Субъекты и объекты права частной собственности на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты и объекты права частной собственности на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.

Понятие и особенности права собственности на землю

Отличительной чертой институту права собственности на землю является то, что абсолютной земельной собственности не существует. С одной стороны, государство предоставляет собственникам земли право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ею (в пределах предусмотренных законом), а с другой — ограничивает это право в силу специфики земли (природный объект). В теории земельного права ограничения подразделяются на постоянные и временные.

Общая информация о вещных правах

Земля может быть как природным объектом, так и имуществом. Во втором случае она становится объектом вещного, гражданского права.

Вещные права на земельные участки – это одна из форм воплощения правоотношений с земельной собственностью, дающих их обладателю возможность распоряжаться ею. Проще говоря, это абсолютное правомочие лица, позволяющее ему воздействовать на землю и защищенное от воздействия со стороны других лиц.

Любое вещное право обладает определенными признаками. Оно:

  • является абсолютным. Это значит, что, если помимо обладателя права существуют и остальные субъекты, они обязаны не препятствовать такому лицу и не могут воздействовать на принадлежащий ему участок без его разрешения;
  • порождает непосредственное отношение правообладателя к вещи;
  • может возникать лишь в отношении обособленной недвижимости, например, земельного участка;
  • должно быть определено нормами законодательства РФ.

Вещными правами на землю являются любые права, которые вместе или по отдельности дают возможность правообладателю владеть, пользоваться и распоряжаться землей по его собственному усмотрению.

На основании этих трех прав и складываются правоотношения между собственниками, пользователями участков и третьими лицами.

Объекты земельного права

Объектами земельных отношений являются земля, земельные участки, части земельных участков, об этом говорится в ст. 6 ЗК РФ. Земля как объект и ресурс природы не может быть объектом правоотношений, так как это не юридическая категория. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли – земельный участок.

Определение 3

Земельный участок – это часть земной поверхности с границами, которые определены федеральным законодательством (ст. 11.1 ЗК).

Собственник может использовать по своему усмотрению все, что находится на участке и в земле, если Закон о недрах не предусматривает иного. Еще римские юристы утверждали, что право собственности на землю простирается вглубь под поверхностью и вверх над нею до бесконечности. Однако, если это воззрение принимать полностью, получается, что собственник может воспрепятствовать проведению тоннеля, проложению газопровода и т.д. Такое положение не может быть совместимым с интересами современного благоустройства. Так размышлял И.А.Покровский.

Закон о недрах определяет границу между землей и недрами как объектами различных правоотношений. Согласно Закону собственники земельных участков могут в границах участка, не применяя взрывных работ, осуществлять добычу полезных ископаемых, не находящихся на государственном балансе, а также строить подземные сооружения.

В ст.6 ЗК РФ понятие «земельный участок» является общим понятием, конкретизирующимся по отдельным категориям земель: лесной участок, водный участок, а также по видам разрешительного использования: дачный участок. В законодательстве применяются и синонимы понятия «земельный участок». Например, полоса отвода, сельскохозяйственные угодья, водно-болотные угодья, охотничьи угодья. В Европейской конвенции о ландшафтах предусмотрен такой объект правоотношений, как ландшафт. Конвенция пока не ратифицирована в России.

Замечание 3

Оъектом законодательных отношений являются также земельные доли, они не упоминаются в ст. 6 ЗК РФ. Порядок пользования земельными долями обозначен в Законе об обороте земель. Здесь земельные доли рассматриваются как самостоятельный объект земельных отношений.

В ЗК применено понятие «часть земельного участка», но часть не может выступать в качестве самостоятельного объекта. Если земельный участок делится на две части, то каждой из них присваивается кадастровый номер. Собственник вновь образовавшейся части получает документ на земельный участок. То есть часть участка становится самостоятельным объектом.

Также невозможно приватизировать часть земельного участка. Если собственник хочет продать часть участка, то это будет возможно только тогда, когда произойдет разделение участка, составление межевого плана и постановка продаваемого самостоятельного участка на учет. Это подтверждено и судебной практикой. Если участок делится на части, права на прежний участок должны быть прекращены и зарегистрированы новые права на участки. Чтобы участок стал индивидуальным, готовится его межевой план, а затем земельный участок ставится на кадастровый учет. Поэтому собственник до того как заключить договор аренды должен индивидуализировать «часть» участка и получить кадастровый номер. В договорных документах в качестве предмета договора будет указываться земельный участок, индивидуализированный на местности.

Если здание находится на участке, который не делится и принадлежит нескольким лицам, они имеют право приобрести земельный участок в общую долевую собственность. При этом ЗК не имеет четких критериев классификации земельного участка в качестве делимого и неделимого. Критерии определены в ГК РФ ст.133, где говорится, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой. Если разрешенное использование сохранено, земельный участок считается делимым, также следует соблюдать требования о минимальном размере земельного участка. Критерий сохранения разрешенного использования не универсален, он применяется только к категории земель населенных пунктов.

Замечание 4

Разрешительное использование рассматривается как использование участка в соответствии с градостроительными регламентами, а они не устанавливаются в отношении земель сельхозугодий, лесного и водного фонда.

Критерии делимости и неделимости земельных участков определены в ГрК РФ в ч.4 ст.41:

  • правообладатели ставят вопрос о делимости/неделимости земельного участка;
  • размер земельного участка не должен превышать предельного размера, предусмотренного градостроительным регламентом;
  • разделение земельного участка возможно при наличии самостоятельных подъездов и подходов к каждому вновь образованному участку;
  • объединение земельных участков возможно при условии нахождения объединенного участка в одной территориальной зоне.

Почва, верхняя часть плодородного слоя, тоже является объектом земельных отношений. В Законе об охране окружающей среды земля и почва как объекты правовой охраны разделены. Он отдельно предусматривает необходимые меры по охране земель и почв при размещении энергетических объектов, эксплуатации сельскохозяйственных земель, мелиорации, размещении отходов. Закон устанавливает меры по охране редких почв.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Читайте также:  Детский отдых в период весенних школьных каникул 2021 года

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Читайте также:  Оформление пенсии: какие нужны документы

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Муниципальная собственность на землю

[reklama]

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениями, а также другим муниципальным образованиям.

Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ЗК и федеральными законами.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • Которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Субъекты и объекты права собственности на землю

Субъекты права собственности на землю — это лица, которые в установленном порядке признаны и являются собственниками конкретного участка.

В социалистический период единственным субъектом, обладающим правом собственности на землю, было государство. В постсоветское время и само право земельной собственности, и его субъекты периодически пересматривались. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю» субъектами права собственности на землю признавались только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории страны или приравненные к постоянно проживающим (статья 4). Граждане других государств, в том числе и бывших советских союзных республик, могли получать земельные участки только на правах пользования либо аренды.

Как уже отмечалось, субъектами права частной собственности в Республике Беларусь являются физические и негосударственные юридические лица.

Когда лицо становится собственником земли, оно наделяется соответствующими правами и обязанностями.

Статья 40 ЗК РФ называет следующие права.

На использование расположенных на ЗУ полезных ископаемых (которые имеют общее распространение), пресных подземных вод. Также собственник может пользоваться по своему усмотрению, при этом не нарушая закон, прудом или обводненным карьером, если таковые находятся на его участке.

На возведение каких-либо зданий, являющихся жилыми, производственными, культурно-бытовыми и др. Такие здания должны соответствовать целевому назначению и разрешенному использованию ЗУ. А при строительстве на участке, должны быть соблюдены требования градостроительных регламентов и прочих правил в строительстве, экологии и гигиене.

На проведение специальных работ, направленных на улучшение качества земли. Сюда относятся такие работы:

  • оросительные;
  • осушительные;
  • культуртехнические и т.п.;

На строительство прудов и других водных объектов, которые обязательно должны соответствовать нормам в области строительства, экологии, санитарии и гигиены.

Перечень этих прав не является исчерпывающим. Мы назвали основные и самые важные из них. Собственник может реализовывать и другие права в отношении своего участка, не нарушая при этом законы и прав на землю других лиц.

Обязанностям посвящена статья 42 ЗК РФ.

Библиографический список

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с посл. изм. и доп. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. — 1993. — № 237

2. Водный кодекс Российской Федерации от16 ноября 1995г. N 167-ФЗ

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4: — Москва, Рид Групп, 2010

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ

5.Федеральный закон от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»

6.Федеральный закон от 2января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»

7.Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (с изм. и доп. 08.05.2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 30 — Ст. 3018

8.Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 г. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть первая) № 51-ФЗ (с изм. и доп. 24.02.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32 — Ст. 3301

9.Федеральный закон Российской Федерации от 25.10.2001 г. «Земельный Кодекс Российской Федерации» № 136-ФЗ (с изм. и доп. 27.12.2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 44 — Ст. 4147

10.Федеральный закон от 11.06.2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 74-ФЗ // Российская газета. — 2003 г. — № 115

11.Федеральный закон от 30.11.1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» № 187-ФЗ // Российская газета.- 1995 г. — № 237

12.Федеральный закон от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации № 115-ФЗ // Российская газета. — 2002 г. — № 140

13.Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ // Российская газета. — 2002 г. — № 6

14.Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. «О недрах» № 2395-1 // Российская газета. — 1992 г. — № 102

Научная и учебная литература

15.Боголюбов С. А. Земельное право.- М.: НОРМА,2011

16.Боголюбов С.А., Все о земельных отношениях: учебно-практическое пособие. — Проспект, 2011

17.Галиева Р.Ф. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. — 2011. — № 10

18.Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 1. — 6-е изд., /Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. — М.: ТК Велби, Проспект, 2011

19.Дегтев А.В. Земля — объект земельных и гражданских правоотношений // Право и экономика. — 2011. — № 8

20.Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // «Журнал российского права», N 8, август 2011

21.Ельникова Е.В. прекращение права собственности на землю. // Юрист.2011. №1

22.Земельное право в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011

23.Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М., 2011

24.Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Второе издание, дополненное и переработанное/Под ред. Чубукова Г.В., Тихомирова М.Ю. — М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2007

25.Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2007

26.Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2007

Читайте также:  Варианты увольнения сотрудницы после декретного отпуска

27.Крассов О. И. Земельное право. — М.: Юрист, 2011

28.Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2011

29.Митягин К.С. Земельный участок // Законодательство. — 2011. № 5

30.Чубуков Г.В. Земельное право. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право: 2011

31.Эйрян Г. Об общих требованиях, предъявляемых к сделкам с земельными участками // Хозяйство и право. 2011. № 9

32.Ялбулганов А.А. Правовой статус земельного участка. — М.: Новая правовая культура. 2011

33. Закон РСФСР от 23 ноября 1990г. №374-1 «О земельной реформе» // Ведомости СНД И ВС РСФСР. 1990 Г.

Ограничения на передачу земельных участков в частную собственность

Законодательство РФ предусматривает категории земельных участков, которые не могут быть переданы в частную собственность. Иными словами, ст. 27 ЗК РФ устанавливает ограничения на оформление земли в частную собственность следующих категорий:

  • изъятые из оборота (таковыми являются участки, отнесенные к заповедным зонам и национальным паркам);
  • ограниченные в обороте (земли в составе лесничества).

Правовой режим пользования, распоряжения и владения сельскохозяйственными землями намного либеральнее. Но при этом государство также может накладывать определенные ограничения на правомочия со стороны собственника. Кроме того, субъектами права должен выполняться ряд обязанностей:

  • своевременная оплата земельного налога;
  • осуществление мероприятий, направленных на охрану земельных участков;
  • соблюдение регламента градостроения;
  • своевременное использование и облагораживание территорий;
  • эффективное использование земли в соответствии с первоначальными целями.

Список использованных источников

  1. Конституция РФ: принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации РФ (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – ст. 4552.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательств Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147
  6. Ахетова О.С. Право собственности на землю в Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 2.
  7. Возникновение, прекращение и защита права собственности: постатейный комментарий глав 13, 14, 15 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Андропов, Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009.
  8. Волкова М.А. Гражданское право. Часть 1 (учебно-методический комплекс). М.: Статус, 2008.
  9. Гатин А.М. Гражданское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007.
  10. Гражданское право: учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.Н. Садиков и др. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007. Т.2.
  11. Иконицкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю // Журнал российского права. 2006. № 12.
  12. Карташова Ю.А., Гришина Я.С. Все о земельных участках: основания и порядок приобретения. М.: Омега-Л, 2008.
  13. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Д.С. Бондаренко, Е.А. Галиновская и др.; под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009.
  14. Нецветаев А.Г. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
  15. Сотникова М.С. Правовое регулирование возникновения права муниципальной собственности на земельные участки // Современное право. 2009. № 4.
  16. Стародумова С.Ю. О способах признания права собственности на земельные участки / С.Ю. Стародумова // Адвокат. 2009. № 5.
  17. Царикаева Ж.М. Особенности правового закрепления института собственности в Конституции РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 2.
  18. Чаусская О.А. Гражданское право: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: Дашков и К, 2007.

Передача земельных участков в частную собственность. Бесплатная передача земли в собственность

Порядок передачи земли в частную собственность регламентируется ЗК РФ. Ст. 28 данного Кодекса гласит, что земельный участок, который находится в государственной или же муниципальной собственности, может быть передан гражданину или юридическому лицу за определенную плату. Но данная статья регламентирует одномоментно возможность передачи земельного участка бесплатно, если существуют основания, перечисленные в ЗК РФ, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ.

В юридической практике распространены случаи, когда земля передается в частную собственность бесплатно с учетом основания, указанного в ст. 20 п. 5 ЗК РФ.

Для этого субъекты правоотношений должны доказать факт владения земельным участком на праве бессрочного использования. В данном конкретном случае речь идет уже не о предоставлении муниципальной или государственной земли, а о процедуре изменения вида собственности с постоянного пользования участком на право собственности.

Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность. Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам. Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.

Сделка, которая позволяет приобрести земельный участок бесплатно, должна быть зарегистрирована в учреждении юстиции, регистрирующем права собственности. Только в этом случае владение землей будет считаться полностью законным.

Понятие муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность – относительно новый экономический институт. Первым шагом на пути отделения местного самоуправления от государственной власти стало принятие 09.04.90 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Самостоятельность муниципалитетов на конституционном уровне впервые закреплена в 1992 году.

Ст. 12 Конституции РФ от 12.12.93 г. гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Ст. 130 Основного закона наделяет его правом самостоятельно реализовать правомочности собственника в отношении объектов муниципальной собственности.

Очевидно, что основа реальной, а не декларативной самостоятельности территориальной общины находится в экономической плоскости. Чтобы разрешать вопросы местного значения, нужны средства. Одним из главных источников наполнения местных бюджетов должны стать доходы от муниципальных земель.

Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:

  • передачи земель в аренду и собственность частным лицам;
  • самостоятельного хозяйствования на земле путем создания унитарных предприятий или участия в деятельности коммерческих структур в качестве соучредителя;
  • взимания земельного налога, отнесенного законодателем к числу местных (регламентирован гл. 31 разд. X Налогового кодекса РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *