Аренда муниципального имущества. УСН и НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда муниципального имущества. УСН и НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Передача имущества в аренду на территории РФ является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом если арендуется недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (далее — государственное имущество), то арендатор признается налоговым агентом по НДС.

Порядок исчисления и уплаты налога

Обязанности налогового агента возникают у арендатора:

  • если в качестве арендодателя выступает орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если арендодателями выступают орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или местного самоуправления (Письма ФНС России N ММ-6-03/404@ , N 03-1-03/926/11 ).

Изменение размера арендной платы за прошлый период

На практике возникают ситуации, когда размер арендной платы изменяется в текущем периоде, но относится к установленному размеру аренды за прошлый период. При изменении размера аренды в сторону повышения у организации в бухгалтерском учете образуется внереализационный расход на дату внесения изменений в заключенный договор аренды: Дебет 91-2 Кредит 76.

В целях исчисления налога на прибыль увеличенный размер арендной платы включается организацией на дату подписания соглашения в состав внереализационных расходов как убытки прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем (налоговом) периоде (п. 2 ст. 265 НК РФ). При перечислении дополнительной платы за аренду налоговый агент удерживает, перечисляет в бюджет и принимает НДС к вычету. Внесение изменений в налоговые декларации не требуется, так как фактическая доплата за аренду произведена в текущем году.

В случае если размер аренды изменен в меньшую сторону, в бухгалтерском учете арендатора возникает внереализационный доход, отражаемый на счетах бухгалтерского учета записью: Дебет 76 Кредит 91-1. На ту же дату излишнюю сумму вычета по НДС нужно отразить методом сторно: Дебет 68 Кредит 19 — восстановлена сумма НДС, излишне принятая к вычету в прошлом году.

При этом у организации образуются переплата налога, уплаченного налоговым агентом, и недоимка (как у плательщика НДС). Произвести зачет в этой ситуации не представляется возможным (Письмо УМНС по г. Москве от 27.08.2002 N 20-08/46737). Это подтверждают и решения судов (см., например, Постановление ФАС СЗО от 01.06.2004 N А56-48129/03). По мнению судей, исполнение обязанностей налогоплательщика нельзя приравнивать к исполнению обязанностей налогового агента, и порядок возмещения НДС не предусматривает возможности зачесть обычный налог с агентским, который уплачивается за другие фирмы. Однако налогоплательщики вправе представить в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Организация должна сдать уточненные налоговые декларации за все предыдущие налоговые периоды, в которых был произведен перерасчет арендной платы. На имеющуюся переплату арендной платы в текущем периоде счета-фактуры не оформляются, так как они были выставлены ранее по факту перечисления налога в бюджет. На основании этих ранее выставленных счетов-фактур можно принять НДС к вычету в текущем году.

Обязанности налогового агента

Если организация арендует федеральное имущество, имущество субъектов РФ или муниципальное имущество (далее – госимущество), то она в ряде случаев становится налоговым агентом по НДС с сумм арендной платы. Ведь исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость возложено на арендатора имущества. Причем обязанности налогового агента придется исполнять, даже если организация сама не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты данного налога (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, ст. 145 НК РФ).

При оказании организацией, в том числе бюджетным учреждением, услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за ней на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация. Такое разъяснение приведено в письме Минфина России от 10.05.2012 № 03-07-11/140.

В то же время при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального имущества казенными учреждениями эти учреждения уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет не должны. Данный порядок следует из подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, вступившего в силу с 1 января 2012 г., согласно которому оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС (письмо Минфина России от 27.03.2012 № 03-07-11/86).

При аренде муниципального имущества у казенных учреждений НДС не уплачивается. Даже если договор аренды заключен не напрямую с казенным учреждением.

Минфин России разъяснил, что в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения НДС, арендаторы имущества НДС не уплачивают. Это правило действует, в том числе в случае заключения договора аренды с муниципалитетом, который владеет казенным учреждением на праве оперативного управления (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2017 г. № 03-07-11/43774).

В рассмотренном примере организация просит дать разъяснения по поводу необходимости исполнения ей функций налогового агента по НДС при оплате услуг по договору аренды имущества муниципального образования. При этом организация арендует часть нежилого помещения у Администрации города, причем в договоре отражено, что здание закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением. Арендодателем по договору аренды является Администрация города, а участие казенного учреждения в качестве третьей стороны договора не предусмотрено.

Нюансы уплаты НДС при аренде госимущества

При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Согласно НК РФ единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации — расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС.

Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, поскольку при определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом.

При этом арендодатели дополнительно не рассчитывают сумму налога, ограничиваясь пометкой в договоре о том, что сумма арендной платы указана без НДС.

Арендатору следует иметь в виду, что обязанности НДС-агента ему придется исполнять в любом случае, ведь передача имущества в аренду на территории России является объектом данного налога (п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Кроме того, сумму налога при этом придется прибавить к сумме, указанной в договоре, исходя из ставки 18% и перечислить в бюджет из собственных средств.

Читайте также:  Все об индивидуальном предпринимателе

Арендатору имеет смысл инициировать внесение в договор необходимых изменений. Для этого достаточно заключить дополнительное соглашение к нему с указанием суммы налога, которая в составе арендной платы причитается муниципальному собственнику.

Агентский НДС и условия договора

Следует иметь в виду, что при возложении на арендатора госимущества агентских обязанностей он должен выполнить их даже в том случае, если сам не является плательщиком НДС. Например, освобожден от уплаты налога в соответствии со статьей 145 НК РФ или применяет специальные режимы налогообложения.

При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Согласно положениям НК РФ, единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации – расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС. Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, и вот почему. При определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом. Дополнительным расчетом суммы налога казенные арендодатели озадачиваются редко. Чаще всего в договоре просто отмечено, что сумма арендной платы указана без НДС. А то и вовсе нет ни слова о налоге.

Арендатору в таком случае важно четко понимать две вещи. Во-первых, обязанности НДС-агента ему придется исполнять все равно. Ведь передача имущества в аренду на территории России является объектом данного налога (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А во-вторых, налог при этом придется накрутить на указанную в договоре сумму, исходя из ставки 18 процентов, и перечислить в бюджет из собственных средств.

Можно сколь угодно долго спорить о справедливости требований налоговиков, однако гораздо дешевле во всех смыслах воспользоваться нехитрым приемом, который давно прижился в отношениях по аренде госимущества.

Арендатору имеет смысл инициировать внесение в договор необходимых изменений. Для этого достаточно заключить дополнительное соглашение к нему с указанием суммы налога, которая в составе арендной платы причитается муниципальному собственнику.

Пунктом 3 статьи 161 главы 21 НК РФ установлено, что при реализации на территории РФ услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом этого налога, причем налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговые органы при применении указанной нормы считают, что налоговый агент должен уплачивать НДС независимо от фактической выплаты арендной платы. Насколько правомерна такая позиция, рассматривали в …

29.08.2007

Пунктом 3 статьи 161 главы 21 НК РФ установлено, что при реализации на территории РФ услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом этого налога, причем налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговые органы при применении указанной нормы считают, что налоговый агент должен уплачивать НДС независимо от фактической выплаты арендной платы. Насколько правомерна такая позиция, рассматривали в Постановлении ФАС Северо-Западаного округа от 28 июня 2004 года № А05-13524/03-12

«Как видно из материалов дела, в 2001 — 2002 годах Общество являлось арендатором муниципального имущества (нежилых помещений) по договорам аренды от 14.11.2000 27.11.99 N 03-05/892-01 и от 10.01.2001 N 03-05/881-02, заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Северодвинска.

В мае — июне 2003 года налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, за период с 01.07.2000 по 31.12.2002, результаты которой отражены в акте от 11.06.2003 N 32-05/57 ДСП.

В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в том числе неполная уплата налога на добавленную стоимость в январе — декабре 2001 года и январе — декабре 2002 года. Причиной неполной уплаты налога, по мнению налогового органа, явилось неисполнение Обществом, как налоговым агентом, обязанности по ежемесячному исчислению и уплате в бюджет налога с сумм арендной платы, подлежащей ежемесячному перечислению арендодателю по условиям договоров аренды муниципального имущества (нежилых помещений) от 14.11.2000 27.11.99 N 03-05/892-01 и от 10.01.2001 N 03-05/881-02. Общество исчисляло и уплачивало в бюджет суммы налога на добавленную стоимость только с сумм фактически перечисляемой арендодателю арендной платы в периодах ее фактической выплаты.

На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 03.07.2003 N 32/2578, в том числе о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в виде взыскания 7180,46 руб. штрафа.

Поскольку направленное Обществу требование о добровольной уплате штрафа не исполнено, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.

Суд во взыскании 7180,46 руб. штрафа отказал, признав неправомерным привлечение Общества как налогового агента по статье 122 НК РФ, и кассационная инстанция считает такое решение суда законным и обоснованным.

Статья 9 НК РФ определяет круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к которым отнесены в том числе налогоплательщики и налоговые агенты.

Согласно пункту 1 статьи 9 и статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Понятие налогового агента приведено в статье 24 НК РФ. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 НК РФ права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются Кодексом.

В статьях 21, 23 и 24 НК РФ перечислены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.

Так, согласно пункту 3 статьи 24 НК РФ налоговый агент обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги, а в пункте 4 названной статьи предусмотрена обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 НК РФ).

Ответственность налоговых агентов установлена в статье 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации конкретизирует общие принципы и правила, закрепленные частью первой Кодекса, применительно к конкретным видам налогов.

Пунктом 3 статьи 161 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установлено, что при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом этого налога, причем налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

Арендаторы по договорам аренды перечисленного имущества признаются налоговыми агентами.

Указанные лица обязаны исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога.

Физическое лицо должно уплачивать НДС, если оно занимается предпринимательской деятельностью по сдаче собственных нежилых помещений в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данная позиция поддерживается ФНС России и судебными органами (например, Информация Федеральной налоговой службы от 4 октября 2021 года, Определение СК по административным делам ВС РФ от 20.07.2018 года № 16-КГ18-17, Определение ВС РФ от 01.08.2018 № 301-КГ18-6363).
Физическому лицу-арендодателю можно получить статус индивидуального предпринимателя и сразу перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом следует отметить, что при наличии факта получения физическим лицом дохода от предпринимательской деятельности (арендные платежи) в период, когда оно не имело статус ИП, риск доначисления ему НДС, пени, штрафов за соответствующий период сохраняется (например, Определение ВС РФ от 01.08.2018 № 301-КГ18-6363).

Читайте также:  Как провести электричество на участок

НДС при аренде муниципального имущества

Порядок расчета, удержания и перечисления сумм НДС отражен в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Налогооблагаемая база в случае аренды муниципального имущества рассчитывается, как сумма самой арендной платы плюс сумма НДС.

НДС при аренде муниципального имущества учитывается и рассчитывается отдельно по каждому объекту аренды, исходя из расчетной ставки указанной в налоговом кодексе.

После расчета НДС сумму налога удерживают из доходов арендодателя и перечисляют в бюджет не позже двадцатого числа месяца, следующего за законченным налоговым периодом.

Налоговым периодом для налоговых агентов считается календарный месяц.

Организации, применяющие упрощенку, не являются плательщиками НДС, в связи с этим использовать налоговый вычет по НДС не имеют права. Сумма уплаченного НДС учитывается в расходной части, это относится к организациям, уплачивающих единый налог с объекта налогообложения доходы — расходы.

Налоговые агенты по уплате НДС должны подавать в налоговые органы декларации по НДС не позже двадцатого числа месяца, идущего за прошедшим налоговым периодом.

Если предприятие не выплачивает арендные платежи в течение месяца (налогового периода), то обязательств по уплате НДС с аренды не возникает.

Одновременно с удержанием из доходов (арендная плата) арендодателя НДС, арендатор, в том числе использующий упрощенку, обязан оформить счет-фактуру датированный датой выплаты дохода арендодателю. В счет-фактуре указывается полная сумма платы за аренду с учетом НДС и делается пометка об аренде муниципального имущества. В строке поставщик пишется наименование организации-арендодателя.

НДС при аренде муниципального имущества перечисляется в бюджет в день, перечисления дохода (арендная плата) арендодателю. Счет-фактура на аренду муниципального имущества регистрируется в книге продаж в этот же день.

За разъяснениями по своевременному и полному исчислению и перечислению сумм НДС, удержанных с доходов арендодателей, при аренде объектов муниципального имущества, обращайтесь к специалистам имеющим опыт в данной области. Они проконсультируют вас по вопросам учета и оформления операций, связанных с арендой муниципального имущества.

Год 2022-й: смотрим, что изменилось

С 1 января 2022 г. при совершении операций, которые не облагаются НДС по ст. 149 НК РФ, больше не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и продаж .

Но поправки не отменили необходимость подачи НДС-декларации налоговыми агентами, причем даже если у них были только необлагаемые операции. Для всех налоговых агентов сделано послабление лишь относительно формы подачи декларации: ее можно сдать в бумажном виде (а не в электронном) . Распространяются такие правила и на арендаторов муниципальных земельных участков .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Думинская Ольга Сергеевна — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«Все спецрежимники, которые являются налоговыми агентами по НДС при аренде муниципальных земельных участков, хотя и не выставляют с 2022 г. счета-фактуры, но по-прежнему должны заполнять раздел 7 декларации по НДС. Причем независимо от того, в каком виде сдается декларация — в электронном или на бумаге.

Так что в этом году сохраняется обязанность по сдаче в ИФНС декларации по НДС у упрощенцев и вмененщиков, арендующих муниципальные или федеральные земельные участки».

Напомним, что сдать декларацию нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть за I квартал 2022 г. декларацию нужно сдать не позднее 21 апреля (поскольку 20 апреля — воскресенье) .

В ней, разумеется, нужно заполнить титульный лист. И посмотрим, что же надо указывать в разделе 7 декларации:

  • в графе 1 раздела 7 — код операции 101025118;
  • в графе 3 раздела 7 «Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС (руб.)» по строке 010 — сумму арендной платы.

Раздел 2, в котором налоговые агенты отражают суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, заполнять не требуется.

Применять новый стандарт ФСБУ 25/2018 для учёта аренды с 2022 года должны все компании, которые предоставляют или получают имущество во временное пользование.

Не применяется стандарт при аренде следующего имущества (п.3):

  • объектов интеллектуальной собственности, материальных носителей, знаков обслуживания и товарных знаков.
  • недр земли для геологоразведки и добычи полезных ископаемых;
  • объектов концессионного соглашения.

Что указывать в бухгалтерской отчётности касательно аренды

Арендатору и арендодателю необходимо в бухотчётности раскрывать различную информацию о влиянии аренды на финансовое положение компании. Данные об активах и обязательствах предоставляются развернуто без взаимоисключения (п. 43, п. 44).

Читайте также:  Минтруд ввел новые правила и нормы выдачи СИЗ работникам

Раскрытию подлежат с учётом существенности (п. 45):

  • Правила расчёта переменных арендных платежей.
  • Основание и порядок расчёта процентной ставки.
  • Порядок начисления процентов на задолженность по аренде.
  • Затраты на улучшение предмета аренды и порядок их компенсации.
  • Ограничения использования предмета аренды (в том числе связанные с финансовыми показателями).
  • Другие сведения договоров аренды, которые влияют на финансовое положение компании.

Дополнительно арендатор должен раскрывать (п. 46):

  • Сведения о применении права на упрощённый учет обязательств по аренде в соответствии с пунктом 11
  • Сведения в отношении ППА — по аналогии с собственными активами.
  • Дополнительные затраты арендатора, которые связаны с предметом аренды.
  • Информацию о пересмотре обязательств по аренде и фактической стоимости.
  • Информацию о расходах и будущих арендных платежах арендатора — если арендатор может воспользоваться возможностями, которые предусмотрены в пункте 11.

Также предусмотрены и для арендодателя данные, которые ему необходимо раскрыть (п. 47):

  • Сведения о чистой и валовой стоимости инвестиций в финансовую аренду.
  • Сведения о значительных изменениях чистой стоимости инвестиций в финансовую аренду.
  • Общий размер дохода по операционной аренде с выделением переменных платежей.
  • Потенциальные денежные потоки, связанные с планируемым выкупом предмета аренды по окончании срока аренды.
  • Доходы и расходы, связанные с выбытием предмета аренды.
  • Организация управления рисками, связанными с правами на предмет аренды.

Порядок уплаты НДС налоговым агентом

Но при заполнении счета-фактуры и книги продаж вам все равно нужно указать налоговую базу в соответствии с НК, то есть арендную плату с учетом налога.

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности, как траты, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в подписанном контракте (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99).

При оформлении платежного поручения на уплату НДС в бюджет в поле 101 «Статус составителя» заполняется код 02 «налоговый агент».

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

В п.1 ст.125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющим статус этих органов.

Арендованный объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Как указано в п.1 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Вне зависимости от режима налогообложения организации или ИП, приобретая государственное имущество или арендуя его, становятся налоговыми агентами. Однако для приобретения статуса налогового агента при совершении сделок с госимуществом также необходимо соблюдение определенных условий, рассмотренных в статье.

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

Уплата налога в общем случае

Для большинства организаций и предпринимателей, которые по закону должны платить НДС, действует такой порядок:

  • по окончании отчётного квартала исчисляется сумма налога;
  • сумма делится на три равные части;
  • каждая из частей переводится в бюджет до 28 числа включительно каждого из трех месяцев следующего квартала;
  • если 28 число выпадает на нерабочий день, крайний срок передвигается на первый идущий за ним рабочий.

Приведём пример. Компания рассчитала НДС за 2 квартал — он составил 99 000 рублей. Сроки уплаты НДС за 2 квартал 2023 года будут такими:

  • 33 000 рублей — 28 июля;
  • 33 000 рублей — 28 августа;
  • 33 000 рублей — 28 сентября..

Право пользования активом (ППА)

Право пользования активом признается по фактической стоимости, которая включает:

  1. величину первоначальной оценки обязательства по аренде;
  2. лизинговые платежи, уплаченные авансом по состоянию на дату предоставления предмета лизинга;
  3. затраты лизингополучателя, связанные с поступлением предмета лизинга и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;
  4. величину подлежащего исполнению лизингополучателем оценочного обязательства (по демонтажу, перемещению предмета лизинга, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета лизинга до требуемого договором лизинга состояния).

Лизингополучатель, который вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать затраты, указанные в п. 3 и п. 4, в составе расходов периода и рассчитывать фактическую стоимость права пользования активом только исходя из первоначальной оценки обязательства по аренде и лизинговых платежей, уплаченных авансом по состоянию на дату предоставления предмета лизинга. Если предмет лизинга по характеру его использования относится к группе основных средств, по которой принято решение о проведении переоценки, то соответствующее право пользования активом также переоценивается.

Стоимость права пользования активом погашается посредством амортизации. Срок полезного использования права пользования активом не должен превышать срок лизинга, если не предполагается переход к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Обработка «Закрытие месяца» (рис. 9 — 11):

  • Раздел: ОперацииЗакрытие месяца (рис. 9).
  • Установите месяц закрытия (Январь 2022). Кнопка Выполнить закрытие месяца.
  • Если необходимо признать в расходах по НУ лизинговый платеж без полного закрытия месяца, то по ссылке с названием регламентной операции Признание в НУ арендных платежей выберите Выполнить операцию. Но для отражения в учете признания отложенных налогов в связи с возникновением в БУ и НУ разных объектов учета необходимо выполнить все регламентные операции обработки Закрытие месяца.

Обработка «Закрытие месяца» (рис. 17 — 20):

  • Раздел: ОперацииЗакрытие месяца (рис. 17).
  • Установите месяц закрытия (Февраль 2022). Кнопка Выполнить закрытие месяца.
  • Если необходимо начислить амортизацию и/или признать в расходах по НУ арендный платеж без полного закрытия месяца, то по ссылке с названием регламентной операции Амортизация и износ основных средств или Признание в НУ арендных платежей выберите Выполнить операцию. Но для отражения в учете признания отложенных налогов в связи с возникновением в БУ и НУ разных объектов учета необходимо выполнить все регламентные операции обработки Закрытие месяца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *