Нужны ли права на квадроцикл в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на квадроцикл в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря схожесть названий, квадроцикл и квадрицикл – это 2 абсолютно разных транспортных средства. Если первый вид транспорта является четырехколесным мотовнедорожником, то на втором разрешено ездить по общим дорогам и трассам. К тому же для управления данными транспортами нужны разные категории ВУ: «А1» и «В» соответственно.
Распространенные вопросы
Если квадроцикл используется в качестве спортивного ТС, которое не участвует в дорожном движении, оформлять полис ОСАГО не обязательно. Однако при езде на транспорте в пределах города, поселка или деревни, он должен быть застрахован в обязательном порядке.
Каждый гражданин РФ, желающий управлять квадроциклом, должен получить ВУ категории «А1» или “М”. Наличие прав является прямым доказательством того, что лицо имеет необходимые знания и навыки для управления внедорожной мототехникой.
Для получения прав категории AI требуются следующие документы:
- заявление;
- паспорт (ВНЖ);
- медицинское заключение по форме 003-В/у;
- 2 фотоснимка 3*4 см на матовой бумаге в любом цветовом исполнении, с левым уголком;
- удостоверение на управление техникой самоходного типа (если выдавалось ранее);
- ВУ любой другой категории (при наличии) и справка из ГИБДД о том, что кандидат не лишен права управлять ТС.
Категория прав для управления квадроциклом
Чтобы понимать, какой категории должно быть удостоверение водителя, нужно разобраться с терминологией. Подавляющее большинство квадроциклов, используемое в РФ, в сертификации и эксплуатационных документах названо «самоходной техникой». В эту же категорию относятся снегоходы, болотоходы, мотовездеходы.
Такие транспортные средства ставят на учет в Гостехнадзоре. В качестве основного документа их владельцы получают ПСМ — паспорт самоходной машины.
С 05.11.2013 управлять самоходной техникой можно, получив удостоверение тракториста-машиниста категории AI. По форме и порядку выдачи оно отличается от привычного водительского удостоверения современного образца.
Если же внедорожник в сертификации назван «транспортным средством» (редкие модели квадроциклов китайского производства, трициклы), его регистрируют в ГИБДД с получением ПТС. Права получают там же. Для управления такими транспортными средствами нужно водительское удостоверение категории B1.
Какие права требуются для управления квадроциклом и снегоходом
Чтобы эксплуатировать каждую из этих машин легально, водитель должен получить водительское удостоверение трактора, которое имеет открытую категорию «А». Точнее — подкатегорию «А1», которая позволяет управлять внедорожным мотоциклом, но не стоит путать его с категорией на мотоцикле — это два разных понятия.
Если у водителя нет документа, то сотрудник ГАИ может не только оштрафовать его, но и забрать транспортное средство. Вернуть его можно только после получения справки. Если управлять этим видом транспортного средства без соответствующей категории, штраф полагается от пяти до пятнадцати тысяч рублей – по закону.
Когда квадроцикл (КВ) оборудован габаритами, фарами, зеркалами и стоп-сигналами, то для езды на нем нужны обычные права. Но первое, что нужно сделать, чтобы получить водительское удостоверение для снегохода (СН) и квадроцикла — это собрать необходимые справки и поехать с ними в Гостехнадзор.
Зачем нужно проходить обучение на управление квадроциклом?
Как уже сказано выше, мотовездеходы являются мощной техникой с достаточно крупными размерами, поэтому для эффективного управления таким транспортом важно понимать физику процесса и сопутствующие моменты. Преподаватели учебных курсов рассказывает не только об основах вождения мотовездехода, но и о таких полезных вещах, как:
-
Техника безопасности при движении;
-
Преодоление препятствий и езда по сложным участкам;
-
Оказание первой медицинской помощи;
-
Обслуживание и ремонт квадроцикла.
Это автобусы, в том числе микроавтобусы. Главное условие, когда необходима категория «D» – это общее количество мест вместе с водительским – более 8. Также ФЗ о БДД говорит о том, что это должен быть автомобиль, предназначенный для перевозки людей (в том числе людей).
Если вы самовольно установите дополнительные сиденья в автомобиль так, что у вас их станет более 8 (кроме места водителя), а у вас только категория «B» или «C», то формально вы будете нарушать.
А вот обратное по судебной практике 2023 года не работает – практически вас также привлекут к штрафу за отсутствие категории, если вы даже уберёте предусмотренные конструктивно сиденья так, что у вас их станет менее 8.
Также эта категория вам потребуется, если вы связали описанный автомобиль с прицепом массой не более 750 кг.
Для снегохода и квадроцикла
Выше мы говорили только о неких квадрициклах и трициклах, о существовании которых известно-то немногим автолюбителям. А вот что касается внедорожной компактной техники, то ответ на вопрос о том, какая категория нужна для них, несколько неожиданный.
Дело в том, что все транспортные средства регламентированы законодательством о дорожном движении и техническом регулировании таковых. Основанием для допуска их к дорожному движению в первичном плане является ПТС. Вот только ни на снегоходы, ни на квадроциклы ПТС не выдаётся, потому что для дорог общего пользования они не предназначены. Для них выдаётся ПСМ – паспорт самоходной машины. И это значит, что для управления ими потребуются вообще другой вид специального права – тракторные права.
Квадроцикл: главные особенности транспорта
Квадроцикл представляет собой четырехколесный мотовездеход, предназначенный для перемещения по бездорожью и сельским грунтовым дорогам. Пользуется большой популярностью среди охотников, фермеров и рыбаков. Это транспортное средство отличается высокой проходимостью, маневренностью, максимально упрощенным управлением, низким уровнем потребления топлива и малогабаритными размерами, что существенно облегчает его хранение.
По назначению квадроциклы разделяют на 4 категории:
- утилитарные (обычные мотовездеходы для поездок по пересеченной местности);
- спортивные (таковым является, к примеру, шоссейный квадроцикл – очень быстрая, мощная и легкая модель, предназначенная для скоростных заездов);
- туристические;
- детские (от стандартных отличаются только своими размерами).
Какая категория прав нужна для квадрицикла
Отличить квадрицикл от его собрата очень легко. Этот вездеход больше напоминает миниатюрную машину, да и управление в нем осуществляется «по-автомобильному». Кроме этого, квадрициклы часто оснащаются крышей, а вместо седла в них есть удобный диван или кресло, как в машине. Еще одна отличительная черта – это «баранка».
Важно! При покупке квадрицикла продавец обязательно должен приложить к вездеходу ПТС (паспорт транспортного средства) для оформления в МРЭО.
В 2013 году в правах появилась доселе неизвестная категория – B1. Многие сочли, что она позволяет управлять машиной с автоматической коробкой передач, но это не так. Категория В1 предназначена как раз для трициклов и квадрициклов.
Но, это уместно, если ТС отвечает определенным требованиям (конструкции органов управления, массе, объему движка и так далее), но ведь вездеходы бывают разные, поэтому копнем глубже. Существуют еще такие категории, как: М и А. Для чего нужны они?
Нужны ли права на квадроцикл?
С каждым годом количество квадроциклов на улицах городов растет. Люди используют этот вид транспорта для передвижения не только по дачным либо загородным дорогам, но и для поездок в магазин, на пляж и на работу. За последнее время резко увеличилось количество ДТП при участии этой техники.
Многие несовершеннолетние водители считают, что такой вид транспорта сотрудники дорожной инспекции не тормозят, и гоняют по улицам без соблюдения каких-либо элементарных правил движения, создавая аварийные ситуации.
Вследствие этого было принято решение четко регламентировать передвижение на этом транспортном средстве и ввести новую категорию прав — на вождение внедорожного и маломощного городского транспорта.
Юридически в нашей стране этот вид транспорта относят к внедорожникам и при оформлении водительского удостоверения всплывает много нюансов, которые следует знать.
По закону перемещаться на квадроцикле по дорогам в городе или трассе запрещено, но если вы все-таки желаете получить такое разрешение, то помимо прав придется оформлять на него гос. номер, регистрировать в ГИБДД и проходить ТО.
Права: какая категория нужна на квадроцикл
Если рассмотреть правила дорожного движения, точнее пункт 2, то в одном из его разделов будут указываться обязанности автовладельца. В этом документе говорится о том, что гражданин вправе управлять абсолютно любым транспортным средством только при наличии соответствующих водительских прав. Исходя из этого, не сложно сделать вывод, что квадроцикл, так как он является ТС, не исключение. Поэтому придется оформить лицензию водителя.
Для этого необходимо обязательно пройти регистрацию Гостехнадзоре. Именно в этой организации можно уточнить все вопросы, касающиеся данного типа техники. Если говорить о том, какая категория нужна на квадроцикл, то в этом случае необходимо в обязательном порядке получить права серии А1. Она подразумевает использование транспортных средств, которые способны развивать скорость менее 50 км в час. Поэтому к этой категории можно отнести любые транспортные средства, включая квадроциклы, снегоходы и другие вездеходы и мототехнику. Это является обязательным условием.
Исходя из этого, становится очевидно, какие права нужны на квадроцикл. Если их нет, то можно заплатить внушительную сумму денег, которая уйдет на оплату штрафа. Поэтому стоит все делать вовремя.
Рекомендуется обратиться в учебный комбинат от Гостехнадзора, в котором можно пройти обучение по более приемлемой цене. Лучше всего сдавать практические и теоретические тесты именно в государственных учреждениях или в тех, которые зарегистрированы официально.
Каждый автовладелец, включая тех, у кого во владении находится квадроциклы, должен знать все меры безопасной эксплуатации ТС. Также стоит учитывать технические особенности самоходных автомобилей. Дополнительно претендент на получение таких прав должен хотя бы поверхностно разбираться в конструкции квадроцикла или снегохода.
Почему требуется удостоверение
Не каждый владелец этого транспорта имеет права, это является преступлением закона. Между тем, получение удостоверения на снегоход является более простой процедурой, чем сдача экзамена в ГАИ.
Пользоваться без специального разрешения (удостоверения) снегоходом запрещено. Нужно будет сдать экзаменационный тест на категорию, которая легально закрепляет право водителя на вождение снегохода. Это позволит водителю свободно передвигаться по дорогам и избежать неприятных мыслей о возможных штрафных санкциях.
Ведь если водитель, не имеющий водительских прав трактора, будет остановлен правоохранительными органами, то результатом будет не только потеря крупной суммы денег. Еще одна перспектива — конфискация дорогостоящего автомобиля. Вернуть снегоход обратно можно будет только после получения лицензии категории «А1».
Нужны ли права на управление квадроциклом
Квадроцикл, как мотовездеход должен быть поставлен на учет в инспекции Гостехнадзора. Это правило распространяется на всех физических и юридических лиц. Если в 2020 году не зарегистрировать транспортное средство, то будут наложены штрафы в размере до полутора тысяч рублей на физическое лицо, до трех с половиной тысяч на ИП. Если нарушение допущено юридической конторой, то их штрафы могут достигать 10 тысяч рублей.
Если до 2013 года владельцы транспортных средств с объемом до 50 кубов могли пользоваться ими без прав, то сегодня эти правила ужесточились. Статистика свидетельствует о повышении аварий, в том числе с участием квадроциклов. Поэтому при выявлении фактов управления квадроциклом без прав, владельца могут оштрафовать на 30 тысяч рублей.
Как получить права на квадроцикл и обязательно ли обучение?
До недавнего времени для получения прав на ATV не требовалось проходить обязательное обучение в специализированных образовательных организациях — к экзамену в подразделении Гостехнадзора можно было готовиться самостоятельно. Это прямо оговаривалось в правительственном Постановлении, регламентирующем допуск к управлению самоходными машинами и выдачу удостоверений на право управления (Постановление N 351 от 06.05.2011 подпункт б) пункт 11)
Однако в последнее время в ряде территориальных органов Гостехнадзора (Москва, Санкт-Петербург) в перечне обязательных, представляемых для сдачи экзамена на право управления самоходными машинами документов, фигурирует свидетельство об образовании (обучении). При этом отсутствует какое-либо упоминание о возможности самостоятельной подготовки к экзамену в соответствии с Постановлением правительства N 1243 от 17.11.2015 (п.7).
В то же время на официальных порталах Гостехнадзора некоторых территориальных подразделений (например, Кемеровской или Иркутской области) самостоятельная подготовка допускается, о чём напрямую прописано в перечне обязательной документации. Объяснить это можно только тем, что, по всей видимости, не все территориальные подразделения имеют соответствующую образовательную базу.
Поэтому перед подготовкой к сдаче квалификационных экзаменов необходимо уточнить в местном отделении Гостехнадзора обязательность представления документа о прохождении обучения, но лучше все же такой курс пройти заранее, тем более что в последнее время появилось множество соответствующих предложений от автошкол.
Образовательные организации, осуществляющие подготовку к получению прав на управление самоходными машинами, должны иметь определенный вид лицензии и быть аккредитованными территориальной службой Гостехнадзора.
Именно поэтому к многочисленным объявлениям автошкол о подготовке водителей квадроциклов следует относиться с осторожностью и обязательно проверять наличие соответствующей лицензии и аккредитации.
Некоторые территориальные органы уже разместили на своих официальных сайтах список учебных комбинатов, в которых такое обучение проводится.
Обычно, если у территориального органа есть аккредитованные учебные организации, квалификационный экзамен проводится одновременно с выпускным (его ещё называют итоговый аттестационный) экзаменом этих организаций.
Возрастной ценз для получения удостоверения тракториста-машиниста категории AI — 16 лет.
Если молодой человек в этом возрасте уже имеет водительские права на мотоцикл с объёмом двигателя до 125 см3 (категория AI) ему (как и всем, кто имеет автомобильные права) не придётся сдавать дополнительный экзамен по Правилам дорожного движения.
Какая категория прав нужна для вождения квадроцикла?
Чтобы ответить на этот вопрос потребуется обратиться к документации, выданной при покупке транспортного средства. Заглянув в технические документы вам необходимо выяснить, какую же мощность имеет купленный квадроцикл и какой основной документ на него был вам выдан. Исходя из этих данных уже можно понять, какая понадобится категория прав для вождения.
Если вы получили стандартный паспорт на транспорт — ПТС, то обратите внимание на мощность и объём двигателя.
Если объём составляет от 150 до 250 кубов, то оформлять придется права категории В1.
При объёме от 50 до 125 кубов и мощности до 11 кВт, то будет нужна категория А1.
Если транспорт очень легкий и его объём не превышает 50 кубов, то хватит и категории М.
Права на квадроцикл всех этих категорий оформляются в Госавтоинспекции.
В том случае, если при покупке квадроцикла, вы получили паспорт машины самоходного типа, то придется оформлять категорию прав машиниста А1. Такой документ можно получить в Гостехнадзоре.