Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.

Что такое Росимущество?

Предок агентства – Госкомимущество РСФСР – был создан еще в июле 1990 года. В первый год комитет занимался разграничением федерального и регионального имущества. Затем в ходе перехода от плановой экономики к рыночной на него возложили обязанности по осуществлению политики приватизации.

В ходе политических и экономических преобразований 1990-ых и 2000-ых годов данный комитет еще не раз переименовывался: Мингосимущество, Министерство имущественных отношений, Росимущество. Однако основной целью этого органа власти все время было владение, распоряжение и управление государственными активами.

Полностью современный вид Росимущество приобрело только в 2008 году при вступлении в силу Постановления Правительства РФ №432. Именно в этом документе (статья 5) перечислены все полномочия Росимущества.

Какими компаниями владеет Росимущество?

Реестровый номер федерального имуществаНазваниеПрямая доля РосимуществаКоличество акцийДоля в уставном капиталеП21000002796«Транснефть»569446978,55%П21000000222«АЛРОСА»243232195333,03%П21000005817«Сбербанк России»1129347400150% +1 акцияВ21140000001, П21000002825«Газпром»75000 + 908434464438,37%П21000002791«Аэрофлот — российские авиалинии»140166867257,3%П21000002060«РусГидро»27116153560661,73%П21000003914«Российские сети»17687503733788,04%П21000002811«Банк ВТБ»2930127442529212,13%П21000004835«Ростелеком»125418956435,91%П21000002089«Новороссийский морской торговый порт»385198130020%П21000003618«ФСК ЕЭС»75112186560,59%

Понятно, что доли могут заметно изменится в будущем, но общее представление таблица дает. При этом доля государства в «Роснефти» всего одна акция или 0,000000009%. Дело здесь в том, что Росимущество может владеть компаниями не только напрямую, но и через другие акционерные общества.

Так, в полном владении Росимущества находится ПАО «РОСНЕФТЕГАЗ». Сама компания не ведет операционной деятельности, но ей принадлежат крупные пакеты акций «Роснефти» (40%), «Газпрома» (11%) и «Интер РАО» (27%).

Разберем некоторые другие интересные случаи. Прямая доля Росимущества в «ФСК ЕЭС» составляет всего 0,59%, однако она на 80,13% принадлежит компании «Российские сети», которые в свою очередь на 88,04% принадлежат Росимуществу. Таким образом, федеральное агентство все равно является фактическим владельцем контрольного пакета акций «ФСК ЕЭС».

С «Банком ВТБ» ситуация другая. По факту государству принадлежит не 12,13%, а 92,2% акционерного капитала, так как еще 32,88% принадлежит Минфину напрямую, а 47,22% корпорации «Агентство по страхованию вкладов». При этом Росимущество, как указывалось выше, является агентством в составе Минфина.

Также Росимущество имеет долю в 538 обществах с ограниченной ответственностью, 59 из них принадлежат Росимуществу на 100%. Вот некоторые из них:

  • Экологические технологии
  • Царскосельская Янтарная Мастерская
  • Центр компетенций и обучения
  • Инновационно-внедренческий центр института земной коры
  • Арктик Лизинг-13
  • Малое инновационное предприятие «Мониторинг автомобильных дорог и дорожные технологии» и др.

❌ В результате ареста имущества Федеральной службой судебных приставов во владение Росимущества может попасть любая мелкая компания. Однако агентство не будет заниматься ее управлением, а просто продаст на аукционе.

Возникновение федеральной собственности

Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:

  • Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
  • Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.

Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.

Понятие и особенности федеральной собственности

В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.

Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.

Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.

Использование имущества бюджетного учреждения.

Согласно гражданскому законодательству использовать любое имущество бюджетное учреждение может только в соответствии с целями своей деятельности (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

Целями деятельности (создания) бюджетного учреждения считается выполнение работ и (или) оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона об НКО). Данные полномочия установлены в федеральном законодательстве.

Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (и, опять же, любого имущества независимо от источника его появления) будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя бюджетного учреждения (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). Например, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ будет использоваться учреждением для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, то подобное использование имущества не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов государственной власти субъекта РФ (у субъектов РФ нет полномочия по организации на территории региона розничной торговли продуктами питания для населения).

Читайте также:  Журнал (дневник) индивидуально-воспитательной работы (ИВР) с личным составом

Что такое Росимущество?

Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.

Предок агентства – Госкомимущество РСФСР – был создан еще в июле 1990 года. В первый год комитет занимался разграничением федерального и регионального имущества. Затем в ходе перехода от плановой экономики к рыночной на него возложили обязанности по осуществлению политики приватизации.

В ходе политических и экономических преобразований 1990-ых и 2000-ых годов данный комитет еще не раз переименовывался: Мингосимущество, Министерство имущественных отношений, Росимущество. Однако основной целью этого органа власти все время было владение, распоряжение и управление государственными активами.

Право государственной собственности

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Право собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут также юридические лица и граждане. Так, функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также осуществляет полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

Находящееся в государственной собственности имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Это имущество составляет базу для участия государственных организаций в гражданском, коммерческом обороте в качестве самостоятельных юридических лиц.

Коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, называются унитарными предприятиями. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию. Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.).

От имени Российской Федерации или ее субъекта права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и должно иметь самостоятельный баланс.

Основания приобретения и прекращения права собственности

Приобретение и прекращение права собственности происходят в соответствии с требованиями закона при наступлении определенных юридических фактов. В их качестве могут рассматриваться как действия лиц, так и совершенно не зависящие от воли людей обстоятельства.

К первым относятся сделки (договоры), акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, иные действия граждан и юридических лиц, ко вторым — различные события, например природные катаклизмы или смерть гражданина, с которой связывается возникновение наследственных правоотношений.

Традиционной классификацией оснований приобретения права собственности на вещь, иное имущество в науке частного права является разграничение на первоначальные и производные.

К первоначальным способам относятся такие, при которых право собственности на вещь возникает впервые и независимо от прав на это имущество других лиц.

1. Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь (п. 1 ст. 218 ГК РФ). Собственником вещи становится тот, кто изготовил ее для себя с соблюдением закона и иных правовых актов (вновь изготовленная или созданная вещь может быть как движимой, так и недвижимой).

Читайте также:  Можно ли потратить материнский капитал на покупку автомобиля в 2023 году

2. Приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы от имущества лицом, использующим это имущество на законном основании (ст. 135 и 218 ГК РФ).

3. Переработка вещи (ст. 220 ГК РФ). Право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов, если договором не предусмотрено иное.

Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя. Собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить переработку осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь это лицо обязано возместить собственнику материалов их стоимость. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещение причиненных ему убытков.

4. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК РФ). Сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей или животных становятся первоначальным способом приобретения права собственности для любого собравшего или добывшего их лица при условии, что они осуществлены в соответствии с законом, по разрешению собственника или в соответствии с местным обычаем.

5. Приобретение права собственника на бесхозяйные вещи (ст. 225 ГК РФ). Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Порядок возникновения права собственности на движимые и бесхозяйные недвижимые вещи различен.

Бесхозяйные движимые вещи становятся объектом собственности их фактических владельцев лишь при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций (брошенные вещи, находка, безнадзорные животные, клад).

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (ст. 226 ГК РФ).

Нашедший потерянную вещь (находку) обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу (ст. 227 ГК РФ).

Нашедший вещь может приобрести на нее право собственности, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления (ст. 228 ГК РФ). Нашедший вещь имеет право на возмещение расходов по хранению этой вещи либо от ее законного владельца, либо от органа местного самоуправления, в собственность которого поступила найденная вещь, а также право на вознаграждение за находку от лица, управомоченного на получение вещи (ст. 229 ГК РФ).

Продажа земельных участков

Следующим моментом, особо значимым для исполнения бюджетов, является вопрос об определении администратора поступлений от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется (п. 10 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ):

  • органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;
  • в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, — органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

В то же время Законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» в федеральный бюджет зачисляются средства от продажи:

  • земельных участков до разграничения государственной собственности на землю (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства), на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности, по нормативу 100 процентов;
  • земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, не предназначенных для жилищного строительства и на которых не расположены объекты недвижимого имущества, по нормативу 15 процентов.

Согласно универсальному определению администратора таковым должен быть орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта РФ), имеющий право распоряжаться указанными земельными участками вне зависимости от того, в какой бюджет зачисляются средства. Однако на основании Приказа Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н администратором поступлений в федеральный бюджет от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю являлось Росимущество. Такое решение было принято в связи с тем, что средства федерального бюджета закрепляются только за федеральными органами государственной власти, так как ответственность за достоверность отчетов об исполнении федерального бюджета, по мнению законодателя, должна быть возложена на федеральные органы исполнительной власти. Но с юридической точки зрения вывод о разграничении ответственности в части составления и представления отчетности не подтверждается прямыми нормами бюджетного законодательства, следовательно, при определении администратора указанных средств следует руководствоваться правилом, вытекающим из положения ст. 20 Бюджетного кодекса: «тот, кто начисляет (заключает договор о продаже), тот и администратор».

Муниципальная собственность – имущество муниципального образования.

— имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— муниципальная казна, состоящая из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями;

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для:

1) Решения вопросов местного значения;

Читайте также:  Какие льготы имеет ветеран труда в Московской области в 2023 году?

2) Осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (земля, водоемы);

3) Обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений.

В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для этих целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества), либо отчуждению.

Муниципальное образование – первичный субъект права муниципальной собственности. Местное население имеет право управления муниципальным имуществом через местный референдум. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники (осуществляют полномочия от имени первичного собственника и формулируют его интересы). В Красноярске –департамент муниципального имущества и земельных отношений.

Органы местного самоуправления от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и другими НПА органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование ФЗ/ЮЛ, органам государственной власти РФ, субъектам РФ, органам местного самоуправления иных МО, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с ФЗ.

В состав муниципальной собственности входят:

— средства местного бюджета;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— имущество органов местного самоуправления;

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— муниципальные предприятия и организации;

— муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

— другое движимое и недвижимое имущество.

На что направлена деятельность органа по защите федерального имущества? В соответствующем правительственном постановлении закреплены следующие цели рассматриваемой инстанции:

  • управление государственной собственностью и анализ приватизационной деятельности, использование маркетинговых, социологических, финансовых и прочих исследований;
  • разрешение вопросов о числе акций, находящихся в собственности государственного характера, поддержание механизмов регулирования в сфере экономики;
  • разработка и проведение ряда земельных работ при участии исполнительных структур, которые заинтересованы в этом;
  • разработка и внедрение нормативных актов, которые касаются контроля, учета и использования государственного имущества.

Федеральная собственность РФ: право, объекты

Понятие о разграничении земли возникло в 2001 году, в 2021 году оно осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса страны. Ст. 17 Земельного Кодекса определяет основания, по которым земля может быть в федеральной собственности. Земля может либо приобретаться государственными органами, либо становиться федеральной собственностью по результатам разграничения.

Порядок разграничения выглядит следующим образом:

Федеральные земли также могут передаваться в собственность местным властям или муниципалитетам. Такая передача возможна в ряде случаев:

  • при наличии на участке строений муниципальной собственности;
  • в рамках реализации местных или региональных программ;
  • при реализации плана застройки или развития территории.

Для получения участка в собственность муниципальные органы передают заявление в федеральные органы и ждут их решения. Направленное в федеральные органы заявление о передачи земли в муниципальную собственность рассматривается в течение 30 дней.

Если принимается положительное решение, сначала проводятся кадастровые работы по определению границ участка. Муниципальное право собственности на землю регистрируется в органах Росимущества.

Возникнуть федеральная собственность может через национализацию или изъятие земельных участков, принадлежащих частникам.

Объекты федеральной собственности

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ. К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся:

  • недра,
  • лесной фонд,
  • водные ресурсы,
  • ресурсы континентального шельфа,
  • территориальных вод и морской экономической зоны,
  • движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения,
  • предприятия по изготовлению государственных знаков,
  • железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов,
  • ядерного оружия и другое имущество.

Процедура подтверждения и факт наличия права собственности обязывает субъектов нести обязательные виды расходов. В их состав входят:

  • оплата услуг кадастрового инженера за изготовление технической и межевой документации;
  • оплата государственной пошлины за совершение регистрационных действий;
  • оплата налога за имущество.

Расчет налога на имущество граждан осуществляется в соответствие с главой 32 НК РФ, а налоговые ставки зависят от целевого назначения объектов и указаны в ст. 406 НК РФ. В частности, для жилых помещений ставка налога не может превышать 0.1 % от кадастровой стоимости объекта.

Для предприятий налог на имущество рассчитывается по правилам главы 30 НК РФ, а размер ставок зависит не только от характеристик объекта, но и от их территориальной расположенности (например, на 2017 год для Москвы действует ставка в размере 2% от кадастровой стоимости).

[box type=»download»]

Совет эксперта. Расчет налога на имущество осуществляется исходя из кадастровой стоимости объекта. У собственников имеется право оспорить кадастровую стоимость и признать рыночную стоимость для целей расчета налога. Данные действия осуществляются через Комиссию по урегулированию споров о кадастровой стоимости или в судебном порядке.

[/box]

Право собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям:

  • приобретение земли по гражданской сделке;
  • безвозмездная передача земли в случаях, предусмотренных ст. 39.5 ЗК РФ;
  • выкуп земельных участков государственного и муниципального фонда по правилам, регламентированным в ст. 39.3 ЗК РФ;
  • наследование, вынесение судебного решения и иные специальные основания.

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной.

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *