Безопасная налоговая нагрузка за 2021 год: показатели от ФНС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасная налоговая нагрузка за 2021 год: показатели от ФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.
Расчет налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:
- в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
- в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:
КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.
Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.
Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:
- учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
- учесть уплаченный НДФЛ;
- не включать в расчет страховые взносы.
В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:
- начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
- выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).
Что нужно запомнить о налоговой нагрузке
- Налоговая нагрузка бывает абсолютной и относительной. Абсолютная налоговая нагрузка — это общая сумма уплаченных бизнесменом обязательных платежей. Чтобы определить относительную налоговую нагрузку, нужно разделить эту сумму на выручку.
- Обычно для анализа используют относительную нагрузку, так как она позволяет оценить, насколько велико налоговое бремя для конкретного бизнеса.
- Если налоговая нагрузка бизнесмена ниже, чем средние показатели по отрасли или по региону, это может привлечь к нему внимание ФНС.
- Банки выявляют клиентов с низкой долей уплаченных налогов в расходах. Если операции клиента вызовут у банка подозрение в отмывании денег, банк может ограничить проведение операций по счету и установить дополнительный контроль за всеми операциями клиента.
- Если у вас есть объективные причины для снижения налоговой нагрузки, например льготы, лучше предупредите об этом банк. Это поможет избежать необоснованной блокировки счета по формальным признакам.

Коэффициент нагрузки по налогам
Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.
Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.
Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.
Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.
В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).
Негативные последствия при превышении указанного предела:
- Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
- Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
- Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.
Кому нужно знать величину налоговой нагрузки
Определение налоговой нагрузки и ее сравнение со среднеотраслевыми показателями — это элемент риск-ориентированного подхода налоговой службы к организации проверок. Чем ниже налоговая нагрузка налогоплательщика и чем больше она отклоняется от среднеотраслевого значения, тем выше вероятность назначения выездной ревизии.
Поэтому имеет смысл периодически самостоятельно определять свою налоговую нагрузку и сравнивать ее с нормативными показателями. Это поможет оперативно реагировать на возможные претензии со стороны ИФНС. В том числе своевременно и со ссылками на конкретные обстоятельства и экономические расчеты пояснить низкую налоговую нагрузку. В конечном итоге, это может помочь избежать выездной проверки.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Некоторые послабления для клиентов банков
До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.
Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:
- Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
- Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
- Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
- Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.
Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:
Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.
Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Как банки контролируют налоговую нагрузку
Налоговую нагрузку бизнесменов проверяют не только налоговики, но и банки. В соответствии с законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ кредитные организации должны контролировать своих клиентов и выявлять незаконные операции.
Отсутствие обязательных платежей или их символический размер может говорить о том, что компания создана для уклонения от налогов или «отмывания» средств, полученных преступным путем.
Банки при анализе ориентируются на долю уплаченных налогов и других обязательных платежей в общих расходах со счета компании. В соответствии с Методическими рекомендациями ЦБ РФ от 21.07.2017 N 18-МР эта доля должна быть не менее 0,9%.
Но для безопасности лучше, чтобы платежи по налогам были примерно 1,2% — 1,5% или более от оборотов по счету. Дело с том, что ЦБ РФ рекомендует банкам обращать внимание не только на тех, кто платит налогов меньше 0,9% от общих расходов, но и на бизнесменов, которые точно выдерживают этот норматив, или незначительно превышают его.
Иногда банки формально подходят к оценке своих клиентов и при любых подозрениях сразу блокируют счета. Это может стать причиной серьезных проблем у вполне законопослушных компаний или ИП.
Например, бизнесмен может пользоваться налоговыми льготами. В частности, налоговые каникулы для предпринимателей-новичков предусматривают полное освобождение от оплаты за патент или от «упрощенного» налога в первые два года работы.
Также налогоплательщик может открыть несколько счетов в разных банках, а платежи в бюджет перечислять только через один из них.
Чтобы избежать блокировки счета по формальным признакам, нужно учитывать подход своего банка к оценке клиентов и своевременно давать кредитной организации всю необходимую информацию.
Если бизнесмен получил налоговую льготу, то лучше сразу сообщить об этом в банк. Если же компания работает с разными кредитными организациями, а перечисляет налоги только с одного счета, то целесообразно высылать в остальные банки копии платежек.
«Исходя из принимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета, можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в следующем бюджетном цикле будет возрастать как за счет роста ставок отдельных налогов и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования», — прогнозируют эксперты Российского экономического университета им. Плеханова.
Михаил Шмаков о население ощущает на себе рост фискальной нагрузки через:
- повышение сумм штрафов;
- рост цен на бензин;
- налоги на владельцев жилья и земли, исходя из кадастровой стоимости имущества.
Контроль допустимого уровня нагрузки
Мало рассчитать нагрузку и сравнить ее с установленной нормой. Чтобы не давать поводов для проверок налоговой, нагрузка должна адекватно соотноситься с показателями предыдущих отчетных периодов.
Сейчас у налоговых органов есть право просматривать сведения за предшествующие три года и принимать их во внимание. Если нынешняя нагрузка будет резко отличаться от показателей за предыдущие годы, ИФНС потребует объяснить такую разницу или отправится к вам с личной проверкой.
Кто и зачем следит за налоговой нагрузкой
Налоговая нагрузка — это сумма налогов и сборов, которые организация или ИП выплатили за определённый период. Показатель отслеживают налоговая служба и Банк России с помощью кредитных организаций. Банки проверяют не только факт уплаты налогов, а также полноту и достаточность перечисляемых сумм в бюджет.
Любой банк следует нормам 115-ФЗ : анализирует операции компании и выявляет сомнительные, предполагаемая цель которых — обналичивание или вывод капитала за рубеж. Один из критериев оценки деятельности организации — как раз налоговая нагрузка, а именно доля уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет РФ от общей суммы расходных операций по расчётному счёту.
Если ваши платежи в казну несоизмеримы с вашим оборотом, это вызовет вопросы.