Выплата или ремонт положена по закону осаго 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплата или ремонт положена по закону осаго 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.

В каких случаях для страховой выгоднее выплата?

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Сроки проведения ремонта по ОСАГО

Если страховая компания не предоставит направление на автосервис на протяжении 20 дней, она будет обязана выплатить неустойку в размере 1% от стоимости восстановительных работ за каждый просроченный день. Если ремонт будет длиться больше 30 дней, штраф будет в 2 раза меньше. Если качество работ будет ненадлежавшим, пострадавший в ДТП имеет право потребовать компенсацию ущерба от своей страховой компании.

В правилах автогражданки указывается, что сроки определяет автосервис по согласованию с пострадавшим автомобилистом и страховой компанией.

Как получить деньги по ОСАГО вместо ремонта

Важно понимать, что правила в 2023 году устанавливает приоритетность ремонта по ОСАГО перед финансовой выплатой. В большинстве случаев страховщики не компенсируют ущерб деньгами. Но в исключительных ситуациях страховщику выгоднее произвести максимальную выплату, чем производить дорогостоящий ремонт. Законодательство устанавливает основания для компенсации ущерба в денежной форме:

  • полная гибель автотранспорта;
  • вред здоровью средней либо тяжкой силы;
  • восстановление потребует больших расходов, чем ограничения по возмещению, а пострадавший не согласен производить доплату за свой счёт;
  • договор предусматривает денежную компенсацию;
  • смерть пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии;
  • пострадавший является инвалидом, в заявлении о страховой выплате он указал вид компенсации;
  • пострадавший не предоставляет письменного разрешение на восстановление авто из-за несоответствия предложенной страховой компанией СТО, которая отвечает установленным требованиям.

В некоторых случаях денежные выплаты по автогражданке готов произвести РСА.

Это может быть сделано в таких ситуациях:

  • страховая компания потеряла лицензию либо стала банкротом;
  • виновник дорожно-транспортного происшествия не установлен, не имеет водительского удостоверения либо действующего полиса.

Как бы то ни было, получить компенсацию может исключительно собственник транспортного средства либо его представитель.

Недостатки ремонта по ОСАГО

  • Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
  • Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
  • Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
  • Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.
Читайте также:  неденежные расчеты в 769 форме что это

Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?

17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.

В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.

Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.

Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.

Виды возмещения ущерба по ОСАГО

ОСАГО – обязательный продукт, в рамках которого предусмотрена гарантированная выплата пострадавшей в ДТП стороне. Что касается виновной стороны, то она будет ремонтировать машину за счет собственных средств.

Максимальный размер выплаты предусмотрен на законодательном уровне и составляет на каждого пострадавшего:

  • не более 160 тыс рублей, если причинен вред жизни и здоровью;
  • не более 400 тыс рублей, если причинен ущерб ТС.

Возместить ущерб по ОСАГО страховая компания сможет в случаях, которые оговорены в правилах:

  • Полная гибель. В данном случае производится выплата рыночной стоимости. Если выплата превышает оговоренный лимит в рамках обязательного продукта, то разницу обязан выплатить виновник.
  • Частичное повреждение. При получении частичного повреждения компания выплачивает средства, которые необходимы для проведения ремонтных работ.
  • Дополнительные расходы. В эту группу включены дополнительные расходы, которые возникают у пострадавшего, в результате наступления страхового случая: расходы на эвакуацию или хранение вещей.

Что лучше выбрать ремонт или деньги

Поскольку страховщики предлагают два варианта возмещения компенсации после ДТП по ОСАГО, рассмотрим, какой способ будет наиболее выгодным.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим положительные и отрицательные стороны каждого варианта.

Вид компенсации Плюсы Минусы
Ремонт Нет необходимости самостоятельно искать станцию, которая сможет провести ремонтные работы. Новое ТС могут отправить на станцию неофициального дилера или пункт, который территориально находится далеко.
Деньги Право выбора, поскольку на практике водители самостоятельно устраняют мелкие повреждения и экономят на ремонте. Может не хватить на оплату ремонта, в результате чего, придется вкладывать собственные деньги.

Получается, каждый клиент должен сам решить, что ему выгоднее. Как показывает практика, по новым автомобилям выгоднее вариант – выплата на станции. Благодаря этому автолюбители могут провести ремонт на станции официального дилера и сохранить гарантию.

Тем клиентам, которые открыли свое СТО или ремонтируют авто на станции знакомых, по минимальным ценам, подходит вариант – выплата деньгами. Такие автолюбители, в большинстве случаев, тратят деньги только на запчасти.

Когда страховой компании выгоден ремонт, а когда — выплата

Бывает так, что страховой компании выгоднее выплатить пострадавшему деньги, чем оплачивать ремонт по ОСАГО. В этом случае с компанией будет гораздо проще договориться о денежной компенсации.

Страховая рассчитывает стоимость восстановительного ремонта по специальной методике. При расчете учитывается износ деталей автомобиля: чем старше машина, тем выше износ, расчетная цена запчастей и итоговая стоимость ремонта.

Но по закону при страховом ремонте на автомобиль можно ставить только новые запчасти, а они могут стоить больше, чем цена с учетом износа. И тогда страховой компании при закупке деталей придется доплачивать.

Поэтому страховым компаниям невыгодно направлять на ремонт старые машины — проще отдать автовладельцу стоимость ремонта деньгами. И наоборот: если машина относительно новая, не старше пяти лет, то выгоднее направить ее на ремонт.

Когда ремонт выполнен и мастерская готова вернуть автомобиль, между мастерской и хозяином машины подписывается акт приема-передачи. Если хозяин машины считает, что ремонт выполнен некачественно и дефекты не устранены, то он должен отразить все недостатки в акте. К дефектам, свидетельствующим о некачественном ремонте, относятся:

  • наличие зазоров между деталями автомобиля, в том числе кузовными;
  • низкое качество покраски машины, например цвет отличается от оригинального или краска нанесена неравномерно;
  • посторонние звуки при включенном двигателе, которых не было до аварии;
  • изменение технических характеристик автомобиля, например снизилась тяга;
  • плохо отремонтированные восстановленные детали: видны неровности, сколы, элемент не покрашен;
  • использование б/у запчастей для ремонта. По закону станция СТО обязана использовать только новые запчасти. При этом необязательно ставить на машину оригинальные детали.
Читайте также:  Как владельцу восстановить потерянные документы на квартиру

Если компенсация не покрывает ремонт автомобиля

Если вашу машину повредили, а страховая рассчитала слишком маленькую сумму ущерба, то оставшуюся сумму можно требовать с виновника ДТП. При этом не учитывается износ. Такое положение определено Конституционным судом.

До вынесения данного решения сумма ущерба всегда рассчитывалась с учетом износа. Полное возмещение после ремонта получить было невозможно даже через суд. Теперь виновник обязан вернуть недостающую сумму.

То есть, если пострадавший — вы, то у вас есть возможность получить деньги, необходимые для полноценного ремонта. Если вы виновник аварии, то вам придется доплатить пострадавшему.

Итак, в большинстве случаев у автовладельца нет возможности решить: что выбрать ремонт или перечисление денег по ОСАГО. Но есть ситуации и нюансы, которые позволяют получить финансы полностью или частично. Могут потребоваться досудебное разбирательство или обращение в суд с исковым требованием.

Дата актуальности материала: 13.06.2019

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.

В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.

Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2023 году

Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.

Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.

Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.

Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2020 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.

Когда можно настаивать на денежной выплате

Владелец легкового автомобиля не вправе произвольно отказываться от восстановительного ремонта. Однако статья 12 закона № 40-ФЗ предусматривает особые случаи. Так, норма определяет требования к компенсации в натуральном виде.

Читайте также:  Заносится ли дисциплинарное взыскание в трудовую книжку в 2023 году

Основным условием становится срочность. Работы должны быть завершены мастерами в течение 30 дней. В этот же период устраняются все недостатки. Вторым критерием является транспортная доступность. Удаленность автосервиса от места проживания или аварии не должна превышать 50 км. Правило не действует, если страховщик организовал доставку машины за свой счет. И, наконец, ремонт должен обеспечивать сохранение гарантии производителя. Выбор подрядчика осуществляется с учетом правил завода-изготовителя. Работы не должны повлечь прекращения гарантийных обязательств. Невозможность одновременного удовлетворения всех требований дает потерпевшему право отказаться от восстановления машины в пользу денежной выплаты.

Кроме того, страховое возмещение перечисляется на счет или выдается в кассе в следующих обстоятельствах:

  • полное уничтожение машины в результате ДТП;
  • смерть получателя компенсации;
  • причинение здоровью потерпевшего среднего и тяжелого вреда;
  • наличие у заявителя статуса инвалида;
  • превышение стоимостью восстановительного ремонта максимального покрытия по ОСАГО;
  • отсутствие у компании возможности выдать направление на станцию технического обслуживания;
  • заключение письменного соглашения со страховщиком.

Стоимость нормо-час ов

Стоимость самого ремонта как услуги рассчитывается по фиксированным расценкам стоимости нормо-час ов. Их устанавливает Центральный банк. Они зависят от многих факторов: какая работа будет востребована, в каком регионе она находится, какая марка автомобиля и так далее. Расчет ведется для конкретной машины на основе выбранных параметров с использованием методов математической статистики.

Автовладельцу, имеющему право на денежную выплату по ОСАГО, придется найти адекватную СТО для ремонта своего автомобиля. А оплаты может не хватить на ремонт, так как нормо-час на выбранной автомобилистом СТО может стоить больше расчетной фиксированной ставки.

Со стороны СТО это не является нарушением закона, поскольку они вправе устанавливать стоимость своих услуг в индивидуальном порядке, не ориентируясь на методику расчета ЦБ.

В каких случаях можно получить страховую выплату вместо ремонта?

Денежную выплату вместо ремонтных работ можно получить только в соответствии с установленными законодательством исключениями. Это можно сделать, если:

  1. страховщик не может выполнить требования, обязательные для проведения ремонтных работ, или если потерпевшее лицо не дает своего согласия на ремонт;
  2. все, кто участвовали в ДТП, являются виновниками, при этом потерпевший не желает доплачивать за ремонт;
  3. цена, выставленная автосервисом, гораздо выше размера страховой выплаты, а потерпевшая сторона при этом не соглашается на внесение доплаты.

В некоторых ситуациях у собственника ТС изначально есть выбор. Он может либо получить денежную компенсацию, либо провести ремонт. Этот вариант доступен, если:

  • в аварии он получил травмы, которые квалифицируются как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
  • пострадавший является инвалидом и для передвижения ему по медицинским показаниям необходимо ТС;
  • договор страхования предусматривает определенный автосервис для проведения ремонтных работ, но в момент обращения к страховщику он не может осуществить ремонт.

Кроме того, существуют ситуации, при которых СК производит выплаты в обязательном порядке, если:

  1. потерпевший погиб при аварии, денежные средства в этом случае выплачиваются ближайшим родственникам;
  2. автомобиль не может быть восстановлен после ДТП.

Что учитывается при ремонте по ОСАГО

После изменений в законе об ОСАГО процедура отправки автомобиля на ремонт происходит абсолютно по другому. Главный фактор — это подсчет стоимости услуг автомастерской и деталей, которые предстоит менять.

Страховая переводит деньги автосервису, учитывая не стоимость детали или работы, указанную в чеке, а цены, зафиксированные Центробанком. Зачастую они значительно отличаются от реальных. В таком случае собственнику предлагают погасить недостающую сумму своими средствами.

Также владельцу автомобиля придется доплачивать, если размер суммы, требуемой для проведения восстановительных работ, превышает установленный лимит в 400 000 руб. при крупных ДТП (с вызовом ГИБДД) и 50 000 руб. — при подписании европротокола.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *