Высокий удельный вес налоговых вычетов: как правильно написать пояснение
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Высокий удельный вес налоговых вычетов: как правильно написать пояснение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.
Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540-О).
В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам кон-
трагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.
Превышение допустимой доли вычетов
Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года
Регион | I квартал | II квартал | Динамика* |
Российская Федерация в том числе: | 88,8 | 88,4 | –0,4 |
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская область | 90,0 | 88,6 | –1,4 |
Брянская область | 89,3 | 90,1 | 0,8 |
Владимирская область | 86,1 | 83,6 | –2,5 |
Воронежская область | 91,2 | 91,7 | 0,5 |
Ивановская область | 91,5 | 91,6 | 0,1 |
Калужская область | 88,3 | 89,3 | 1,0 |
Костромская область | 87,7 | 87,7 | 0,0 |
Курская область | 94,5 | 91,7 | –2,8 |
Липецкая область | 104,3 | 104,2 | –0,1 |
Московская область | 88,3 | 88,9 | 0,6 |
Орловская область | 88,1 | 89,4 | 1,3 |
Рязанская область | 88,3 | 88,4 | 0,1 |
Смоленская область | 91,1 | 92,7 | 1,6 |
Тамбовская область | 95,2 | 93,6 | –1,6 |
Тверская область | 87,2 | 87,8 | 0,6 |
Тульская область | 96,8 | 96,3 | –0,5 |
Ярославская область | 86,5 | 89,3 | 2,8 |
город Москва | 88,8 | 89,4 | 0,6 |
СевероЗападный федеральный округ | |||
Республика Карелия | 71,3 | 70,2 | –1,1 |
Республика Коми | 80,0 | 77,0 | –3,0 |
Архангельская область | 85,4 | 91,2 | 5,8 |
Вологодская область | 99,7 | 102,2 | 2,5 |
Калининградская область | 63,9 | 64,3 | 0,4 |
Ленинградская область | 90,2 | 91,8 | 1,6 |
Мурманская область | 185,7 | 161,9 | –23,8 |
Новгородская область | 96,2 | 97,8 | 1,6 |
Псковская область | 92,1 | 91,5 | –0,6 |
город СанктПетербург | 88,4 | 88,4 | 0,0 |
Ненецкий АО | 110,8 | 108,0 | –2,8 |
СевероКавказский федеральный округ | |||
Республика Дагестан | 85,4 | 84,4 | –1,0 |
Республика Ингушетия | 95,7 | 93,6 | –2,1 |
КабардиноБалкарская Республика | 90,8 | 91,5 | 0,7 |
КарачаевоЧеркесская Республика | 91,0 | 88,6 | –2,4 |
Республика Северная Осетия — Алания | 86,6 | 87,9 | 1,3 |
Чеченская Республика | 96,8 | 95,1 | –1,7 |
Ставропольский край | 93,5 | 91,7 | –1,8 |
Южный федеральный округ | |||
Республика Адыгея | 87,4 | 85,5 | –1,9 |
Республика Калмыкия | 116,3 | 87,0 | –29,3 |
Республика Крым | 87,8 | 86,4 | –1,4 |
Краснодарский край | 91,6 | 91,8 | 0,2 |
Астраханская область | 78,5 | 76,6 | –1,9 |
Волгоградская область | 93,6 | 87,7 | –5,9 |
Ростовская область | 95,0 | 95,2 | 0,2 |
город Севастополь | 83,1 | 81,9 | –1,2 |
Приволжский федеральный округ | |||
Республика Башкортостан | 93,1 | 93,3 | 0,2 |
Республика Марий Эл | 89,6 | 90,4 | 0,8 |
Республика Мордовия | 89,3 | 90,4 | 1,1 |
Республика Татарстан | 92,0 | 91,3 | –0,7 |
Удмуртская Республика | 82,3 | 79,4 | –2,9 |
Чувашская Республика | 82,4 | 84,6 | 2,2 |
Кировская область | 84,8 | 85,4 | 0,6 |
Нижегородская область | 92,5 | 90,2 | –2,3 |
Оренбургская область | 75,3 | 72,1 | –3,2 |
Пензенская область | 87,6 | 86,9 | –0,7 |
Пермский край | 86,3 | 81,5 | –4,8 |
Самарская область | 84,3 | 82,9 | –1,4 |
Саратовская область | 86,8 | 86,8 | 0,0 |
Ульяновская область | 88,0 | 90,0 | 2,0 |
Уральский федеральный округ | |||
Курганская область | 85,2 | 85,1 | –0,1 |
Свердловская область | 91,6 | 91,6 | 0,0 |
Тюменская область | 84,2 | 82,2 | –2,0 |
Челябинская область | 89,9 | 89,8 | –0,1 |
ХантыМансийский АО — Югра | 66,8 | 60,4 | –6,4 |
ЯмалоHенецкий АО | 75,9 | 69,7 | –6,2 |
Сибирский федеральный округ | |||
Республика Алтай | 90,0 | 88,9 | –1,1 |
Республика Тыва | 81,3 | 88,9 | 7,6 |
Республика Хакасия | 85,6 | 84,5 | –1,1 |
Алтайский край | 89,0 | 88,1 | –0,9 |
Красноярский край | 83,4 | 81,6 | –1,8 |
Иркутская область | 78,9 | 79,7 | 0,8 |
Кемеровская область — Кузбасс | 93,8 | 92,6 | –1,2 |
Новосибирская область | 88,6 | 89,1 | 0,5 |
Омская область | 88,2 | 84,1 | –4,1 |
Томская область | 73,6 | 74,5 | 0,9 |
Дальневосточный федеральный округ | |||
Республика Бурятия | 93,1 | 92,6 | –0,5 |
Республика Саха (Якутия) | 86,9 | 87,2 | 0,3 |
Приморский край | 97,7 | 96,3 | –1,4 |
Хабаровский край | 90,8 | 89,1 | –1,7 |
Амурская область | 143,9 | 137,1 | –6,8 |
Камчатский край | 91,3 | 95,9 | 4,6 |
Магаданская область | 100,5 | 103,4 | 2,9 |
Сахалинская область | 91,9 | 92,8 | 0,9 |
Забайкальский край | 98,0 | 99,3 | 1,3 |
Еврейская автономная область | 86,2 | 83,3 | –2,9 |
Чукотский АО | 124,1 | 149,4 | 25,3 |
БАЙКОНУР | 75,2 | 72,5 | –2,7 |
* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.
При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.
Как объяснить превышение
Если будет выявлен высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС налоговиками, они направят в адрес налогоплательщика уведомление с требованием предоставить пояснения с раскрытием причин возникновения отклонений от нормы. К объяснительному письму рекомендуется приложить документальные подтверждения верности отражения данных в декларации. Объективными причинами возникновения низкого уровня фискальной нагрузки по НДС могут быть:
-
Непродолжительный период работы налогоплательщика. После открытия бизнеса расходов всегда больше, чем доходов, ввиду отсутствия наработанной базы покупателей. В пояснениях рекомендуется акцентировать внимание на соотношении доходов и расходов компании в рассматриваемом периоде, привести обоснования по затратным статьям (например, закупка оборудования, мебели, сырья, оплата услуг, реклама).
-
Единовременные затраты на оплату крупной партии материалов для производственных нужд или закупка основных средств. В объяснительной записке можно указать на факт реализации сделки по закупке товаров для их перепродажи или использования в производстве в последующих периодах.
-
Влияние фактора сезонности спроса на производимую продукцию – в результате снизились продажи, уменьшилась налоговая база по НДС, а административные расходы остались неизменными.
-
Выставление счета-фактуры контрагентом с задержкой.
Требуется соблюдение определенных условий для применения права на налоговый вычет по НДС:
- Покупаемые материальные ценности (права) поставлены на учет.
- Приобретенные товары, ресурсы и прочее, по которым рассчитывается «входной налог», им облагаются по закону.
- По всем операциям этого типа должна быть правильно оформленная документация: счет-фактура, «первичка».
Счет-фактура также должен быть составлен правильно:
- дата, номер;
- реквизиты продавца и покупателя: наименование, ИНН, адрес;
- реквизиты получателей товара;
- номер авансовой платежки, если имеется;
- список продукции;
- цена с НДС и без него;
- ставка по налогу;
- сумма НДС;
- если продукция иностранная, указывается ее происхождение.
Если отгрузке предшествовала предоплата, также потребуется правильный авансовый счет-фактура для применения определенной суммы налогового вычета по НДС. Кроме него, потребуются и другие документы:
- квитанция или чек о внесении аванса;
- авансовый счет-фактура;
- договор с содержащимся в нем пунктом о возможности перечисления предоплаты продавцу.
Отчет по НДС, как и по всем остальным видам налога, представляет собой заполненную декларацию, которая сдается плательщиком в ФНС. Особое внимание сотрудников налоговой службы при проверке деклараций привлекает высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС. Если данный факт обнаруживается в отчетности, «налоговая» может потребовать от плательщика пояснения о налоговом вычете (его доле).
Удельный вес рассчитывается по-разному в каждом регионе. Также он зависит от сферы деятельности, статистических данных. Подозрительной для контролирующего органа является доля в 89% и выше в течение года. Также, скорее всего, в 2020 году не избежать проверки компаниям, заявившим в декларации вычеты в сумме более 5 миллионов рублей или, если резкое превышение налоговых вычетов по НДС наблюдается в налоговом периоде.
В стандартном образце пояснения в налоговую службу относительно высокого вычета по НДС указывается:
- реквизиты, наименование плательщика;
- сумма вычетов и период, за которые они затребованы;
- собственно пояснение превышения;
- дата и подпись.
Пояснения по превышению доли налоговых вычетов по НДС сдаются в налоговый орган в письменном виде, этому предшествует получение налогоплательщиком письма с требованием предоставить объяснения. Причин высокой доли налоговых вычетов по НДС может быть несколько:
- Закупка товара в конце периода.
- Возмещение НДС.
- Недавно открытая компания или переход на другой вид хозяйствования.
- Позднее получение счетов-фактур.
- Сезонные, например, сельскохозяйственные работы.
Вычет по НДС предоставляется не всем налоговым агентам. Не имеют права им воспользоваться те, кто освобожден от уплаты данного налога, реализует товары иностранного происхождения, не состоящие на учете в РФ, или занимается продажей конфискованного товара, перечисленного в 145-й статье НК.
Мы рассказали, как самостоятельно контролировать отдельные критерии, по которым налоговики проводят отбор кандидатов для ВНП. Теперь поговорим о том, как подготовить пояснения, которые могут помочь отбиться от приглашения на комиссию по легализации объектов налогообложения и от возможной в недалеком будущем выездной проверки, если компания все же попала в зону пристального внимания инспекторов.
Приведем образцы таких пояснений.
Каковы последствия превышения удельного веса вычетов по НДС для организаций и ИП?
При высоком удельном весе вычета по НДС, приближается к нулю сумма данного налога, что расценивается налоговой, как нарушение установленного критерия.В связи с этим налоговый инспектор может выставить требование о внесении пояснений либо вызвать в территориальный орган ФНС руководителя организации или предпринимателя лично. Так же представители налоговой службы могут нагрянуть с проверкой.
Важно! Превышение процентного соотношения вычета к НДС является одним из показателей, на которые обращает внимание ФНС при составлении списка кандидатов на выездную проверку. Однако, нарушение этого ограничения имеет значимость только в том случае, когда нарушены и другие показатели.
Следует отметить, что не только превышение установленных значений может заинтересовать налоговиков. Подозрительным они могут счесть и слишком низкий удельный вес вычета. Поэтому организации и предприниматели, желающие снизить к себе внимание налоговых органов таким образом, рискуют наоборот привлечь лишний интерес.
Как правильно составить пояснения при превышенной сумме вычетов по НДС?
На просторах интернета легко можно найти ответ на требование налогового органа о пояснении высокой доли вычета по НДС. Однако, затраченное на поиск шаблона время можно сэкономить, поскольку такой ответ не требует строго соблюдения формы: он может быть составлен в свободной форме. В рамках данной статьи мы предоставим примерный план написания ответа, который даст представление о том, как дать пояснение в ФНС в связи с превышением удельного веса налогового вычета.
Итак, в письменном ответе на требование о пояснении необходимо указать на какое конкретно требование Вы отвечаете.Далее необходимо сообщить, что Вами проводился анализ документов, подтверждающих размер налоговой базы и вычета. В случае, если были выявлены какие-либо неточности, пишете о них. В случае если таковых не было, сообщаете, что таковых не выявлено. Далее пишете о том, считаете ли Вы необходимым предоставления в ФНС уточненной декларации по НДС:
- Выявлены ошибки – есть основания, подкрепляете откорректированной декларацией;
- Недочетов не выявлено – нет оснований.
Далее описываете ситуацию, которая послужила увеличению данного показателя с отсылками к подтверждающим документам и законодательным актам.
Как применяется налоговый вычет по НДС
Налог на добавленную стоимость уплачивают организации и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН, а также иные категории налогоплательщиков в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.
Налог к уплате рассчитывается по операциям реализации и приравненным к ним.
Сумму рассчитанного налога налогоплательщик вправе уменьшить на налоговый вычет.
Он представляет собой сумму налога, предъявленного налогоплательщику поставщиками товаров (работ, услуг) и указанного в счете-фактуре.
Чтобы применить вычитаемую сумму, необходимо соблюсти следующие условия:
- Приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет.
- Приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться при операциях, облагаемых НДС.
- Поставщик передал корректно оформленный счет-фактуру.
- С момента принятия на учет товаров (работ, услуг) прошло не более трех лет.
Как правильно составить пояснения при превышенной сумме вычетов по НДС?
На просторах интернета легко можно найти ответ на требование налогового органа о пояснении высокой доли вычета по НДС. Однако, затраченное на поиск шаблона время можно сэкономить, поскольку такой ответ не требует строго соблюдения формы: он может быть составлен в свободной форме. В рамках данной статьи мы предоставим примерный план написания ответа, который даст представление о том, как дать пояснение в ФНС в связи с превышением удельного веса налогового вычета.
Итак, в письменном ответе на требование о пояснении необходимо указать на какое конкретно требование Вы отвечаете.Далее необходимо сообщить, что Вами проводился анализ документов, подтверждающих размер налоговой базы и вычета. В случае, если были выявлены какие-либо неточности, пишете о них. В случае если таковых не было, сообщаете, что таковых не выявлено. Далее пишете о том, считаете ли Вы необходимым предоставления в ФНС уточненной декларации по НДС:
- Выявлены ошибки – есть основания, подкрепляете откорректированной декларацией;
- Недочетов не выявлено – нет оснований.
Далее описываете ситуацию, которая послужила увеличению данного показателя с отсылками к подтверждающим документам и законодательным актам.
В конце сообщаете, что считаете себя законопослушным налогоплательщиком..
Существует ли «безопасный» размер вычета по НДС?
Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.
Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.
Для Российской Федерации пороговое значение этого показателя составляет
87,39%
Размер этого показателя для России ранее составлял 86,93%
Информацию по безопасной доле вычета по регионам смотрите ниже — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.
Для Москвы пороговое значение показателя составляет
88,76%
Размер этого показателя для Москвы ранее составлял 88,08%
Безопасный вычет по НДС по регионам
Информация о безопасной доле вычета НДС на I, II, III и IV кварталы 2018 года и I квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.
Все данные уже рассчитаны нами и сведены в одну таблицу:
Безопасная доля вычетов на 01.11.2018 | Безопасная доля вычетов на 01.08.2018 | Безопасная доля вычетов на 01.05.2018 | Безопасная доля вычетов на 01.02.2018 | Безопасная доля вычетов на 01.01.2018 | |
РОССИЯ | 86,89% | 86,59% | 87,08% | 87,43% | 88,06% |
в том числе: | |||||
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
город Москва | 88,52% | 88,37% | 88,10% | 88,96% | 90,00% |
Московская область | 90,27% | 90,30% | 90,51% | 90,00% | 90,39% |
Белгородская область | 89,40% | 88,73% | 89,57% | 90,60% | 91,23% |
Брянская область | 87,77% | 86,47% | 92,15% | 95,37% | 91,75% |
Владимирская область | 85,56% | 84,95% | 84,79% | 84,13% | 86,18% |
Воронежская область | 92,88% | 92,65% | 92,64% | 92,70% | 94,60% |
Ивановская область | 92,51% | 92,55% | 92,74% | 93,54% | 93,23% |
Калужская область | 88,09% | 87,24% | 86,60% | 88,35% | 89,59% |
Костромская область | 85,21% | 84,71% | 84,15% | 85,06% | 88,53% |
Курская область | 91,27% | 92,86% | 88,30% | 88,94% | 91,16% |
Липецкая область | 92,57% | 87,30% | 88,32% | 90,39% | 89,89% |
Орловская область | 94,51% | 94,00% | 92,90% | 92,04% | 90,79% |
Рязанская область | 84,92% | 85,11% | 85,11% | 86,84% | 85,68% |
Смоленская область | 94,13% | 93,03% | 91,67% | 91,51% | 93,33% |
Тамбовская область | 95,44% | 95,81% | 95,50% | 96,96% | 95,17% |
Тверская область | 88,88% | 89,03% | 88,89% | 88,68% | 87,83% |
Тульская область | 92,71% | 91,49% | 91,57% | 93,26% | 91,81% |
Ярославская область | 87,10% | 86,35% | 85,70% | 85,52% | 86,46% |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
город Санкт-Петербург | 90,05% | 89,83% | 90,13% | 90,31% | 90,47% |
Ленинградская область | 81,52% | 81,19% | 86,18% | 85,09% | 81,24% |
Республика Карелия | 83,65% | 84,26% | 84,56% | 86,13% | 84,18% |
Республика Коми | 78,51% | 79,25% | 79,33% | 81,23% | 75,59% |
Архангельская область | 81,89% | 82,44% | 88,38% | 84,88% | 81,79% |
Вологодская область | 88,18% | 83,39% | 83,48% | 84,83% | 87,27% |
Калининградская область | 62,83% | 64,04% | 65,70% | 67,64% | 66,49% |
Мурманская область | 81,49% | 79,25% | 78,73% | 80,33% | 76,79% |
Новгородская область | 89,92% | 86,92% | 87,39% | 84,43% | 87,19% |
Псковская область | 87,26% | 88,11% | 88,85% | 90,63% | 93,09% |
Ненецкий АО | 121,00% | 119,79% | 116,18% | 126,09% | 111,71% |
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Дагестан | 85,00% | 85,42% | 86,21% | 85,54% | 87,01% |
Республика Ингушетия | 96,33% | 93,89% | 94,11% | 97,86% | 98,17% |
Кабардино-Балкарская Республика | 92,41% | 92,47% | 93,37% | 93,05% | 92,72% |
Карачаево-Черкесская Республика | 91,59% | 92,78% | 93,28% | 95,03% | 92,39% |
Республика Северная Осетия-Алания | 87,15% | 86,56% | 87,56% | 86,39% | 87,63% |
Чеченская Республика | 101,07% | 101,54% | 103,37% | 102,19% | 104,44% |
Ставропольский край | 88,74% | 88,37% | 88,77% | 90,58% | 88,74% |
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Адыгея | 85,48% | 85,40% | 86,29% | 85,39% | 87,47% |
Республика Калмыкия | 82,39% | 80,57% | 79,74% | 76,70% | 69,49% |
Республика Крым | 87,73% | 87,89% | 88,07% | 87,53% | 97,28% |
Краснодарский край | 89,87% | 89,63% | 89,45% | 89,67% | 89,71% |
Астраханская область | 62,76% | 60,96% | 58,25% | 55,68% | 72,08% |
Волгоградская область | 86,34% | 85,62% | 86,88% | 87,21% | 86,01% |
Ростовская область | 92,02% | 91,71% | 92,13% | 91,53% | 93,48% |
город Севастополь | 82,06% | 82,12% | 82,30% | 81,23% | 85,89% |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Башкортостан | 87,99% | 87,39% | 87,39% | 87,53% | 88,66% |
Республика Марий-Эл | 90,86% | 89,75% | 90,78% | 92,39% | 89,29% |
Республика Мордовия | 89,97% | 89,91% | 89,50% | 88,37% | 87,52% |
Республика Татарстан | 87,89% | 87,91% | 88,31% | 88,21% | 88,96% |
Удмуртская Республика | 81,13% | 80,12% | 80,12% | 80,94% | 83,32% |
Чувашская Республика | 83,57% | 83,17% | 83,03% | 82,21% | 84,65% |
Кировская область | 86,51% | 86,46% | 84,78% | 86,72% | 85,68% |
Нижегородская область | 87,92% | 87,84% | 87,00% | 87,68% | 87,22% |
Оренбургская область | 69,82% | 69,62% | 71,30% | 74,43% | 75,76% |
Пензенская область | 90,74% | 90,13% | 89,94% | 89,49% | 89,99% |
Пермский край | 79,25% | 78,83% | 79,23% | 79,42% | 79,65% |
Самарская область | 84,49% | 84,02% | 84,82% | 86,11% | 86,22% |
Саратовская область | 84,92% | 85,14% | 85,51% | 85,23% | 86,36% |
Ульяновская область | 91,97% | 91,63% | 91,14% | 90,78% | 91,89% |
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Курганская область | 87,22% | 87,23% | 87,40% | 88,68% | 85,15% |
Свердловская область | 88,18% | 87,17% | 86,66% | 87,37% | 87,88% |
Тюменская область | 84,02% | 83,35% | 83,68% | 85,37% | 84,93% |
Челябинская область | 88,31% | 86,68% | 87,08% | 88,30% | 87,07% |
Ханты-Мансийский АО — Югра | 58,52% | 60,29% | 62,01% | 63,14% | 66,24% |
Ямало-Hенецкий АО | 69,40% | 65,95% | 97,08% | 71,02% | 69,97% |
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Алтай | 89,85% | 90,48% | 89,99% | 92,31% | 91,40% |
Республика Бурятия | 88,92% | 88,30% | 85,57% | 80,25% | 88,74% |
Республика Тыва | 76,53% | 74,91% | 73,91% | 77,57% | 77,38% |
Республика Хакасия | 89,73% | 89,89% | 89,91% | 92,82% | 88,44% |
Алтайский край | 90,37% | 89,95% | 89,51% | 89,71% | 89,98% |
Красноярский край | 76,32% | 75,02% | 76,02% | 78,26% | 77,68% |
Иркутская область | 77,39% | 77,80% | 79,33% | 80,34% | 82,71% |
Кемеровская область | 83,41% | 82,57% | 81,46% | 84,07% | 82,91% |
Новосибирская область | 89,51% | 89,17% | 88,92% | 89,62% | 90,47% |
Омская область | 83,97% | 82,89% | 82,00% | 85,11% | 81,68% |
Томская область | 75,41% | 73,80% | 73,76% | 73,32% | 81,57% |
Забайкальский край | 89,53% | 89,94% | 90,81% | 91,29% | 96,89% |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Саха (Якутия) | 86,35% | 86,97% | 84,69% | 87,66% | 85,86% |
Приморский край | 95,78% | 95,28% | 95,02% | 92,84% | 92,82% |
Хабаровский край | 89,64% | 89,13% | 88,16% | 88,38% | 88,36% |
Амурская область | 116,47% | 113,68% | 116,87% | 106,62% | 107,17% |
Камчатский край | 89,66% | 89,08% | 88,70% | 82,70% | 82,75% |
Магаданская область | 98,83% | 99,88% | 100,13% | 90,77% | 90,96% |
Сахалинская область | 98,65% | 97,73% | 93,50% | 103,17% | 99,87% |
Еврейская автономная область | 97,01% | 94,46% | 87,04% | 94,24% | 94,21% |
Чукотский АО | 104,79% | 102,98% | 96,14% | 104,12% | 104,25% |
БАЙКОНУР | |||||
Байконур | 60,44% | 61,08% | 59,18% | 45,87% | — |
Вычет по НДС: принятие, превышение удельного веса
С 1 октября 2015 года вступят в силу следующие изменения, закрепленные в законе №238-ФЗ.
Самыми значимыми можно считать следующие: В общем, правила использования налоговых вычетов по НДС регламентируются 171-й статьей НК: Видов вычетов довольно много:
- по купленным товарам или услугам;
- «командировочные»;
- по авансам;
- при возврате продукции.
Условно их можно разделить так:
- общие – применяются по «стандартным» правилам, относятся к приобретенной продукции, правам и так далее;
- специальные – используются в конкретной ситуации.
Требуется соблюдение определенных условий для применения права на налоговый вычет по НДС: Счет-фактура также должен быть составлен правильно: Если отгрузке предшествовала предоплата, также потребуется правильный авансовый счет-фактура для применения определенной суммы налогового вычета по НДС. Кроме него, потребуются и другие документы:
- квитанция или чек о внесении аванса;
- авансовый счет-фактура;
- договор с содержащимся в нем пунктом о возможности перечисления предоплаты продавцу.
В стандартном образце пояснения в налоговую службу относительно высокого вычета по НДС указывается:
- реквизиты, наименование плательщика;
- сумма вычетов и период, за которые они затребованы;
- собственно пояснение превышения;
- дата и подпись.
- Закупка товара в конце периода.
- Возмещение НДС.
- Недавно открытая компания или переход на другой вид хозяйствования.
- Позднее получение счетов-фактур.
- Сезонные, например, сельскохозяйственные работы.
Удельный вес налоговых вычетов по НДС
По каждой сданной субъектами хозяйствования декларации проводится камеральная проверка. Ее задачей является оценка достоверности данных, корректности оформления отчета и проведения расчетов. В ходе проверки налоговики обязательно сопоставляют фактическую величину налоговой нагрузки по налогоплательщику с минимальной. Сравнение может производиться с пороговым значением по стране в целом или по региону.
На федеральном уровне удельный вес НДС и вычетов по нему оценивается в соответствии с нормами приказа ФНС РФ от 14.10.2008 г. № ММ-3-2/467@. В приложении 2 к приказу говорится, что на долю вычетов по НДС не должно приходиться 89% (и более) налоговых обязательств в расчете за 12 месяцев.
Дополнительным ориентиром могут выступать регулярно обновляемые данные о налоговой нагрузке по стране и по регионам. Ознакомиться с ними можно на сайте ФНС в разделе ]]>статистической информации]]> (региональные сведения берутся из статотчета 1-НДС).
Повышенное значение удельного веса вычетов по отношению к общей сумме налога на добавленную стоимость в конкретном временном диапазоне не является правонарушением, за это штраф не назначается. Но появление такого признака становится для налоговиков сигналом к более детальному изучению деятельности налогоплательщика. После анализа данных декларации и исследования динамики изменения показателей фискальной нагрузки ФНС истребует пояснения. Если объяснения налогоплательщика покажутся специалистам налоговой инспекции недостаточно убедительными, фирма может попасть в список субъектов, подлежащих внеплановой проверке.
Что такое безопасная доля вычетов по НДС
Безопасная доля вычетов по НДС – это сумма, на которую компания может уменьшить свои налоги. Рассчитывается она так. Величина вычета, поделённая на сумму начисленного НДС, умноженная на 100 %. Где вычет – сумма налога, указанная поставщиками в счетах-фактурах. Полученную сумму нужно сравнить с контрольным значением и принять решение: оставлять текущие данные или переносить часть вычета на следующий квартал, если сумма вышла небезопасной.
Надо понимать, что как такового термина «безопасная доля вычета НДС» в Налоговом кодексе не существует. Но при этом все знают, что сумма вычетов за четыре квартала не должна в среднем превышать 89 % от начисленного за эти же кварталы налога. Более того, Федеральная налоговая служба регулярно обновляет данные по безопасной доле вычета. Эти данные публикуются в виде таблицы, где указан средний процент вычета по регионам, но без привязки к сфере деятельности компании.
Аргументы предпринимателя
— Задача инспекторов на камералке — проверить правильность применения налоговых вычетов. Они могут запросить пояснения, только если обнаружат в декларации ошибки и противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ). В нашей отчетности ошибок не было. Высокая доля вычетов — один из критериев отбора для выездной проверки. Но это отдельное мероприятие налогового контроля, никак не связанное с камеральной проверкой. Следовательно, проверяющие требовали пояснений безосновательно. Судьи согласились, что предприниматель не обязан отвечать инспекторам.