Бюджетирование на предприятии: что включает и как организовать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетирование на предприятии: что включает и как организовать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лимит должен утверждать генеральный директор. Лимиты устанавливают в абсолютных значениях или в процентах. Рекомендуется устанавливать лимиты в зависимости от анализируемой суммы (планового значения показателя) (табл. 2).
Текущее финансовое планирование
Выделим 5 основных задач, с которыми можно справиться с помощью грамотно выстроенного бюджета.
Например, финотделу нужно рассчитать целесообразность инвестиций в расширение производства или закупку нового оборудования. У руководителя подразделения могут запросить показатели производительности труда на отдельной линии.
Но непрофессиональный план не учитывает целей бизнеса, а также не может стать главным для разбора и принятия решительных действий. Важно, чтобы документ составлялся знающим человеком на основе реальных данных и не для отчетности, а для практического использования.
Еще бюджеты делят на фиксированные и гибкие. В первом случае финансовые показатели не пересматривают (фиксированный вид считается классической формой бюджетирования).
График оплаты материалов стоит формировать исходя из общих объемов производства (не объемов продаж). Однако при формировании бюджета полной или производственной себестоимости реализованной продукции нужно брать сведения о материальных расходах применительно к объемам продаж.
Необходимая среда для внедрения систем стратегического и оперативного бюджетирования
Планирование бюджета предприятия позволяет оперативно реагировать на влияние внешних факторов, управлять внутренними резервами компании, определять стратегические цели и пути их достижения.
Компании внедряют бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии в тот момент, когда для их применения сформировалась соответствующая среда. Для принятия обоснованного решения о применении систем планирования топ-менеджеры руководствуются следующими факторами:
- В компании сформировалась определенная структура с ответственными руководителями, которым делегированы управленческие полномочия;
- Предприятие обладает достаточным собственным капиталом или имеет возможности для привлечения заемных средств, чтобы сформировать бездефицитный бюджет;
- Руководители высшего звена обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы определить стратегические цели бюджетирования и сформировать комплекс взаимосвязанных бюджетов;
- Менеджмент предприятия готов рассматривать план бюджета на уровне проекта, формируемого по нескольким сценариям: оптимальному, пессимистическому, оптимистическому. Такой подход необходим, чтобы выработать модель наиболее подходящую для конкретного предприятия.
Система бюджетирования на предприятии имеет шесть базовых функций:
- Финансовое планирование. Бюджетирование помогает находить наиболее перспективные варианты вложения финансов и своевременно отказываться от тех целей, которые не приносят пользы для компании.
- Оценка результатов работы. Чтобы понять, насколько грамотно был выстроен финансовый план организации, необходимо провести оценку результатов ее деятельности. Только так можно выявить слабые стороны предприятия, устранить ошибки, разработать более эффективную стратегию развития.
- Анализ деятельности менеджеров. Любой организации необходимо развиваться. За этот процесс отвечают менеджеры: они выбирают направление для дальнейшего совершенствования и роста компании, формируют задачи и следят за их реализацией. В ходе бюджетирования можно увидеть, насколько эффективно ведется эта работа, кто из сотрудников заслуживает материального стимулирования.
- Мотивация работников и руководства. Когда специалисты видят стратегические задачи предприятия, в котором они работают, их деятельность становится более продуктивной. Они понимают, каких результатов должны добиться к конкретному моменту времени, и знают, что получат материальное вознаграждение за выполненную работу.
- Формирование коммуникационной среды. Четко понимая цели и задачи компании, сотрудники становятся более мотивированными и вовлеченными. Они ощущают себя частью единого целого и работают эффективнее, стараясь не подвести коллектив. Коммуникации становятся более организованными.
- Координация между подразделениями компании. Это одно из главных условий достижения намеченных целей. Когда все подразделения фирмы работают слаженно, ее производительность увеличивается, развиваются новые выгодные направления, сокращаются затраты.
С помощью продуктов Calltouch предприятие может наладить коммуникации между отделами, оптимизировать нагрузку и контролировать расходы.
Бюджет организации и его состав
Бюджет компании – это план ее работы на предстоящий период в денежном эквиваленте. В нем указывают ожидаемые доходы и расходы, а также размер капитала, который потребуется для реализации целей бизнеса. За основу берут прогнозные показатели, рассчитанные исходя из прошлых значений.
В бюджете обязательно указывают источники притока денежных средств компании и затраты, связанные с его функционированием.
Состав бюджета предприятия напрямую связан со сферой и особенностями его работы. Многие компании получают доход не только от основной деятельности, но и из дополнительных источников. По аналогии с этим расходы организаций не всегда связаны с производством или расширением сферы влияния. Поэтому в бюджет включают прибыль от всех видов деятельности компании, а также основные и дополнительные расходы.
Чаще всего бюджет организации состоит из двух статей:
- Операционная. Она формируется исходя из поступлений и расходов, связанных с основной деятельностью компании.
- Финансовая. Статья посвящена всем видам деятельности предприятия. Она формируется на основании отчета об итогах экономической деятельности, отчета о финансовых оборотах, бухгалтерского баланса.
Как повысить эффективность бюджетирования
Предприятия работают в постоянно меняющихся рыночных условиях. В некоторых нишах изменения происходят настолько внезапно, что маркетинговые планы становятся неактуальными еще на этапе разработки или утверждения.
Это обстоятельство затрудняет процесс бюджетирования для всех компаний вне зависимости от их масштаба и сферы деятельности. На помощь приходит сценарный анализ – методика, основанная на разработке различных прогнозов развития событий. Сценарный анализ позволяет создавать планы относительно организации бюджетирования, отталкиваясь от базовых предпосылок о том, какой из возможных планов более вероятен.
Сценарий – это описание перспективного будущего компании и вариантов развития событий. В сценариях учитывают как пессимистические, так и оптимистические результаты.
Анализ повышает эффективность процесса бюджетирования: для каждого варианта развития событий строят альтернативные планы, чтобы решить возможные проблемы и устранить ошибки. Если предприятие попадет в ситуацию, описанную в том или иным сценарии, руководство будет заранее знать, какие меры предпринимать. Таким образом, сценарный анализ помогает быстрее находить пути выхода из кризисных ситуаций и улучшает качество принимаемых решений.
Планирование на основе сценарного анализа применяют для принятия следующих решений:
- увеличение рынка сбыта;
- изменение товарной номенклатуры;
- управление торговыми марками;
- кооперация с партнерами;
- формирование альянсов.
При помощи сценарного анализа можно определить реалистичный вариант развития событий. Для этого рассмотрите все перспективные сюжеты, сведите к минимуму возможные риски и страх неизвестности, разработайте планы действий для любых обстоятельств.
Этапы формирования бюджета
Формирование совокупного бюджета происходит из бюджетов разных уровней и направлений деятельности компании:
- Бюджет продаж (реализации). Основной бюджет, показатели которого влияют на все последующие параметры. Формируется в натуральном и стоимостном выражении в тесном взаимодействии с руководителями производства, маркетинговой службы, отделом продаж. Должен учитывать производственный потенциал и возможности отдела продаж.
- Бюджет расходов на реализацию. Напрямую зависит от бюджета продаж и включает в себя расходы на маркетинг, организацию продаж и маркетинг.
- Производственный бюджет. План по производству продукции. Учитывает остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода.
- Бюджет затрат на закупку сырья и оплату труда. Зависит от объемов производства и включает в себя заработную плату производственных работников.
- Бюджет на административные расходы. Включает в себя зарплату повременных работников.
- Управленческий прогнозный отчет о движении денежных средств. В отчете консолидируются все планируемые поступления и оттоки денежных средств.
Центры ответственности за организацию бюджетирования на предприятии
Центр затрат – меньший сегмент ответственности, где учитываются любые траты организации. Его руководитель отвечает за качество, количество предложений, издержки. В роли центра затрат выступают занимающиеся производством цехи, конструкторское бюро. Нередко центры затрат включаются в более крупные центры ответственности любого типа. Также они могут быть разбиты на центры регулируемых, произвольных, то есть частично регулируемых и мало регулируемых затрат.
Центр выручки (дохода) – подразделение, чей руководитель отвечает за выручку, но не за затраты. Подобным центром может считаться отдел сбыта. Дело в том, что практически отсутствует взаимосвязь между затратами на функционирование такого центра и значением выручки, а значит, главным отслеживаемым показателем становится выручка и определяющие ее характеристики. К последним относятся объем сбыта в натуральном выражении, цены, структура продаж, то есть соотношение между различными видами продаваемого товара.
Центр прибыли – центр ответственности, где оценивается деятельность применительно к отделению, ассортиментной группе или географическому региону. Его руководитель отвечает за затраты и прибыли, это может быть, допустим, предприятие в составе крупного объединения. Менеджер контролирует цены, объемы производства, продаж, затраты, то есть два главных показателя: чистую, маржинальную прибыль.
Такое управление позволяет вести операционный бюджет, имеющий схожую форму с отчетом о прибылях и убытках и отчетом об исполнении бюджета. Центр прибыли нередко включает в себя несколько центров затрат: входящее в состав объединения предприятие состоит из цехов и других подразделений.
Центр инвестиций – подразделение, чей руководитель отвечает за выручку, затраты и капиталовложения. В качестве примера такого центра можно привести дочернее предприятие, наделенное правом инвестировать собственную прибыль. Цель данного центра состоит в получении максимальной прибыли аналогично с центром прибыли, а также в достижении максимальных показателей рентабельности вложенного капитала, доходности инвестиций, повышении стоимости акционерного капитала. Для управления центром инвестиций используются операционный бюджет, отчет об исполнении, баланс, отчет о денежных потоках.
Бюджетный цикл: что это, какие этапы включает
Так называют отдельный период планирования и распределения доходных и расходных статей. Это цикличное действие, повторяться оно будет с периодичностью, которую установят на предприятии.
Важно соблюдать последовательность этапов бюджетирования, но для чего это нужно? Чтобы не допустить путаницы, контролировать все изменения, наладить производство и увеличить прибыль.
Каждый раз это действие содержит 3 фазы:
- Планирование. Изучается текущее состояние организации, составляется план и даты ближайших плановых корректировок. Учитываются возможные риски и обозначаются стороны для развития. Разрабатывается список целей, которых должна достичь компания в течение определенных месяцев или лет.
- Реализация. Способствует продвижению запланированного, если следовать документации. Необходимо «держать руку на пульсе» и своевременно корректировать действия в случае непредвиденных результатов или снижения эффективности предприятия. Советуем отслеживать все факторы, которые могут влиять на итог. Большая смета делится на несколько маленьких, которыми проще пользоваться, с небольшим прогнозируемым сроком. С их помощью становится легче устранить проблему и скорректировать финансовые потоки.
- Завершение. Подводятся итоги проведенной работы. Анализируются показатели в начале периода и в конце. Сравниваются фактические и плановые данные. Плохо, если между фактом и планом большая разница, значит, компания работала неэффективно или смета составлена неверно.
Бюджетный регламент – это…
Бюджетирование – это процесс планирования доходов и расходов, денежных потоков компании на определенный период. Это технологически сложный бизнес-процесс, который предполагает вовлечение большого числа сотрудников, четкое планирование и непрерывный контроль. Для успешной реализации этого процесса необходима его формализация, для чего и составляют бюджетный регламент.
Бюджетный регламент – это документ, который содержит инструкции и схемы составления бюджетов, а также шаблоны и формы бюджетных документов. В крупных компаниях и холдингах под бюджетным регламентом понимается совокупность внутрифирменных документов и стандартов, описывающих систему бюджетирования на уровне всех вовлеченных подразделений. Для небольших предприятий внутренний регламент заменяет приказ руководителя с описанием состава бюджетного комитета и его полномочий, общих принципов и положений бюджетного процесса, методологии подготовки конкретного бюджета с указанием сроков составления и описанием форм документа.
Обращение взыскания на средства бюджетов
Бюджетным законодательством России установлен особый порядок исполнения бюджета в случае обращения взыскания на его средства.
Данный порядок является процессуальной основой реализации материальных правовых норм других отраслей права (гражданского, трудового и др.), предусматривающих имущественную ответственность государства (муниципального образования) своей казной, в том числе и средствами соответствующего бюджета.
Необходимость существования такого специального порядка обусловлена невозможностью применения процедуры принудительного исполнения решений суда, установленной процессуальным законодательством и законом об исполнительном производстве, ввиду особого правового режима использования бюджетных средств.
Особый порядок применяется исключительно в отношении исполнения судебных актов на основании выданных в соответствии с законодательством исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Однако исполнительными документами в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» помимо исполнительных листов и судебных приказов являются: нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств; акты государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя.
Вполне очевидно, что соглашения об уплате алиментов не могут применяться к государству и бюджетным учреждениям, но остальные из вышеуказанных исполнительных документов (кроме решений налоговых органов о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам) вполне применимы в отношении бюджетных учреждений, которые отвечают по своим обязательствам средствами соответствующего бюджета.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2007 г. в постановлении № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» указал, что при отсутствии у бюджетного учреждения банковских счетов на исполнение в органы Федерального казначейства могут быть направлены и решения (постановления) органов Пенсионного фонда РФ, исполняемые во внесудебном порядке.
Федеральное казначейство с данной позицией не согласилось и в своем письме от 30 августа 2007 г. № 42-7.1-15/9.2-330 предписало подведомственным ему органам руководствоваться БК РФ, который закрепил исчерпывающий перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Соответственно в настоящий момент существует некоторая неопределенность при определении порядка исполнения несудебных исполнительных документов в отношении бюджетных учреждений.
Исполнительные документы принимаются к исполнению при условии их выражения в валюте Российской Федерации и соблюдения требований, предъявляемых к их оформлению, срокам предъявления (с учетом перерыва и восстановления пропущенного срока).
Исполнительный документ может быть направлен для исполнения как самим взыскателем, так и судом.
Исполнительный документ принимается к исполнению на основании письменного заявления взыскателя (если он направляется взыскателем), в котором должны быть указаны реквизиты его банковского счета, на который необходимо перечислить денежные средства, подлежащие взысканию.
При направлении исполнительного документа судом банковские реквизиты сообщаются взыскателем дополнительно.
К заявлению должен быть приложен подлинник исполнительного документа, а также надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан (за исключением судебного приказа).
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или ее нотариально удостоверенной копии либо иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.
Заявление регистрируется в электронном журнале учета и регистрации исполнительных документов не позднее следующего дня с момента его поступления в органы Федерального казначейства.
При этом регистрационный номер не является для органа Федерального казначейства номером, определяющим очередность исполнения исполнительных документов, расходы по которым отнесены к одному коду бюджетной классификации Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо из предусмотренных законом документов; несоответствие представленных документов по форме требованиям закона; нарушение установленного законодательством России срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Возврат должен быть осуществлен не позднее пяти рабочих дней с момента поступления исполнительного документа.
Возврат осуществляется путем направления заказным письмом с уведомлением либо вручения под расписку уведомления о возвращении исполнительного документа по специальной форме с приложением всех полученных документов.
Помимо возврата взыскателю исполнительные документы могут быть возвращены в суд, который их выдал, в случае: представления судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа: представления документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; невозможности возвратить документы, поступившие на исполнение, взыскателю.
В суд (кроме последнего случая) направляется только исполнительный документ с приложением уведомления о возврате, а остальные документы (решение суда, доверенность и др.) возвращаются взыскателю.
В журнале учета и регистрации исполнительных документов делается отметка о возврате.
Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, установленного законодательством Российской Федерации для предъявления исполнительных документов.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает дифференцированные порядки исполнения судебных актов в зависимости от уровня бюджетной системы и от вида ответчика.
В зависимости от вида ответчика различаются порядки исполнения судебных актов в отношении публично-территориальных образований (государство и муниципальные образования) и бюджетных учреждений.
По уровню бюджетной системы выделяют порядок обращения взыскания на средства федерального, регионального и местного бюджетов.
Для исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности) исполнительные и иные документы, указанные выше, направляются в соответствующий финансовый орган (Министерство финансов РФ, финансовый орган субъекта Федерации или муниципального образования).
Бюджет есть у семьи, у школы, у города, у государства.
И конечно, он есть у каждого коммерческого предприятия. Без бюджета нельзя запустить проект и организовать его работу.
Бюджетирование – это управление бюджетом, составная часть финансового планирования. С помощью бюджетирования ресурсы и активы хозяйствующего субъекта распределяются во времени.
Бюджет – не абстрактное понятие, а конкретный документ, в котором цели и возможности компании получают количественное выражение. На крупных предприятиях составлением бюджета и его управлением занимаются специальные структуры – финансовые отделы и центры финансовой ответственности (ЦФО).
Единой модели бюджетирования не существует – для каждого предприятия разрабатываются индивидуальные схемы, учитывающие специфику компании и её финансовые возможности.
Комментарий к статье 219 БК РФ
1 — 2. Комментируемая статья, изложенная в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью в новой редакции, определяет обязательные этапы по исполнению бюджета исходя из «жизненного цикла» бюджетного обязательства (принятие, подтверждение, санкционирование оплаты, подтверждение исполнения). Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, бюджетные обязательства — это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Последовательное описание этапов и процедур исполнения бюджета по доходам и расходам предусматривает право финансовых органов (Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований) на установление порядка исполнения соответствующего бюджета в рамках установленных Кодексом требований.
3. Пункт 3 комментируемой статьи регламентирует первый этап «жизненного цикла» бюджетного обязательства — принятие получателем бюджетных средств бюджетных обязательств:
получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Соответственно, в ст. 6 Кодекса определено, что лимит бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
формой принятия получателем бюджетных средств бюджетных обязательств является заключение государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Получатель бюджетных средств принимает также бюджетные обязательства в случаях, установленных с законом, иным правовым актом и (или) соглашением.
4. Этап подтверждения денежных обязательств согласно п. 4 комментируемой статьи заключается в процедуре подтверждения получателем бюджетных средств обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства. Данная процедура осуществляется путем составления и представления платежных и иных документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств. Разумеется, объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств.
В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено, что в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства только в соответствии с платежными документами. Данное изъятие согласуется с нормой п. 5 ст. 241 Кодекса, предусматривающей, что исполнение бюджета по расходам на оперативно-розыскную деятельность ФОИВ, уполномоченными ее осуществлять, организуется с соблюдением особенностей, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
5. Этап санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с п. 5 комментируемой статьи выражается в процедуре совершения разрешительной надписи (акцепта) платежных и иных документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств. Совершению разрешительной надписи (акцепту) должна предшествовать проверка наличия документов, которые предусмотрены порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным соответствующим финансовым органом в соответствии с положениями Кодекса.
Непосредственно оплата денежных обязательств должна осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В отношении оплаты денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам установлено, что она может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (т.е. без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие, т.к. бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона). Однако в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ данное положение п. 5 комментируемой статьи вступает в силу только с 1 января 2009 г. С 1 января по 31 декабря 2008 г. оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам согласно указанному Закону осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет применение мер принуждения, предусмотренных ст. 293 Кодекса, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, — мер принуждения, предусмотренных ст. 296 Кодекса, а финансирование расходов сверх утвержденных лимитов — мер принуждения, предусмотренных ст. 297 Кодекса.
6. Заключительный этап «жизненного цикла» бюджетного обязательства — подтверждение исполнения денежных обязательств — согласно п. 6 комментируемой статьи осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Порядок процесса бюджетного регулирования
Бюджетирование характеризуется путем расходов денег из бюджета. Не позднее десяти дней с момента подписания сводной бюджетной росписи, орган исполнительной власти обязан «выровнять» все величины как реальные уведомления о выделениях из бюджета до всех действующих распорядителей и лиц, получающих деньги из казны.
Не позднее десяти дней с момента подтверждения уведомления о выданных деньгах предприятие должно предоставить доходную смету для последующего утверждения вышестоящими органами, которые обязаны утвердить ее не позднее пяти дней после предоставления.
Доходная и расходная смета бюджетной организации, которая является основным распорядителем средств из бюджета, должна утверждаться руководителем. Одобренная смета должна передаться в исполнительный орган власти не позднее, чем один день с момента одобрения (в этот же день).
Все деньги из бюджета, финансовые запасы, расходная часть бюджета и т.д. должны учитываться в документах, которые создаются на фоне единой системы счетов. Подобная документация создается при помощи органа, занимающимся исполнением бюджета. Единая система счетов государственного бюджета регламентируется государственным аппаратом Российской Федерации.
Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетная система предприятия — совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами. Консолидированный (общий) бюджет — свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.
Традиционная структура системы бюджетов на предприятии представлена на рисунке1. Этот рисунок также отражает взаимосвязи между отдельными бюджетами и логику разработки общего (консолидированного) бюджета предприятия.
Представленная на рисунке1 система может быть дополнена следующими аспектами классификации бюджетных документов:
- по функциональному назначению:
- бюджет имущества,
- бюджет доходов и затрат,
- бюджет движения денежных средств,
- бюджет операционной деятельности,
- по отношению к уровню интеграции управленческой информации:
- бюджет центра первичного учета,
- консолидированный бюджет,
- в зависимости от временного интервала:
- стратегический бюджет,
- оперативный бюджет,
- в зависимости от этапа бюджетного процесса:
- плановый бюджет,
- фактический (исполненный) бюджет.
Обычно на уровне предприятия в качестве основных бюджетных документов рассматриваются
- (бюджет имущества)- форма 1 бухгалтерской отчетности предприятия;
- (бюджет доходов и расходов) — форма 2 бухгалтерской отчетности предприятия;
- (бюджет движения денежных средств)- форма 4 бухгалтерской отчетности предприятия;
- Бюджет производствено-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия — документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты (в состав официальной отчетности не входит, разрабатывается в произвольной форме).
В бюджетном процессе происходит декомпозиция, а затем интеграция информации перечисленных выше документов, являющихся бюджетом предприятия. Показатели бюджета предприятия складываются из показателей бюджетов цехов, служб, отделов. Показатели бюджета цеха — из показателей бюджетов участков и т.п. При этом предприятия — в систему бюджетов доходов и затрат ЦФО. предприятия — в систему бюджетов движения денежных средств ЦФО.
Бюджет производствено-хозяйственной деятельности предприятия трансформируется в систему бюджетов операционной деятельности ЦФО.