Все, что следует знать о бюджете страны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все, что следует знать о бюджете страны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.

Дата определения доходов и расходов

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Пример расчета налога на прибыль

Давайте рассмотрим пример.

Предприятие получило кредит в банке в сумме 1 млн. руб. в текущем отчетном периоде.

Предоплата составила 400 тыс. руб.

Выручка от продаж в 1-м квартале составила 1,770 тыс. руб., в т. ч. НДС в сумме 354 тыс. руб.

В производственном цикле были использованы сырье и материалы – 560 т. руб.

Заработная плата рабочим составила 350 тыс. руб., страховые взносы из нее – 91 тыс. руб.

Амортизация – 60 т. руб., проценты по выданному другой фирме кредиту – 25 т. руб.

Налоговый убыток предприятия прошлого периода составил 120 тыс. руб.

Расходы в данном примере за 1-й квартал 2019 составят: 1086 тыс. руб. (560+350+ 91+60+25)

Налогооблагаемая прибыль: 210 тыс. руб. ((1770 тыс руб. – 354 тыс. руб.) – 1086 тыс. руб. – 120 тыс. руб.)

Сумма налога на прибыль: 42 тыс. руб. (210 тыс. руб.* 20%), в т. ч. для перечисления в федеральный бюджет – 4.2 тыс. руб, в местные бюджеты – 37.8 тыс. руб.

Расходы и доходы организации

При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сумм и пр. Для подтверждения необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.

Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и пр.). Расходы бывают и косвенными — к примеру, траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки надо экономически подтвердить и обосновать документально.

Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом предусмотрены ставки, по которым налог распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.

Пункт 1 ст. 284 НК РФ

Положение

Ставка налога до 2017 года

Ставка налога в период 2017 – 2024 годов

Абзац 2

Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет

2%

3%

Абзац 3

Ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ

18%

17%

Другой комментарий к статье 50 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 50 БК РФ полностью остается в прежней редакции и содержит исчерпывающий перечень налоговых доходов федерального бюджета (ст. 13 НК РФ — «Федеральные налоги и сборы») и указание на то, в каком проценте каждый вид федеральных налогов и сборов должен поступать в федеральный бюджет (оставшийся процент предполагается к перечислению в доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты).

———————————
См.: комментарий к ст. 41 БК РФ.

Таким образом осуществляется бюджетное регулирование с целью реализации принципа бюджетного федерализма для достижения минимальной бюджетной обеспеченности каждого бюджета и выравнивания уровня доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Такой фиксированный (на уровне статьи БК РФ) подход к перераспределению налоговых доходов был введен с 2005 г. Ранее налоговые доходы считались закрепленными на постоянной основе за бюджетами соответствующего уровня налоговым законодательством. Однако ежегодно, с целью проведения мероприятий по бюджетному регулированию, в очередном федеральном законе о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год содержалась статья, устанавливающая проценты (или приложение, содержащее ту же информацию), в которых тот или иной вид налоговых платежей подлежал поступлению в федеральный бюджет. Те налоговые доходы, которые подлежали передаче (полностью или частично) в доходы нижестоящих бюджетов, назывались регулирующими. Современное бюджетное законодательство не оперирует этим термином, хотя, по сути, ситуация остается прежней, несмотря на то что нормы, содержащие требования к перераспределению федеральных налогов и сборов, выведены из федерального закона о бюджете на предстоящий финансовый год на уровень статьи БК РФ.

Следует обратить внимание на двоякий подход законодателя к механизму перераспределения процентов по налоговым доходам. Так, по всем видам, за исключением налога на прибыль, указание на процент (например, акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%) непосредственно означает, что оставшийся процент (50% акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья) передается на нижестоящие уровни бюджетной системы.

Что же касается налога на прибыль, то указанный норматив по нему в размере 100% не означает, что налог на прибыль полностью (ст. 284 НК РФ) по ставке 24% перечисляется в федеральный бюджет. В ст. 284 НК РФ установлено, что (по общему положению) налоговая ставка устанавливается в размере 24% (за исключением отдельных случаев, оговоренных в той же статье). При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%). Таким образом, указание, содержащееся в ст. 50 БК РФ, на то, что в федеральный бюджет поступает 100% налога на прибыль, означает, что поступает 100% от 6,5%, а не от 24%.

Возврат переплаты по налогу на прибыль

Переплата по налогу на прибыль возникает по нескольким причинам. Бывает, что в конце года финансовый результат получается неожиданно убыточным. Наконец, не исключена бухгалтерская ошибка. В итоге сумма авансовых платежей больше, чем реальные обязательства перед бюджетом.

Есть два пути решения этой проблемы: зачет на будущий период и возврат переплаченных средств.

На обе операции действует срок давности – 3 года.

По запросу ИФНС выдает справку о расчетах с бюджетом. Сверку проводить не обязательно: будет достаточно, если сумма переплаты совпадает. Решение принимается в течение нескольких дней. Если оно положительное, Федеральное казначейство по поручению ФНС вернет средства.

Зачет переплаты оформляется проводкой Дт 68 (субсчет «расчеты по налогам») – Кт 68 («учет налога на прибыль» на зачтенную сумму).

КБК по платежам налога на прибыль

Бюджет Налог на прибыль Пени Проценты Штрафы
Федеральный 182 1 01 01011 01 1000 110 182 1 01 01011 01 2100 110 182 1 01 01011 01 2200 110 182 1 01 01011 01 3000 110
Региональный 182 1 01 01012 02 1000 110 182 1 01 01012 02 2100 110 182 1 01 01012 02 2200 110 182 1 01 01012 02 3000 110

Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определенному признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

Доходы и расходы учитываются в периоде, когда они возникли, независимо от фактического поступления или выплаты денег.

ООО «Счетовод» должно оплатить аренду офиса за июль не позднее 31 июля. Арендный платеж был перечислен только в октябре. Если в организации бухгалтерия работает по методу начисления, то эта сумма отражается в расходах за июль, а не за октябрь.

Доходы признаются в момент поступления денег, а расходы — в момент, когда организация погасила обязательство перед поставщиком.

Если ООО «Счетовод» фактически оплатило аренду офиса за июль только в октябре, то при кассовом методе бухгалтер покажет расходы в октябре, не в июле.

Организация вправе выбрать метод расчета налога самостоятельно. Исключение одно: кассовый метод запрещено применять банкам.

Для перехода на кассовый метод должно выполняться условие: выручка от реализации без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не может превышать 1 млн рублей за каждый квартал. Если этот лимит не сохраняется, то компания переходит на метод начисления.

Каждый из методов работает год. Его закрепляют в учетной политике предприятия.

По налогу на прибыль организаций налоговым периодом признается календарный год.

В конце налогового периода бухгалтер выводит итоговую величину налога на прибыль за прошедший год. Затем он сравнивает ее с суммой авансовых платежей, начисленных по итогам отчетных периодов. Если авансовые платежи в сумме оказались меньше итоговой величины налога, предприятие доплачивает разницу в бюджет. Если же образовалась переплата, бухгалтер учтет ее в следующих периодах.

Итоговую сумму налога на прибыль необходимо заплатить не позднее 28 марта следующего года.

Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом предусмотрены ставки, по которым налог распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.

Пункт 1 ст. 284 НК РФ

Положение

Ставка налога до 2017 года

Ставка налога в период 2017 – 2024 годов

Абзац 2

Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет

2%

3%

Абзац 3

Ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ

18%

17%

В случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные законами этих субъектов, принятыми до 03.09.2018, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на налоговые периоды 2019 – 2022 годов.

В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.

Налог на прибыль организаций: виды, размер и ставка

  • ООО, АО, ПАО и т.д.
  • Иностранные ЮЛ, получающие денежные потоки из России.
  • Все налоговые резиденты РФ, включительно — иностранцы.
  • Организации из других стран с местом представительства или управления в России.

При этом, его не обязаны платить:

  • Организации, применяющие особый порядок уплаты — ЕСХН, УСН, ЕНВД.
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково».
  • Индивидуальные предприниматели.

Прежде всего определяется сумма. Она умножается на соответствующую ставку. Формула:

Ставка* база (п. 1 ст. 286 НК РФ)

Налоговая база содержит:

  • указанный период;
  • средства от реализации товаров, работ или услуг;
  • расходы за тот же промежуток времени;
  • доход/потери от реализации;
  • внереализационный доход;
  • поступления/потери от внереализационных операций;
  • денежные зачисления от реализации имущественных прав;
  • базу за указанные сроки.

Из итоговой суммы заработка вычитается сумма убытка, налоговая база определяется отдельно по видам доходов.

Основная ставка — 20%. 3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный. Нередко устанавливаются специальные ставки.

Вся последовательность этапов при исчислении и уплате налога на прибыль организации сводится к использованию формул. Цифры для них вы найдете в бухгалтерском балансе и в отчетности.

Для вычисления величины дохода воспользуйтесь формулами налогооблагаемой прибыли:

ТНП = Д – ПНО + ОНА – ОНО,

ТНУ = Р – ПНО + ОНА – ОНО,

где:

  • Д — доходы предприятия;
  • Р — расходы предприятия;
  • ПНО — постоянные налоговые обязательства;
  • ОНА — отложенные налоговые активы;
  • ОНО — отложенные налоговые обязательства;
  • ТНП — текущий налог на прибыль;
  • ТНУ — текущий налоговый убыток.

Таким образом, формула текущего налога на прибыль состоит из таких показателей: доходов предприятий за вычетом постоянных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов за вычетом отложенных налоговых обязательств.

Если доходность организации составила не более 15 млн руб. (квартал) за предшествующий налоговый период, то она вправе платить аванс ежеквартально. Сумма рассчитывается из фактической величины дохода.

Если предприятие имеет доходность свыше 15 млн руб., то авансы перечисляют ежемесячно. Расчет проводят исходя из предполагаемого уровня доходов по отчетным данным предшествующего квартала.

Регулирование доходов региональных и местных бюджетов. Межбюджетные трансферты

Налоговые и неналоговые источники доходов региональных и местных бюджетов не обеспечивают покрытия их расходов в большинстве районов страны, что затрудняет решение задач, стоящих перед исполнительными органами власти. Возникает необходимость регулирования доходов региональных и местных бюджетов.

Для регулирования доходов бюджетов в целях их сбалансирования применяется метод прямой финансовой поддержки в форме перечисления фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. Такая помощь предоставляется в виде межбюджетных трансфертов: дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Основная форма финансовой помощи — предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Дотация в бюджетных отношениях — это определенная денежная сумма, выделяемая на безвозмездной и безвозвратной основе на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета другого уровня по решению представительного органа власти. При выдаче дотации не оговариваются цели направления средств.

Читайте также:  Как легко и просто получить деньги с государства за лечение зубов

В соответствии с БК РФ (п. 2 ст. 131) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Они предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством.

В БК РФ предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов РФ не допускается.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В целях выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований по решению вопросов местного значения в бюджете субъекта РФ предусматриваются дотации поселениям, муниципальным районам (городским округам).

В отличие от дотаций субсидии и субвенции имеют целевое назначение.

Субсидия (помощь, поддержка) — средства, предоставляемые из бюджета или специальных фондов бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Из федерального бюджета субсидии могут предоставляться в рамках государственной программы РФ (федеральной целевой программы) на софинансирование мероприятий, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов; на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности. Субсидии выделяются на развитие приоритетных направлений государственной политики: сельского хозяйства, образования, здравоохранения, массового спорта, инфраструктуры. Этот вид трансфертов позволяет решить общегосударственные задачи на региональном уровне и предоставляется тем субъектам РФ, которые готовы вложить средства своих бюджетов в развитие собственного экономического потенциала.

Субсидии на возмещение непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, предоставляются за счет резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ и резервных фондов субъектов РФ. Из Инвестиционного фонда РФ субсидии предоставляются на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности.

Из бюджетов субъектов РФ могут предусматриваться субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения.

Кроме того, субсидии могут предоставляться федеральному бюджету.

Субсидии из местных бюджетов могут перечисляться в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки. На решение вопросов межмуниципального характера субсидии предоставляются из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий с вышестоящего уровня.

Из федерального бюджета перечисляются субвенции по оказанию мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, на осуществление полномочий по обеспечению жильем ветеранов, для оказания социальной поддержки федеральным льготникам и др.

Из бюджетов субъектов РФ субвенции предоставляются местным бюджетам.

Орган, оказавший финансовую помощь, вправе контролировать ее использование. Межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, не использованные на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в течение 15 рабочих дней. Нецелевое использование влечет взыскание суммы полученных средств или приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В финансовой практике применяется также такая форма финансовой помощи, как бюджетный кредит, под которым понимаются бюджетные средства, перечисляемые Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на условиях возмездности и возвратности. Из федерального бюджета РФ бюджетные кредиты могут предоставляться региональным бюджетам на срок до трех лет. Цели кредитования и размеры платы устанавливаются законом о бюджете. Например, бюджетные кредиты предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, частичное покрытие дефицита, осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. По последнему назначению ставка кредита, как правило, составляет 0%. В 2014 г. 50 регионов Российской Федерации получили бюджетные кредиты по льготной ставке 0,1%.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита влечет взыскание суммы остатка кредита и пеней в размере 1/300 ставки рефинансирование за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) на сумму непогашенного остатка кредита.

Федеральный бюджет на 2015–2017 гг

Формирование бюджетов бюджетной системы на 2015 г. и плановый период осуществлялось в условиях замедленных темпов экономического развития и осложнений финансового положения в стране. Среднегодовые темпы прироста ВВП, промышленного производства и инвестиций в 2011–2014 гг. были более чем в 3 раза ниже среднегодовых темпов прироста в так называемые тучные годы (2000–2007 гг.). При этом цены на экспортируемую нефть оставались высокими, основное место в доходной части бюджетов по прежнему занимали нефтегазовые доходы (45–50%).

Проект федерального бюджета составлялся на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, основных направлений налоговой и бюджетной политики, государственных программ РФ. При составлении федерального бюджета на 2015 г. и плановый период утвержденные в предыдущем году параметры 2015 и 2016 гг. были скорректированы в сторону понижения в связи со сложными экономическими условиями и геополитической обстановкой.

Тем не менее проект бюджета строился исходя из макропрогноза, согласно которому в 2015–2017 гг. ожидается восстановление более высоких темпов роста экономики после замедления в 2014 г. Так, прирост ВВП ускорится до 1,2% в 2015 г., а затем и до 3% в 2017 г. с 0,7% в 2014 г.1

Важнейшим инструментом долгосрочной макроэкономической устойчивости федерального бюджета является применение бюджетных правил, по которым устанавливается объем нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета, и формируются

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Расходы федерального бюджета установлены исходя из базовой цены на нефть в 2015–2017 г. 96 долл. США за баррель. Среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2015–2017 гг. прогнозируется на уровне 100 долл. США за баррель против этого показателя в бюджете на 2014 г. 104 долл. США за баррель.

При этом рыночная цена на нефть в конце 2014 г. опускалась ниже уровня 60 долл. США за баррель, но рублевые доходы бюджета не пересматривались в связи с значительным ростом курса доллара по отношению к рублю.

В 2015–2017 гг. рост объема Резервного фонда ожидается только за счет положительной курсовой разницы (часть средств размещена в иностранной валюте) и зачисления в него в 2017 г. доходов от управления его средствами, так как дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета планируется использовать на замещение государственных заимствований РФ. Увеличение объема Фонда национального благосостояния в рассматриваемом периоде прогнозируется за счет положительной курсовой разницы и зачисления в него в 2016–2017 гг. доходов от управления его средствами. Доходы от управления средствами фондов соответственно в 2015–2016 гг. и 2015 г. направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Читайте также:  КОГО И КОГДА МОЖНО УВОЛИТЬ ЗА АМОРАЛЬНЫЙ ПРОСТУПОК

Основные характеристики федерального бюджета на 2015 г. и плановый период (табл. 9.1) были определены исходя из прогнозируемых объемов ВВП в размерах: на 2015 г. — 77 498 млрд, 2016 г. — 82 308 млрд и 2017 г. — 90 063 млрд руб., а также уровней инфляции, не превышающих соответственно 5,5 (декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г.); 4,5 (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.) и 4,0% (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).

Таблица 9.1

Основные характеристики федерального бюджета на 2015–2017 гг., млрд руб.
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г.
1. Доходы — всего 15 082,4 15 795,5 16 547,8
В том числе дополнительные нефтегазовые доходы 344,3 355,8 359,7
2. Расходы — всего 15 513,1 16 271,8 17 088,7
3. Условно утвержденные расходы 406,8 854,4
4. Нормативная величина Резервного фонда 5424,9 5824,6 6304,4
5. Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января следующего года 7218,5 7733,1 8514,3
6. Верхний предел государственного внешнего долга на 1 января следующего года 64,0 млрд долл. или 49,2 млрд евро 71,5 млрд долл. или 55,0 млрд евро 77,0 млрд долл. или 59,2 млрд евро
7. Дефицит 430,7 476,3 540,9

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей регулируется статьей 287 НК РФ.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Пример

Налог по итогам календарного года должен быть уплачен не позднее 28 марта следующего года.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Пример

По итогам отчетного периода 1-го полугодия авансовый платеж по налогу на прибыль должен быть уплачен в срок, не позднее 28 июля.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Пример

Ежемесячный авансовый платеж за апрель должен быть уплачен не позднее 28 апреля.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Пример

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовый платеж:

за январь — не позднее 28 февраля

за январь – февраль — не позднее 28 марта

за январь – март — 28 апреля


Одно из неудобств налога на прибыль в необходимости уплачивать так называемые авансовые платежи (регулируются ст. 286 НК РФ), суть которых в следующем:

По итогам каждого отчетного периода (в общем случае — квартал) налогоплательщик исчисляет сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению (нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода).

Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют и уплачивают сумму ежемесячного авансового платежа в следующем порядке:

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Пример

Прибыль по итогу 1-го квартала составила 100 тыс. рублей. Прибыль по итогу 2-го полугодия – 100 тыс. рублей (не изменилась). Ставка налога 20%. Налогоплательщик должен будет уплатить налог по итогам 1-го квартала – 20 тыс. рублей.

Кроме того, налогоплательщик будет уплачивать еще во втором квартале каждый месяц (апрель, май, июнь) по 1/3 от этой суммы (ежемесячные авансовые платежи).

Следует отметить, что ежемесячные платежи в последующем зачитываются в сумму налога, но неудобство такого механизма в том, что налогоплательщикам приходится как бы авансировать бюджет и отвлекать на это собственные денежные средства.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае они избегут такого авансирования бюджета. Но в этом случае придется представлять налоговые декларации ежемесячно и уплачивать налог на прибыль ежемесячно, но от фактической прибыли.

На условиях указанного выше примера, налогоплательщик, перешедший на уплату налога от фактической прибыли, уплатил бы по итогу января, февраля и марта 20 тыс. рублей налога и за 2-й квартал его бы не уплачивал.

Практически главным показателем финансовых результатов хоздеятельности субъектов предпринимательства выступает прибыль.

Для коммерческих организаций она является основной целью функционирования. Но кроме того прибыль – это источник для уплаты налогов.

Прибыль – это разница меж заработанными доходами и расходами, осуществленными для приобретения этих доходов.

Именно за счет прибыли финансируются последующие затраты предприятия на производство и социальное развитие. Часть прибыли в форме налога изымает государство.

Соответственно, прибыль организаций это источник финансирования госрасходов. Налог на прибыль выступает важным инструментом регулирования экономики.

Налогообложение прибыли коммерческих предприятий позволяет влиять на инвестирование и увеличение капитала, а также применять предусмотренный налоговый метод в вопросах регулирования экономики.

Особенности уплаты для юридических лиц

На 2018 год глобальных изменений в отношении налога на прибыль не произошло. Однако некоторые поправки в НК РФ все же были внесены.

В частности:

С 2018 года отменена возможность применения дополнительного снижения пониженной ставки, действующей в особых и свободных экономических зонах.

Уменьшение ставки (12,5 вместо 13,5 %) для этой категории налогоплательщиков стало возможным лишь в 2017 году. Размеры и условия применения ставок по налогу на прибыль учреждает ст.284 НК РФ.

Как действует закон о защите персональных данных, читайте здесь.

На 2018 год изменения, внесенные в налоговое законодательство, касаются только определенного круга плательщиков. Основные значения ставок, применяемых в 2017 году, сохранились в том же виде и на 2018 год.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *