СанПиН для детских садов в 2023 году: последние нововведения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СанПиН для детских садов в 2023 году: последние нововведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Директор детского сада может принимать решение, какими продуктами и блюдами кормить детей, но при условии, если составленное новое меню будет соответствовать требованиям, всей документации, и если воспитанники ДОУ будут получать необходимые для своего возраста калории. Кроме того, при желании родители могут ознакомиться с меню, которое составляется минимум на 10 дней. При возникновении вопросов или неправовых ситуаций, родители вправе обратиться за консультацией в региональный Роспотребнадзор.
Горячее питание обязательно
К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.
Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
-
горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
-
готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
Технологические карты блюд в детских садах
Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2022 году возлагаются такие обязанности:
- выбор надежного поставщика;
- соблюдение правил доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
- следование рецептурам приготовления блюд.
ВАЖНО!
Каждая готовая единица меню должна иметь технологическую карту. Это документ, отображающий основные сведенья о процессе приготовления пищи, а также её пищевой ценности.
Отчет должен содержать следующую информацию:
- наименование блюда;
- номер рецепта, который использовался в приготовлении;
- источник, где был взят рецепт;
- вес и перечень исходящих продуктов;
- окончательная масса готового блюда;
- количество углеводов, калорий, жиров, белков и витамина С в одной порции.
Распорядок дня и время работы воспитателя
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Требования к питанию.
За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.
При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные моменты (п. 4 Рекомендаций):
а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;
б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;
в) оптимальный режим питания;
г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;
д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);
е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, СанПиН 2.3.2.1940-05[2], СанПиН 2.3.2.1078-01[3].
Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).
Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).
Воспитатели обязаны обеспечить детям комфортные условия для отдыха и роста, а также следить за тем, чтобы их игровые и спальные помещения были хорошо убраны и готовы к приему детей. Поэтому, помимо поддержания температурного режима, необходимо контролировать влажность воздуха и вентиляцию помещений.
Согласно Samping, все помещения, где дети играют, работают или отдыхают, должны быть проветрены. Эта процедура должна проводиться в соответствии со следующими правилами
- Отсутствие детей, по крайней мере, два раза в день, не более чем на 30 минут, из-за тока воздуха
- Окончание за 30 минут до прихода ребенка, и
- один в присутствии ребенка только в теплую и сухую погоду.
Согласно СанПин 2023, влажность воздуха в детских садах не должна превышать 60% и не может опускаться ниже 40%. Что касается температуры, то допускаются следующие пределы
- в игровых комнатах в диапазоне 21-24 балла, при оптимальном значении 24 балла, и
- спальни в диапазоне 18-22, но с максимальной температурой 22 градуса Цельсия.
Допускаются небольшие отклонения от указанного стандарта, но только в сторону уменьшения. Превышение максимально допустимой цены строго запрещено.
Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.
Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, которые помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.
XII. Требования к организации физического воспитания
12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
В объеме двигательной активности воспитанников 5 — 7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6 — 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.
Об организации питания в учреждениях образования
Статья 40. Обеспечение питанием
1. Учреждения образования (иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью) создают необходимые условия для организации питания обучающихся.
2. Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
3. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
4. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.
5. Положение об организации питания обучающихся, обеспечении питанием обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, размер и порядок взимания платы за питание утверждаются Правительством Республики Беларусь.
Источник: КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ст.40.
О сервировке стола и подаче блюд
Покрывать стол рекомендуется чистой, хорошо выглаженной скатертью или использовать салфетки под каждый прибор. Набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.
Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.
Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных. Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде. Любой прием пищи начинать с овощного салата. Это блюдо стоит на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи.
Первое и второе блюдо каждому ребенку необходимо раздавать персонально. Желательно использовать сервировочные тележки, на которых должна быть подготовлена столовая посуда и первое блюдо. Смену блюд необходимо производить после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.
Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно есть, в чем его основная польза, кто его любит и т.д.; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.
Источник: Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РБ 25.04.2000. Раздел 4 «Выдача готовой пищи».
Рекомендуемые объемы отдельных блюд для детей раннего и дошкольного возраста (г, мл)
Наименование блюд |
Возраст детей | |
1-3 года |
3-7 лет | |
Завтрак | ||
Каша (овощное блюдо) |
130-150 |
180-200 |
Яичное (творожное, |
50-60 |
70-80 |
мясное, рыбное) блюдо |
150 |
|
Кофе (чай, молоко) |
150 |
200 |
Обед | ||
Салат |
30-40 |
50-60 |
Первое блюдо |
150 |
200 |
Блюдо из мяса, рыбы |
50-60 |
70-80 |
Гарнир |
100-120 |
130-150 |
Третье блюдо | 150 | 200 |
Полдник | ||
Кефир (молоко) |
150 |
200 |
Булочка(печенье) |
40-60 |
70-90 |
Ужин | ||
Овощное (творожное) |
150-180 |
200-250 |
блюдо или каша | ||
Молоко (кефир) | 150 | 200 |
Организация питания в частном детском саду
Качество питания в таких садах должно соответствовать всем нормам и правилам, а также требованиям родителей. В отличие от государственных детских садов, частные сады самостоятельно выбирают поставщиков продуктов. Особенностями планирования рациона малышей в частном детскому саду, во-первых, является возможность генерирования индивидуального рациона для малыша исходя из его семейных, национальных или физиологических особенностей. При поступлении ребёнка в частный детский сад родители заполняют анкету, в которой указываются вкусовые предпочтения их ребёнка. Частные сады могут без проблем составить меню для вегетарианцев, мусульман или аллергиков. Конечно, такие сады также обязаны соблюдать правила СанПиНа и все их питание также регламентировано высшими инстанциями, но такие сады могут позволить себе заменить индейкой курицу или добавить мясо кролика в рацион детей.
Во-вторых, все блюда в частных детских садах являются свежеприготовленными, полуфабрикаты не допускаются. Например, пельмени, сырники, вареники должны быть только руколепными, также нарезка овощей и фруктов производится непосредственно перед подачей на стол, ужин готовится во время послеобеденного тихого часа.
Нередким явлением в частных садах является обеспечение малышей уже приготовленными блюдами, которые привозят в изотермических контейнерах с пищеблоков других школ или садиков либо других организаций питания, а также кейтеринговыми компаниями. Они занимаются приготовлением и доставкой обедов.
В случае централизованной поставки из других школьно-базовых учреждений для подтверждения качества в товарно-транспортной накладной необходимо указывать:
- сведения о номере сертификата соответствия;
- срок его действия;
- орган, выдавший сертификат.
Либо:
- регистрационный номер декларации о соответствии;
- срок её действия;
- наименование изготовителя или производителя (поставщика), принявшего декларацию;
- орган, её зарегистрировавший.
Длительность нахождения ранее приготовленной еды в специальных термосах ни в коем случае не должно быть больше 2 часов. Столько тара способна поддерживать соответствующую температуру, которая должна быть не меньше, чем при раздаче. При наличии специального санитарного паспорта разрешается транспортировка продуктов питания, перевозка сырых ингредиентов и уже приготовленных блюд должна производиться раздельно. В летние сезоны можно предложить родителям докупать сезонные фрукты за отдельную плату. В частных детских садах питание может стать проблемой из-за визитов санэпидемслужб, поэтому иногда родителям предлагают давать малышам еду с собой в контейнере, а в обед её разогревать, такую практику часто используют в Европе. Расход на питание нужно включать в ежемесячную стоимость садика.
Понедельник | |
1-й завтрак | Каша пшённая, батон с маслом, какао с молоком |
2-й завтрак | фрукт |
обед | Салат «Осень» |
полдник | Молоко, булочка веснушка |
ужин | Вермишель молочная, яйцо варёное, напиток смородиновый, хлеб пшеничный |
вторник | |
1-й завтрак | Омлет натуральный с кукурузой, батон с маслом и сыром, хлеб пшеничный |
2-й завтрак | сок |
обед | Салат из капусты с морковью, борщ на м\б со сметаной, рыба припущенная с овощами и сметанным соусом, рис отварной с маслом, компот из кураги, хлеб ржаной |
полдник | КМ напиток, манник |
ужин | Тефтели мясные, макароны с маслом, чай с лимоном, хлеб |
среда | |
1-й завтрак | Каша ячневая, батон с маслом, чай с молоком |
2-й завтрак | фрукт |
обед | Салат «Чиполлино» из лука, уха с зеленью, капуста тушённая с мясом, кисель из клюквы, хлеб ржаной |
полдник | Сок, рогалик сахарный |
ужин | Ленивые вареники, напиток из плодов шиповника, хлеб |
четверг | |
1-й завтрак | Каша «Солнышко» ( рис, пшено); батон с маслом и сыром, какао с молоком |
2-й завтрак | сок |
обед | Салат «Свёкла»(кусочками), суп с клецками, печень по-строгановски в сметанном соусе, гречка отварная рассыпчатая, компот из брусники, хлеб ржаной |
полдник | Чай с сахаром, мармелад |
ужин | Рыбные фрикадельки в сметано-томатном соусе, картофельное пюре, напиток из лимонов, хлеб |
пятница | |
1-й завтрак | Творожные сырники с изюмом и сгущённым молоком, батон с маслом, чай с лимоном |
2-й завтрак | фрукт |
обед | Салат «Морковный» с чесноком, суп щи со сметаной, биточки мясные, горошница с маслом, кисель черничный, хлеб ржаной |
полдник | КМ напиток, оладьи с джемом |
ужин | Каша пшеничная, компот из яблок, хлеб |
Отпуск готовой продукции
Согласно п. 16.17 СанПиН 2.4.1.2660-10 выдача готовой пищи в детском саду разрешается только после проведения приемочного контроля (проводится в основном органолептическим методом) бракеражной комиссией. В состав этой комиссии в обязательном порядке входят повар, представитель администрации автономного ДОУ, медицинский работник. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале — журнале бракеража готовой кулинарной продукции (приведен в Приложении 13 к указанным Санитарным правилам). Учтите, в журнале необходимо отмечать результат пробы каждого блюда, а не рациона в целом, обращая внимание на такие показатели, как внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенция, жесткость, сочность и др. Лица, проводящие органолептическую оценку пищи, должны быть ознакомлены с методикой проведения данного анализа. Данная Методика приведена в Приложении 6 к Контролю за организацией питания детей в детских дошкольных учреждениях (Методические рекомендации) .
Утверждены Минздравом СССР 13.03.1987 N 4265-87, N 11-4/6-33. Поскольку данный документ не отменен и взамен его не принят новый, им следует руководствоваться (Письмо Роспотребнадзора от 16.05.2007 N 0100/4960-07-32).
Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов пищи. С помощью осмотра определяют внешний вид пищи, а также ее цвет. Затем определяется запах пищи при той температуре, при которой употребляются блюда. При помощи органов осязания определяется консистенция продуктов. Кроме того, пища пробуется на вкус.
Оценив приготовленную пищу, бракеражная комиссия выставляет оценку, как правило, по пятибалльной шкале. Для получения объективного результата оценка дается по каждому из органолептических показателей: внешнему виду, цвету, запаху, вкусу, консистенции. Оценка может быть такой: «5» — отлично, «4» — хорошо, «3» — удовлетворительно, «2» — плохо. На основании оценок по каждому показателю определяется оценка блюда (изделия) в баллах как средняя арифметическая (результат вычисляется с точностью до одного знака после запятой).
Пример 4. Бракеражная комиссия автономного ДОУ в составе заведующей ДОУ (председатель комиссии), старшей медицинской сестры, члена педагогического совета и повара провела бракераж супа крестьянского со сметаной и поставила такие оценки: по внешнему виду — 5, цвету — 4, запаху — 5, вкусу — 4, консистенции — 5.