Ликвидация ООО по решению или иску налоговой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация ООО по решению или иску налоговой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Проверка базы 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Последствия ликвидации недействующего ООО

Поскольку по решению налоговой недействующее юрлицо может быть только исключено из ЕГРЮЛ, то в данном случае корректно говорить о последствиях исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ.

С момента исключения юрлица из реестра прекращается его гражданская правосубьектность, т.е. юрлицо не может приобретать какие-либо права, исполнять обязанности, быть истцом или ответчиком по делу, одним словом юрлицо уже не субъект права.

Несмотря на то, что сведения о недействующем юрлице будут исключены из ЕГРЮЛ, это не препятствует привлечению к ответственности лиц, которые уполномочены выступать от имени юрлица.

Кроме того, исключение юрлица из ЕГРЮЛ, не препятствует заинтересованным кредиторам или иным лицам обжаловать такое исключение.

Наш адвокат поможет Вам на любой стадии ликвидации, звоните и мы запишем Вас на первичную консультацию, чтобы разобраться в ситуации и принять решение по эффективным шагам в деле.

Что такое принудительная ликвидация ООО

Каждому бизнесмену, который хотя бы единожды сталкивался с ликвидацией компании по собственной инициативе, известно, насколько сложно это реализовать на практике. Сложность связана с большими временными затратами и необходимостью собрать массу документов. Вот почему по возможности учредители стараются осуществить принудительное закрытие ООО по инициативе Налоговой Инспекции.

Иногда принудительная ликвидация ООО – неприятный сюрприз для руководства, но зачастую оно осознанно старается подвести к такому финалу юридическое лицо. Речь идёт о закрытии компании по инициативе налоговых органов, не доводя дела до суда.

В этом случае, руководствуясь нормативными актами, Налоговая Инспекция по своей инициативе, без согласия учредителей, прекращает право ООО на ведение хозяйственной деятельности и вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ, тем самым ликвидируя компанию.
Рассмотрим самые популярные причины принудительной ликвидации:

  • отсутствие лицензии, если для этого вида деятельности таковая предусмотрена;
  • любые нарушения действующего законодательства;
  • по счёту нет движения средств, а также отсутствует отчётность;
  • у ООО нет достаточной суммы для проведения добровольной ликвидации;
  • в ЕГРЮЛ более полугода имеются сведения о том, что юридическим лицом предоставлена ложная информация;
  • недостоверный адрес расположения юридического лица.

Последствия для учредителей

В зависимости от того, с какими требованиями будет рассмотрено дело, последствия для учредителей могут быть разными. Формально, если ООО ликвидируют, то оно больше не может заниматься какой-либо деятельностью, но и имеющиеся долги должны быть списаны. При этом нельзя игнорировать норму, устанавливающую ответственность того руководства, которое было у руля на момент совершения нарушения. Именно поэтому по некоторым требованиям учредителям всё равно придётся платить, если таковые будут заявлены. Так как на тот момент никакого имущества предприятия уже не будет, учредители самостоятельно несут солидарную ответственность.

Если же в процессе рассмотрения вопроса будет выявлено, что к неплатёжеспособности привели неправомерные действия руководства или учредителей, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Когда предприятие ликвидируют просто в связи с отсутствием деятельности, то последствием для учредителей могут быть, наложение штрафов. К примеру, за то, что своевременно не была подана отчётность (пусть даже и нулевая).

Итог: если серьёзных нарушений нет, то принудительная ликвидация ООО может быть положительным явлением, ведь она позволит:

  • значительно ускорить процедуру закрытия компании;
  • минимизировать издержки на этот процесс;
  • избавиться от необходимости составлять дополнительные отчёты и баланс.

По статистике наиболее выгодна такая процедура для тех, кто долгое время не получает прибыли от ведения деятельности..
Входит ли в планы учредителей такой расклад или они планируются оспаривать принудительную ликвидацию, необходимо тщательно подготовиться к решению этого вопроса. Самостоятельно можно не учесть, какая документация нужна и что в ней должно быть. Чтобы не тратить время на изучение нормативов, лучше изначально просто доверить решение таких вопросов профессионалам своего дела.

Читайте также:  Сколько должен работать человек по трудовому кодексу

Ликвидация компании через суд по требованию налоговых органов

Принудительная ликвидация компании через суд возможна по требованию налогового органа. Судебная ликвидация компании в судебном порядке возможна при наличии условий, содержащихся в п.3 ст.61 ГК РФ. Приведем самые распространенные условия:

1) допущенные грубые нарушения при государственной регистрации юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;

Чаще всего, таким нарушением является указание при регистрации компании недостоверного адреса. В том случае, если налоговая инспекция не может найти компанию по указанному в учредительных документах адресу, она вправе инициировать через суд ликвидацию компании.

На практике данный вопрос вызывает многочисленные налоговые споры, что вынудило ФНС РФ выпустить разъяснения нижестоящим налоговым органам, в которых проанализирована судебная практика (Письмо от 25.06.2014 г. №СА-4-14/12088).

Кто такой ликвидатор компании

Чтобы вся процедура прошла совершенно честно без ущемления чьих-либо интересов, а также для соответствия всем требованиям, учредители общества назначают ответственное юридическое лицо. Это может быть один из работников фирмы или наёмный сотрудник. Как правило, выбирают второй вариант, поскольку эти люди обладают достаточными знаниями для проведения ликвидационной деятельности, а также соблюдают полную субъективность. Он работает в содружестве с комиссией. Основная его задача в том, чтобы распоряжаться всей собственностью юрлица, но при этом не владеть ей. То есть, как многие переживают, продать или доверить кому-либо недвижимость, активы, ликвидатор не может.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Если у фирмы нет денег на затраты по закрытию или собственников невозможно найти, такая компания подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Налоговая имеет право в одностороннем порядке принять решение о закрытии юрлица и исключении его из ЕГРЮЛ. В этом случае учредителям ничего не нужно делать, только ждать пока регистрирующий орган все сделает самостоятельно.

Однако, этот способ закрытия накладывает отпечаток на руководителя и участников как «недобросовестных» лиц. После принудительной ликвидации юридического лица таким образом директор и участники не смогут занимать руководящие должности, быть учредителями в других организациях или создавать новые компании, в течение трех лет. Кроме того, исключение предприятия из реестра не означает, что к собственникам и директору нельзя предъявить претензий и привлечь их к субсидиарной ответственности.

Для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке нужны серьезные основания. Добросовестные учредители, не нарушающие систематически и грубо законодательство, могут не бояться – принудительная ликвидация им не грозит.

Публикация в Вестнике и в ЕФРСОФДЮЛ (Федресурсе) о добровольной ликвидации ООО

После внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в стадии ликвидации, необходимо о данном факте сообщить всем контрагентам с которыми ведет деятельность ликвидируемая организация. Делается это для того, чтобы все лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются долги или невыполненные обязательства могли предъявить свои требования. Данный пункт является обязательным. Для его соблюдения необходимо опубликовать сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации» со списком документов, который при этом необходимо предоставить, можно ознакомиться на сайте данного журнала. Направить документы на публикацию сообщения можно несколькими способами:

  • личное предоставление документов;
  • предоставление документов через представителя;
  • направление документов почтовым отправлением;
  • электронное направление документов в данном случае будет необходимо наличие Электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Как не допустить закрытия

Согласно закону, учредитель может попытаться опротестовать решение суда и действия налоговой службы. Но если все было сделано по правилам, то суд практически всегда встает на сторону налоговой службы. Налоговая ликвидирует фирму. Учредителю не остается ничего другого, кроме как открыть новое юр. лицо, если в этом есть необходимость.

Но важно понимать, что налоговая не обязана закрывать компанию. Поэтому если деятельность не ведется не по причине того, что ООО брошено, а просто из-за временных обстоятельств, то кое-что сделать все же можно. Если процедура инициирована, то нужно предпринять следующие шаги:

  • Сдать отчетность и больше не пропускать ее сдачи. Нулевые отчеты – это гарантия существования юридического лица.
  • Провести операцию по банковскому счету. Нужно следить, чтобы в год была хотя бы одна операция: это уже гарантия того, что фирма не закроется.
  • Необходимо проверять «Вестник государственной регистрации» и информацию о компании в списке ЕГРЮЛ. Это открытые сведения, и они позволят вовремя узнать о том, что назначено административное исключение компании из реестра. Можно заявить об остановке исключения, будь это ваша компания или фирма, которая имеет перед вами дебиторскую задолженность.

Принудительная ликвидация по решению суда

Тем не менее, что касается принудительной ликвидации ООО, предшествовать ей должно в первом случае решение арбитражного суда Российской Федерации. Разберемся, какие предпосылки для этого бывают.

Основания, по которым ООО могут принудительно закрыть, перечислены в общей части Гражданского кодекса:

  • если регистрация организации признана недействительной, например, по тому основанию, что общество грубо нарушило закон, и устранить такие нарушения не представляется возможным;
  • если у общества нет разрешительных документов, нет лицензии, нет членства в СРО или разрешения на выполнение работ, выданного СРО;
  • если ООО занимается деятельностью, которая запрещена законом; либо если работа нарушает Конституцию РФ, нарушает иные законы, иные нормативные правовые акты, причем если общество делает это грубо, неоднократно;
  • если участник юрлица подает иск в суд о прекращении работы организации, когда невозможно достичь целей его работы, когда его деятельность затрудняется, если она невозможна;
  • в иных ситуациях, которые предусмотрены законодательством.
Читайте также:  Какие социальные выплаты положены неработающим пенсионерам в 2023 году

Принудительная ликвидация ООО: нужна помощь?

Итак, принудительная ликвидация ООО возможна по многочисленным основаниям, с применением процедур разных видов и с привлечением различных органов государственной и муниципальной власти. Разумеется, такая мера способна нарушить все планы в отношении работы хозяйствующего субъекта…

Именно поэтому, если вы задумываетесь, как предотвратить или как прекратить принудительную ликвидацию ООО, лучше довериться профессионалам, которые смогут дать правовую поддержку на любом этапе совершаемой процедуры ликвидации или в случае риска ее возникновения, иногда – и в ходе нормальной работы компании, в профилактических целях.

Одна из организаций, специализирующихся на корпоративном праве, — Международная юридическая компания, юристы которой помогут вам решить проблему оптимальными способами.

Судебный порядок принудительной ликвидации юридического лица

Арбитраж решает вопрос о принудительном закрытии бизнеса при наличии следующих оснований:

  1. Регистрация хозяйствующего субъекта признана недействительной по причине допущенных при его открытии грубых нарушений правовых норм.
  2. У юридического лица нет обязательного членства в СРО, лицензии, допуска к определенным работам.
  3. Установлены многократные нарушения законодательства при ведении бизнеса.
  4. Предприятие не имеет ресурсов для достижения целей, заявленных при создании. Его дальнейшая деятельность существенно затруднена.

Приведенный перечень оснований не является исчерпывающим. Хозяйствующий субъект может быть закрыт и в иных, установленных законом случаях.

Инициаторами ликвидационного процесса являются:

  1. Госорганы и местные власти, имеющие право требовать закрытия предприятия как санкции за правонарушение. Это налоговые, антимонопольные органы. А также ЦБ РФ, прокурор.
  2. Учредители, участники фирмы. Например, по причине длительного корпоративного конфликта, который делает неэффективным дальнейшее существование хозяйствующего субъекта. Практика показывает, суд удовлетворяет иск одного из участников, если устанавливает, что иные лица не участвуют в управлении компанией, затрудняя принятие руководящих и хозяйственных решений. Либо все участники допускают значительные злоупотребления, ставя под угрозу дальнейшее существование бизнеса. При этом принудительное лишение организации правоспособности как способ разрешения управленческого конфликта возможно только в том случае, если иным способом разрешить возникший конфликт и устранить препятствия для продолжения деятельности невозможно.

Суд, принимая решение о принудительном закрытии юридического лица, самостоятельно ликвидационный процесс не ведет. Он только назначает ликвидатора, обозначает сроки совершения ликвидационных действий.

Отличительная особенность принудительной ликвидации – отсутствие необходимости уведомлять налоговый орган по форме Р15016. С момента внесения в госреестр записи о начале ликвидации хозяйствующего субъекта наступает срок расчетов с кредиторами. Формируются ликвидационные балансы. После погашения кредиторских требований имущество организации распределяется между участниками.

По итогам компания направляет в регорган заявление Р15016, ликвидационный баланс. После этого предприятие исключается из ЕГРЮЛ.

Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения

Налоговый орган – единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний. Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации.

ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам. Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц. Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими.

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?

Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?

В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.

Читайте также:  Расторжение договоров с иностранными работниками

Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 № 03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 № А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 № А55-7518/06, от 18.12.2007 № А55-6435/2007).

Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.

В более позднем письме – от 24.08.2011 № 03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.

С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО № А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме № 03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.

Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 № А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.[8]

Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 № А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом № 212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 № А19-14698/2012). Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 № А76-12541/2011.

Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.



[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.

[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *