повышения, учитывая такие основные ограничения:
- коэффициент индексации не может быть ниже индекса роста потребительских цен;
- после повышения ЗП сотрудника не должна быть ниже МОРТ.
Что изменили в 2022 году
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Скидки и преференции бюджетникам
Преференции для работников бюджетной сферы:
- Зачисление детей в детский сад без очереди. Такое преимущество предоставляется государственным служащим, военнослужащим, силовикам, сотрудникам детского сада.
- Скидка на оплату услуг ЖКХ. Предоставляется военнослужащим силовикам. Размер скидки – 50%.
- Денежная компенсация за оплату услуг ЖКХ. Выдается бюджетникам, работающим в селе.
- Увеличенный отпуск. Предоставляется врачам, учителям, силовикам. Работники научной сферы вправе оформить отпуск на год с сохранением занимаемой должности.
- Бесплатные профилактические осмотры в медицинских учреждениях.
Новые федеральные стандарты бухучета
С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.
Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.
Единый тариф страховых взносов
С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС объединили в единый фонд ‒ Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее ‒ Социальный фонд России). Такая реформа повлияет на порядок исчисления и уплаты страховых взносов, состав отчетности и порядок ее сдачи, а также условия назначения пособий. Источник изменений: Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
В связи с созданием нового Социального фонда России и переходом на уплату страховых взносов в составе ЕНП отдельные тарифы страховых взносов на ОПС, ОМС, ОСС и ВНиМ отменяются и с 2023 года будет действовать единый тариф страховых взносов (далее ‒ ЕСТ). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не входят в ЕСТ. Начислять и уплачивать эти взносы по-прежнему надо отдельно в соответствии Федеральным законом № 125-ФЗ.
Страховые взносы следует начислять единой суммой. Для этих целей Минфин России ввел новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета, который предназначен для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ ‒ счет 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу». Порядок начислений останется прежним, изменится лишь номер счета (Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний продолжайте отражать по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 303 06 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Расходы на питание работников — учет и налогообложение
Однако если конкретизировать круг лиц, получивших доход в виде питания, оказывается невозможным, то ни НДФЛ, ни страховые взносы не начисляются (письма Минфина России от 07.09.2022 № 03-04-06/51326, от 21.03.2022 № 03-04-05/15542, от 03.08.2022 № 03-04-06/55047). При этом работодатель должен принять все доступные меры для ведения такого учета. В противном случае допустимым может оказаться определение расчетным путем дохода, приходящегося на каждого из работников персонально, по общей сумме, потраченной на питание, и сведениям о присутствии работников на работе (письма Минфина России от 18.04.2022 № 03-04-06/6-117, от 06.05.2022 № 03-04-05/26361, от 17.05.2022 № 03-04-06/33350, постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.2022 № А55-14976/2022).
Расчетным путем налоговый орган не может извлечь стоимость питания из суммы, указанной в документе, приложенном к авансовому отчету о командировке, если в сумму этого документа стоимость питания включена, но отдельно в нем не выделена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2022 № А56-17471/2022).
Горячее питание обязательно
К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.
Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
-
горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
-
готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
Правовые нормы и нововведения
Директор детского сада может принимать решение, какими продуктами и блюдами кормить детей, но при условии, если составленное новое меню будет соответствовать требованиям, всей документации, и если воспитанники ДОУ будут получать необходимые для своего возраста калории. Кроме того, при желании родители могут ознакомиться с меню, которое составляется минимум на 10 дней. При возникновении вопросов или неправовых ситуаций, родители вправе обратиться за консультацией в региональный Роспотребнадзор.
Поставки в муниципальный садик осуществляет компания, которая выиграла тендер на поставку. Однако каждый продукт, который попадает на кухню детского садика, должен иметь сертификат качества, все необходимые накладные и ветеринарные справки.
№ п/п |
Меры профилактики |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Методическое обеспечение: — определение социального статуса семей, посещающих ДОО — подборка нормативных документов и обновление банка данных о неблагополучных семьях — ведение картотеки неблагополучных семей — разработка памяток для родителей |
Сентябрь 1 раз в квартал В течение года В течение года |
Заведующий Ст. воспитатель |
2 |
Работа с педагогами: -Изучение пакета документов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (нормативно– правовая база). -Проведение инструктажей, консультаций по профилактике семейного «Неблагополучия» развитию педагогической культуры родителей, жестокому обращению с детьми. -Составление социального паспорта группы, ДОО. — заседание комиссии по работе с неблагополучными семьями с приглашением родителей из неблагополучных семей — рейды в неблагополучные семьи — сотрудничество с органами опеки — совместная деятельность с родительским комитетом по выявлению неблагополучныхсемей и оказание им посильнойпомощи — организация совместной деятельности с родителямивоспитанников (спортивные праздники, игры и т.д.) — оформление воспитателями папок-передвижек для родителей |
октябрь, в течение года на педсоветах, совещаниях 1 раз в квартал сентябрь по мере необходимости в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года |
Заведующий, воспитатели |
Работа с детьми: -Организация работы с детьми по воспитанию ЗОЖ -Организация работы с детьми по патриотическому воспитанию детей -Изучение самооценки детей в разных видах деятельности — Индивидуальная работа с детьми по всем разделам программы. — Практическое занятие с детьми «Безопасность ребенка оставленного дома». — Обследование детей врачами- специалистами — Обследование и выявление форм жестокого обращения с детьми |
Согласно годового плана |
Специалисты, воспитатели |
|
Аналитическая работа: -Осмотр детей -Анализ сведений о родителях. Выявление семей и детей группы социального риска (для составления социального паспорта группы, ДОО). — Посещение на дому детей группы риска (по необходимости) — Выявление воспитанников, длительное время не посещающих ДОО |
Ежедневно 1 раз в квартал В течение года В течение года |
Ст. медсестра Воспитатели Воспитатели заведующий |
|
Работа с родителями -Проведение мероприятий с родителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с приглашением специалистов служб системы профилактики -Оказание консультативной помощи в вопросах профилактики жестокого обращения с детьми. — Консультация «Конфликтное поведение ребенка в семье». — Анкетирование родителей (опекунов) «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку». — Индивидуальные онлайн консультации по вопросамвоспитания и обучения. |
По мере необходимости По мере необходимости 1 раз в квартал По мере необходимости |
Заведующий Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Директора городских школ введение единых стандартов также поддерживают. По их мнению, они сыграют на руку и ученикам, и их родителям.
Технологические карты блюд в детских садах
Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2022 году возлагаются такие обязанности:
- выбор надежного поставщика;
- соблюдение правил доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
- следование рецептурам приготовления блюд.
ВАЖНО!
Каждая готовая единица меню должна иметь технологическую карту. Это документ, отображающий основные сведенья о процессе приготовления пищи, а также её пищевой ценности.
Отчет должен содержать следующую информацию:
- наименование блюда;
- номер рецепта, который использовался в приготовлении;
- источник, где был взят рецепт;
- вес и перечень исходящих продуктов;
- окончательная масса готового блюда;
- количество углеводов, калорий, жиров, белков и витамина С в одной порции.
Питание сотрудников в бюджетном учреждении как оформлять
Эту разницу необходимо пробить на кассовом аппарате и выдать работнику чек. Бухгалтерские записи при этом будут аналогичны операциям по выдаче трудовых книжек (подробности на стр. 9). Для того чтобы этого избежать, стоит присмотреться к опыту коммерческих фирм.
Инструкции N 70н ¦¦восстановлены за счет¦ния денежных средств уч-¦ние материальных запа-¦ ¦¦поступлений от главного¦реждения на банковские¦сов“ ¦ ¦¦распорядителя ¦счета“ ¦ ¦ ¦+ + + + +¦7. Списание средств для¦3 302 20 830 “Уменьшение¦3 201 01 610 “Выбытия¦п. 32 приложения 1* ¦¦расчетов за поставку¦кредиторской задолжен-¦денежных средств учреж-¦ ¦¦продуктов питания ¦ности по приобретению¦дения с банковских сче-¦ ¦¦ ¦материальных запасов“ ¦тов“ ¦ ¦+ + + + +¦ * Подразделы “Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении“ приложения 1¦¦“Корреспонденция счетов бюджетного учета“ к Инструкции N 70н. ¦L Наша справка.
Компенсация расходов на питание работников
Страховые взносы
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2022 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц по трудовым договорам, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Оплата стоимости питания не облагается страховыми взносами, если соответствующая обязанность возложена на организацию законодательными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или решениями представительных органов местного самоуправления (подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, не облагается взносами стоимость питания, получаемого спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях (подп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Следовательно, если компенсация затрат на питание предусмотрена трудовым договором, но работники не являются спортсменами и нет никаких законодательных актов и решений представительных органов местного самоуправления, обязывающих организацию обеспечить бесплатное питание работников, то соответствующие суммы облагаются страховыми взносами.
Если компенсация затрат на питание предусмотрена в каком-либо внутреннем акте организации (например, в приказе руководителя), но трудовой договор на этот акт не ссылается и сам не содержит соответствующего условия, то относить такую выплату к объектам обложения страховыми взносами, по нашему мнению, оснований нет, поскольку в этом случае выплата не связана с оплатой труда.
Аналогичного мнения придерживается заместитель начальника отдела налогообложения доходов граждан и единого социального налога Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Л.А. Котова: «. если те или иные выплаты в пользу работников не являются предметом трудовых договоров, заключенных с ними организацией, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами в фонды. » 3 .
В то же время следует признать, что при отсутствии официальных разъяснений по вопросу начисления страховых взносов на выплаты социального характера, производимые в пользу работников, но не предусмотренные трудовыми договорами, невозможно однозначно утверждать, что и контролирующие органы будут придерживаться той же позиции. В подтверждение тому — разъяснения в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 23.03.2022 N 647-19, согласно которым выплаты сотрудникам, прямо не прописанные в трудовых договорах, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем. Исключением являются только суммы, указанные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, которые страховыми взносами не облагаются.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Согласно п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2022 N 184, страховыми взносами облагаются суммы оплаты труда работников, начисленные по всем основаниям.
Таким образом, компенсация затрат работникам на питание, предусмотренная коллективным или трудовым договорами, подлежит обложению взносами от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Отметим, что данный вид выплат не указан в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.2022 N 765; далее — Перечень).
В то же время существует судебная практика в пользу страхователей, не начисляющих взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на суммы предоставленного работникам питания. По мнению судей, суммы оплаты работникам стоимости питания к заработной плате не относятся, следовательно, на них взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний начислять не нужно (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2022 N А43-20227/2022-31-834).
Иной позиции придерживается ФСС РФ: взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны начисляться в ситуациях, когда выплаты, хотя и не связаны с результатами трудовой деятельности и прямо не указаны в Перечне, но составляют доход застрахованных лиц (письма ФСС РФ от 10.10.2022 N 02-13/07-9665, от 18.10.2022 N 02-13/07-10008).
(врезкой) По мнению экспертов, если в трудовом договоре такие выплаты не предусмотрены, начислять на них взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний не следует.
- Налог на прибыль
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ полученные доходы налогоплательщик уменьшает на сумму произведенных расходов, при соблюдении принципов обоснованности и документального подтверждения. Стоимость бесплатно предоставляемого работникам в соответствии с законодательством РФ питания относится к расходам на оплату труда на основании п. 4 ст. 255 НК РФ. Если обязанность обеспечивать работников бесплатным питанием для налогоплательщика законодательно не установлена, то рассматриваемые расходы могут быть включены в состав расходов на оплату труда в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ, если они предусмотрены трудовыми или коллективным договорами (Письма Минфина России от 27.08.2012 N 03-03-06/1/434, от 04.06.2012 N 03-03-06/1/292).) В противном случае, включение указанных расходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль может привести к спорам с налоговыми органами.
В одном из своих писем, 04.03.2008 N 03-03-06/1/133 Минфин высказал мнение о том, чторасходы на оплату питания сотрудников не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда также в случае, если отсутствует возможность выявить конкретную величину доходов каждого сотрудника (Письмо Минфина РФ 04.03.2008 N 03-03-06/1/133). Данное мнение на наш взгляд является спорным, поскольку налог на прибыль является налогом на доходы организации в целом, а не каждого конкретного сотрудника, как, например НДФЛ.
- НДС
Суммы компенсации расходов на питание (в денежной форме), начисляемые работникам организации в соответствии с трудовым договором, согласно разъяснению Минфина объектом обложения НДС не являются (Письмо от 02.09.2010 N 03-07-11/376). Некоторое время назад существовало иное мнение и налоговики настаивали на начислении НДС на стоимость бесплатно предоставленных работникам обедов (Письмо УФНС по г. Москве от 03.03.2010 N 16-15/22410), при этом суммы налога допускалось принимать к вычету. Однако сейчас позиция пересмотрена и с учетом того, что отношения между работником и работодателем по обеспечению питанием устанавливаются на основании трудового, а не гражданско-правового договора, поэтому реализации не возникает. При этом работодатель сам услуг питания не оказывает, а выступает только посредником между работниками и предпринимателем Таким образом, питание оплачивается работником из своего дохода, с которого удержан НДФЛ и который вошел в налогооблагаемую базу по страховым взносам.
- НДФЛ
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Оплата организациями питания в интересах работников, относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Доходы, не подлежащие обложению НДФЛ перечислены в ст. 217 НК РФ. В ней не предусмотрено освобождение от НДФЛ выплат (компенсаций) на питание, производимых работодателем в соответствии с коллективным и (или) трудовыми договорами, поэтому независимо от того, предусмотрены выплаты трудовым и (или) коллективным договором или нет, доходы работника в сумме компенсации затрат на питание (оплаты питания), облагаются НДФЛ (особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме установлены ст. 211 НК РФ).
Организация в данном случае является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Причем удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ, начисленную с доходов, полученных в натуральной форме, налоговый агент должен за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ), не позднее дня, следующего за днем фактического удержания суммы НДФЛ, исчисленный налог должен быть перечислен в бюджет (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Налоговые агенты по НДФЛ представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ по коду дохода 2510 «Оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика».
- Страховые взносы