О неразглашении тайны исповеди в Православии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О неразглашении тайны исповеди в Православии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тот, кто уже несколько лет не причащался или, кто причащается только два-три раза в году, должен прежде причастия исповедаться у духовника. Однако должен ли каждый раз непременно исповедоваться перед причастием тот, кто часто причащается, например, каждое воскресенье и не отягощён тяжёлыми грехами?
Как правильно подготовится к исповеди перед причастием
Исповедь перед причастием в храме, у всех вызывает необыкновенное волнение. Особенно если это первое покаяние. Нужно оставить переживания: обитель Божья — это не место для осуждения. Наоборот, поговорив с батюшкой, рассказав ему о своих тягостях, облегчится душа, мир откроет свои объятия и уйдёт негативная энергия. Как же правильно подготовиться к исповеди? Существуют некоторые каноны, которых нужно придерживаться на тайной исповеди в храме:
- Нет необходимости восстанавливать все до единого греха, в мельчайших деталях. Священнослужители полагают, что люди пытаются таким способом искать вину третьих лиц. Ведь легче обвинить окружающих, снимая с себя ответственность в содеянном проступке.
- В ходе таинства исповеди лучше охарактеризовать совершенные грехи единым названием. Например: я богохульничал, злился, украл, ненавидел и так далее.
- В церковь необходимо прийти к началу службы, чтобы послушать вместе со всеми общие молитвы, которые батюшка читает до начала исповеди.
- Во время таинства исповеди перед причастием надо приблизиться к священнику, окрестить себя и поцеловать распятие и Евангелие. Затем перечислить грехи. Потом батюшка с молитвой даст разрешение на причащение. Нужно быть готовым к отказу, это усмирит страсти прихожанина. Не стоит роптать, а принять со смирением.
Список основных грехов для мужчин и для женщин
Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.
Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:
- Чревоугодие (добродетель — воздержание):
Объядение, пристрастие к вкусной и вредной пище, пьянство, несоблюдение или нарушение Церковных постов, лакомство, невоздержание. Излишняя и неправильная забота о теле. Это нарушение второй заповеди: «Их бог -чрево» (Фил.3;19).
- Любодеяние, или блуд (добродетель — целомудрие, чистота сердца):
Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).
- Любостяжание или сребролюбие (добродетель — нестяжание, милосердие):
Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)
- Гнев (добродетель — кротость):
Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.
Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.
Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.
- Душевредная печаль (добродетель — блаженный плач, умиление, печаль по Богу):
Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.
Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.
- Уныние (добродетель — трезвение):
Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.
Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.
- Тщеславие (добродетель — смирение):
Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.
Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).
Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.
- Гордость (добродетель — любовь):
Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.
Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.
Архимандрит Василий (Бакояннис) «Что такое исповедь и как к ней приготовиться?»
Тот, кто уже несколько лет не причащался или, кто причащается только два-три раза в году, должен прежде причастия исповедаться у духовника. Однако должен ли каждый раз непременно исповедоваться перед причастием тот, кто часто причащается, например, каждое воскресенье и не отягощён тяжёлыми грехами?
Вы знаете, что первые христиане каждое воскресенье перед литургией во всеуслышание исповедовали свои повседневные грехи, «дабы чиста была жертва» их. Чтобы чистым было тело Церкви, которая посредством иерея будет приносить жертву, и чтобы самим быть чистыми для приобщения Пречистых Таинств. Но сегодня публичную исповедь, которая не требовала ни времени, ни труда, сменила исповедь индивидуальная. Поэтому в настоящее время как для духовника поисповедать кого-либо, так и для причастника поисповедаться перед Божественной литургией не так-то просто, в результате чего исповедь переносится на вечернее время.
Однако простительные грехи мы совершаем «на всякое время и на всякий час». Исповедуешься, например, вечером, чтобы утром причаститься, но ко времени причастия уже впал в простительный грех, например, раздражение, пререкания с супругой, страстное помышление и т.п. Что же делать, снова бежать на исповедь или оставаться без причастия?
Мы должны знать, что есть тяжёлые грехи, препятствующие причащаться святых Христовых Таин, «разлучающие от Христа и причиняющие смерть», по объяснению св. блаж. Николая Кавасилы (XV в.). Но также есть и лёгкие прегрешения (1Ин.5:17), не возбраняющие причащаться, «ни в чём не препятствующие причащающемуся Святых Таин приобщаться освящению». Если мы совершили простительный грех и имеем возможность ещё раз исповедоваться священнику, хорошо. Преклонение под священническую епитрахиль перед причастием свидетельствует о смирении, это дар и благословение Божие. Но если нет такой возможности, мы можем причаститься и без исповеди, если, конечно, имеем на это благословение своего духовника. Иными словами, не обязательно каждый раз, когда мы причащаемся, во что бы то ни стало исповедоваться, если только мы не совершаем больших, смертных грехов. В таком случае исповедь не является непременно обязательной, потому что лёгкие грехи изглаживаются также молитвой и постом. Именно поэтому перед принятием святых Христовых Таин установлены особые молитвы и особый пост. «И к чему я прежде призывал вас, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – к тому же и теперь, и всегда не перестану призывать. К чему же именно? Намереваясь приступить к страшной и божественной этой трапезе, и священному тайнодействию, делайте это со страхом и трепетом, с чистою совестью, с постом и молитвою».
- невоздержание от всякого проявления зла
- претензии к людям и жизни
- измена мужу или жене
- страх перед людьми или обстоятельствами
- страх исповедовать христианство людям
- неоправданный гнев
- озабоченность
- чрезмерная болтливость
- гордыня
- насилие, рукоприкладство
- жестокость по отношению к людям
- жестокость по отношению к животным
- занятие оккультизмом
- злословие
- отказ от участия в христианских таинствах
- ожесточение, озлобленность
- богохульство
- не прощение своих обидчиков
- корысть
- взяточничество
- введение в заблуждение
- хвастовство
- заставлять ребёнка грешить
- обман детей,
- презрение к детям, это то же самое, что презирать Бога (Лк.10: 16)
- оскорбление ребёнка
- отказ от не рождённого ребёнка
- осуждение
- ставить заботы мирские выше Бога
- отказ от помощи
- не смирение перед Божьим наказанием
- неповиновение Божьим заповедям
- отсутствие сострадания
- постоянные жалобы
- презрение
- не довольствоваться тем, что имеешь
- неискренность
- не быть кротким и тихим
- участие в раздорах, ссорах
- нежелание меняться в соответствии с заповедями
- упрямство
- обращение к ложному совету (не от Бога)
- грубость
- ненасытное стремление к мирской выгоде
- зависть
- хитрость
- отчаяние
- сомнения в силе Бога
- агрессия по отношению к богатым/бедным
- агрессия по отношению к мужчинам/женщинам
- невозвращение долгов
- обман
- мошенничество
- лжесвидетельство
- поддаваться искушениям
- уныние
- отчаяние
- пьянство
- несправедливость
- враждебность
- желание зла
- злопамятство
- невоздержание от всякого проявления зла
- мстительность
- вымогательство
- отсутствие веры
- лесть ради выгоды
- жадность
- нелюбовь к Богу всем сердцем, душой и разумом
- стремление к Богу на словах, но не сердцем
- упование на человека, а не на Бога
- упование на богатство, а не га Бога
- отделение себя от Бога
- не быть благодарным Богу во всех обстоятельствах
- потакание своим слабостям
- видеть свой собственный интерес, а не Христа
- непочтение к родителям
- унижение себя или других
- причинение боли душевной и физической
- лицемерие
- безответственность
- ревность
- оправдание нечестивых
- воровство
- убийство животных
- отсутствие любви
- обидчивость
- злоупотребление
- предвзятость
- не молиться во имя Иисуса
- себялюбие
- осознанное не совершение добрых поступков
- вредность
- предательство
Список основных грехов для мужчин и для женщин
Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.
Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:
- Чревоугодие (добродетель — воздержание):
Объядение, пристрастие к вкусной и вредной пище, пьянство, несоблюдение или нарушение Церковных постов, лакомство, невоздержание. Излишняя и неправильная забота о теле. Это нарушение второй заповеди: «Их бог -чрево» (Фил.3;19).
- Любодеяние, или блуд (добродетель — целомудрие, чистота сердца):
Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).
- Любостяжание или сребролюбие (добродетель — нестяжание, милосердие):
Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)
- Гнев (добродетель — кротость):
Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.
Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.
Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.
- Душевредная печаль (добродетель — блаженный плач, умиление, печаль по Богу):
Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.
Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.
- Уныние (добродетель — трезвение):
Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.
Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.
- Тщеславие (добродетель — смирение):
Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.
Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).
Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.
- Гордость (добродетель — любовь):
Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.
Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.
Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.
Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.
Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:
- вера в Господа Иисуса Христа,
- искреннее сокрушение о грехах,
- устное исповедание грехов,
- твердое намерение исправить свою жизнь,
- примирение с ближними,
- надежда на милосердие Божье.
Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.
Что такое тайна исповеди?
Тайна исповеди в христианстве известна с апостольских времен. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус Христос заповедал апостолам отпускать грехи и наделил их соответствующей властью. Через последующее таинство рукоположения эта власть распространяется и на современных священнослужителей.
При этом, каждый священник обязан соблюдать тайну исповеди. Ни при каких обстоятельствах он не имеет права ее разглашать, даже если ему становится известно о готовящемся преступлении. В этом случае, он должен постараться предпринять все усилия для того, чтобы убедить человека не брать столь тяжкий грех на душу или, в крайнем случае косвенно предупредить тех людей, которым грозит опасность. Но раскрывать личность того, кто ему исповедался он не может.
В первые века христианства практиковалась публичная исповедь, когда каждый кающийся выходил на амвон и говорил о своих грехах всем присутствующим. Поэтому тогда не было нужды соблюдать тайну исповеди. Но уже к IV веку публичная исповедь сошла на нет.
Откуда взялся обычай исповедовать людей, «испытывая» их по спискам грехов?
Этот обычай, как и некоторые другие особенности таинства Покаяния, проник в Православную Церковь с Запада. В Западной Церкви таинство Исповеди начинало развиваться в том же русле, что и на Востоке, но затем двинулось в сторону большей регламентации и формализации. Примерно с начала VI века на Западе появляются свидетельства о так называемом «тарифицированном» покаянии. Речь шла о строго формализованной процедуре: каждый грех должен быть заглажен, и заглажен вполне определенным образом. Первыми эту практику ввели монастыри: кающийся признавался в своих грехах перед игуменом и получал от него конкретную епитимию согласно «тарифу» — прочесть определенное количество молитв или псалмов, положить столько-то поклонов, провести столько-то дней поста на хлебе и воде. Только исполнив епитимию, он мог вернуться к обычному ритму монашеской жизни. Со временем «тарифное» покаяние стало распространяться и на приходах. Особое внимание священники стали уделять обстоятельствам совершения греха, причинам, побудившим человека пойти против заповеди и т. п.
«… Шёл мне тогда… десятый год. Я не застал служения великого отца Алексея Мечёва, его сына отца Сергия, бывшего в 1930 году в ссылке. Но исповедь в мечёвском храме запомнил на всю жизнь. И сейчас вижу добрые карие глаза, сердечный и тёплый голос отца Бориса (Холчева), тогда священника, принявшего обет безбрачия, а впоследствии старца-архимандрита. Необычайно интересна была исповедь, доходчивая до ребёнка и в то же время философская и душевно тёплая, индивидуальная. Мне казалось, что когда отец Борис склонился ко мне, и на аналой упали его чёрные густые волосы, я почувствовал, что я уже взрослый и могу всё понять.
— Всю жизнь, — сказал о. Борис, указав на Евангелие, — помни, что в этой книге есть всё, что нужно твоей душе. Ты всегда получишь утешение, ты будешь вместе с Самим Христом. Молись, и Он всегда поможет тебе. Ведь ты знаешь, что Христос — не просто «добрый Боженька». Он может и указать, и наказать, но всегда на пользу, всегда во благо.
Я стоял заворожённый.
— Помни, что Христос и Отец и Друг тебе, Он и Бог и Человек одновременно, знаешь ли ты это?
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).
В православной Церкви существует обычай перед исповедью покупать свечу в церковной лавке и класть ее на аналой. Эта свеча является нашей маленькой жертвой Богу, символом очищения нашего сердца. Потому что исповедь — это очищение души от грязи.
Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.
Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.
В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.
Таинство исповеди, известное также как таинство покаяния – особый христианский обряд, в ходе которого человек добровольно перечисляет свои грехи священнику, раскаивается в содеянном, и получает от Господа прощение. Этот обряд основан на вере, что Иисус Христос, сын Бога, искупивший все человеческие грехи своей смертью на кресте, дал также власть прощать прегрешения людей своим ученикам – апостолам. Поэтому исповедь и является одним из христианских таинств, что в ее основе лежит прямое божественное воление, заключенное в словах, обращенных Иисусом к своим ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». От апостолов власть прощать грехи раскаявшимся людям перешла через века к христианской Церкви в лице ее епископов и рукоположенных священников, а потому не только внутреннее раскаяние человека, но именно церковное покаяние является важной частью христианской веры.
Как предложить исповедаться перед смертью человеку, который не верит в Бога?
Если человек не верит в Бога, ему может быть трудно или даже невозможно принять идею предсмертной исповеди. Исповедуясь, человек рассказывает священнику о самом сокровенном, а каждый знает, что открывать свою душу постороннему всегда очень тяжело, делать же такой шаг тягостные минуты накануне смерти – и вовсе сродни подвигу. Поэтому в такой ситуации важно не давить: если вы считаете, что вашему близкому перед смертью следует встретиться со священником, чтобы примириться с Господом, стоит мягко просить об этом, ненавязчиво рассуждать о возможной пользе такой встречи, и, конечно же, молиться, чтобы в душе умирающего проснулось такое желание.
Помните, что тот, кому вы предлагаете исповедь перед смертью, должен быть к ней готов. Чтобы принять таинство исповеди, человек должен верить в Бога, принимать концепцию греха и прощения через покаяние, иметь искреннее раскаяние в душе и добровольно выражать желание встретиться со священником. Если умирающий не таков, не стоит предлагать ему исповедаться перед смертью «потому что так принято» или «чтобы точно в рай попасть». Исповедь – не волшебный ритуал, который сам по себе облегчает участь отходящего в мир иной и гарантирует его душе вечное блаженство.
С другой стороны, разговоры о Боге, вере, посмертной участи и спасении души, чтение духовной литературы или простое общение с воцерковленными людьми могут натолкнуть человека, стоящего у врат вечности, на мысли необходимости примирения с собой и Господом. Поэтому, говоря с умирающим о предсмертной исповеди, помните, что главное – это ваша любовь и искреннее желание сотворить для своего ближнего благо. В христианстве Бог есть любовь, и, помня об этом, вы обязательно найдете правильные слова, чтобы убедить своего ближнего исповедаться перед смертью.
Есть ли грехи, которые не отпускают даже перед смертью?
Итак, Иисус наделил апостолов правом принимать исповедь. Однако правом отпускать грехи он их не наделял. Несмотря на то, что существует расхожая фраза: «Отпускаю тебе грехи твои именем Спасителя нашего», это не совсем верная формулировка.
В православии священнослужитель не отпускает и не взвешивает грехи. В отличие от католичества, где прегрешения делятся на смертные и обыденные, и все прощаются по-разному, Русская Православная Церковь грехи не сортирует. Более того, согласно ее канонам, прощать должен Бог, а не священнослужитель. Как мы уже говорили, задача батюшки, принимающего исповедь, — помолиться за бедную душу, чтобы Бог увидел слезы покаяния. Но решать участь умирающего будет Создатель.
Многие боятся, что им не отпустят так называемые смертные грехи. Однако в православии такое невозможно. Во время предсмертной исповеди кающемуся должны отпустить все. Ключевой момент здесь — покаяние. Тем более, обычному человеку невозможно не впасть в смертный грех хотя бы раз в жизни, ведь гордость, зависть, алчность, гнев и уныние испытывал каждый.
Кстати, не стоит путать смертные грехи и Десять Заповедей, к которым относятся пресловутые «не убий», «не укради» и т.д.
В общем, для предсмертной исповеди важен не сам факт того, что человек совершил, а раскаяние. Ведь даже разбойник, распятый вместе с Иисусом, покаявшись, заслужил право войти в Царствие Божие.