Пенсия по потере кормильца в 2023 году: размер, кому назначают и как оформить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия по потере кормильца в 2023 году: размер, кому назначают и как оформить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Прежде чем разобраться в том, что же представляет собой пенсия по потере кормильца, необходимо дать понятие, определить какие виды пенсии по потере кормильца существуют в нашем законодательстве.

Начнем с того, что понятие пенсии по потере кормильца само за себя говорит, что это пенсия назначается в случае потери лица, который являлся в семье основным «добытчиком» или как принято говорить кормильцем, то есть лицом которое приносило основной доход в семью.

Как такового закрепленного в законе понятия пенсии по потере кормильца нет, его можно только сформулировать исходя из положений законодательства о пенсиях.

Пенсия по случаю потери кормильца как вид социального обеспечения представляет собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую нетрудоспособным членам семьи, утратившим источник средств к существованию в связи со смертью кормильца, в целях компенсации этих средств[[3]].

Спорным в науке права социального обеспечения считается мнение об отнесении семьи к субъектам пенсионного права[[4]]. Однако следует заметить, что по российскому законодательству получателем пенсии по случаю потери кормильца фактически является нетрудоспособный член семьи[[5]]: заявление о назначении пенсии подается лично членом семьи или его представителем, решение выносится также в отношении каждого подавшего заявление члена семьи, расчет пенсии осуществляется в отношении каждого члена семьи в отдельности. Вместе с тем при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца учитывается количество нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на эту пенсию, что, впрочем, не превращает семью в субъект пенсионного правоотношения.

Пенсия по случаю потери кормильца может назначаться нетрудоспособным членам семей граждан из числа:

— застрахованных лиц (страховая пенсия по случаю потери кормильца);

— военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; космонавтов (государственная пенсия по случаю потери кормильца)[[6]];

— нетрудоспособных граждан (социальная пенсия по случаю потери кормильца).

Таким образом выделяется 3 вида пенсии по потере кормильца, каждую из которых мы подробнее рассмотрим в следующих параграфах настоящей главы.

Конституция РФ[[7]] гарантирует каждому человеку социальное обеспечение в случае потери кормильца и предусматривает, что государственные пенсии устанавливаются законом. Реализуя эти конституционные требования, законодатель принял несколько федеральных пенсионных законов, устанавливающих в том числе условия предоставления соответствующего вида пенсии.

Выбор закона, применимого в каждом конкретном случае, зависит от правового статуса кормильца. Если он был застрахован в рамках обязательного пенсионного страхования, пенсия назначается по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[8] (далее — Закон о страховых пенсиях).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[[9]] признает потерю кормильца страховым случаем, а одноименную пенсию — обязательным страховым обеспечением. Законодатель не требует, чтобы кормилец имел статус застрахованного лица на дату его потери. Право на пенсию не зависит от продолжительности страхового стажа кормильца, а также (по общему правилу) от причины и времени наступления его смерти (п. 10 ст. 10 Закона о страховых пенсиях). Назначению страховой пенсии препятствует лишь полное отсутствие страхового стажа. В этом случае проверяется право на социальную пенсию по случаю потери кормильца. Не страховая, а лишь социальная пенсия может быть назначена также, если претендующий на нее член семьи совершил установленное в судебном порядке уголовно наказуемое деяние, повлекшее смерть кормильца (п. 11 ст. 10).

При наличии у кормильца статуса военнослужащего применяются нормы двух Законов: Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих[[10]]) и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[[11]] (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении). Понятие «военнослужащие» употребляется в пенсионном законодательстве в собирательном смысле, объединяющем граждан, проходивших собственно военную службу (в том числе по призыву), службу в государственных органах, а также прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета и таможенных органов Российской Федерации[[12]].

Статус кормильца как военнослужащего в целях пенсионного обеспечения его семьи сохраняется, если он умер (погиб) не только во время прохождения службы, но и не позднее трех месяцев со дня увольнения с нее либо позднее этого срока, однако вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а для семей пенсионеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения ее выплаты[[13]].

Законом о государственном пенсионном обеспечении (ст. 7.1) установлены условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей.

Статья 10 того же Закона особо выделяет статус граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в частности получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации ее последствий. Право на пенсию по случаю потери кормильца предусмотрено для членов семей следующих категорий умерших граждан:

— инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— участников ликвидации последствий этой катастрофы в зоне отчуждения;

— граждан, которые были заняты на эксплуатации АЭС и работах в зоне отчуждения. Хотя в Законе о государственном пенсионном обеспечении конкретно говорится лишь о «чернобыльцах» и их семьях, следует согласиться со специалистами, что на равных основаниях должно осуществляться пенсионное обеспечение и тех граждан, на которых законодателем распространено действие «чернобыльского» Закона. Соответственно, и членам семей этих граждан пенсии по случаю потери кормильца должны назначаться по правилам, установленным Законом о государственном пенсионном обеспечении для семей «чернобыльцев», если они отвечают требованиям, установленным для этих семей.

Исходя из принципа всеобщности пенсионного обеспечения, законодатель предусматривает пенсии по случаю потери кормильца, который не имеет определенного правового статуса либо статус которого не подтвержден надлежащим образом. В этих случаях может быть назначена социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении.

Читайте также:  Размер госпошлины за развод в 2023 году

Подавляющее большинство получателей пенсий по случаю потери кормильца — дети, потерявшие родителей из числа застрахованных граждан. Согласно ст. 3 Закона о страховых пенсиях эта пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата нетрудоспособным членам семьи застрахованного лица, которая компенсирует заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, утраченные в связи с его смертью, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными этим Законом. Там же сказано, что как нетрудоспособность, так и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений предполагаются и не требуют доказательств.

Перечень лиц, обладающих правом получать социальную пенсию по случаю потери кормильца

Нетрудоспособным гражданам, потерявшим единственного кормильца, назначается фиксированная денежная выплата. К такой категории населения относятся:

  1. дети, которые не достигли 18-ти летия и потеряли одного или обоих родителей;
  2. дети (возраст которых превысил 18 лет), обучающиеся в образовательных учреждениях по ФГОС и потерявшие родителя(ей). Перечисления пособия будут осуществляться до окончания обучения, но без возрастного превышения — 23 лет.
  3. дети, у которых умерла мать-одиночка;
  4. супруги и родители, имеющие инвалидность (согласно медицинской экспертизе) и достигшие 55-ти летия (женщины) и 60-ти летия (мужчины).
  5. ближайшие родственники (братья/сестры/внуки), возраст которых младше 18 лет, не имеющие родителей, которые могли бы их обеспечивать или же являющиеся инвалидами с детства.
  6. бабушки/дедушки, не имеющие иных доходов;

Необходимые документы

Как в случаях потери кормильца, так и при других обстоятельствах, государственная поддержка в виде социальной пенсии назначается пенсии при соблюдении определенных условий и предъявлении необходимого пакета документов, таких как:

  • паспорт;
  • документ, свидетельствующий о рождении ребенка;
  • удостоверение личности представителя;
  • акт о смерти кормильца или решение суда об объявлении умершим;
  • официальные документы, которые подтверждают наличие родственных связей (выписки из ЗАГС, справки об усыновлении и т.д.);
  • справка из учебного заведения о прохождения обучения на очном отделении, с указанными в ней датой зачисления и завершения учебы, номером приказа.
  • для детей, не достигших 14-ти летия открывается банковский счёт, для перечисления денежных средств.

Пробелы в законных и подзаконных актах

В широком смысле претендовать на пенсию может иждивенец, единственным финансовым источником которого были доходы кормильца. В прикладном же смысле круг иждивенцев сужается до тех, кто находился с кормильцем в брачно-родственных узах и на момент смерти кормильца материально от него зависел в силу собственной нетрудоспособности. Это родители, дети, супруги и родственники первой очереди.

В данном вопросе имеется гигантская лакуна, т.е. пробел законодательства. В нем абсолютно не учтены интересы потенциальных иждивенцев. Легче всего это будет рассмотреть на простом примере. Что такое пенсия по случаю потери кормильца

Николай С. умер в 25 лет. Он был единственным сыном 45-летней, трудоспособной Татьяны С. Из-за стресса, вызванного смертью сына, Татьяна С. перенесла инсульт и стала нетрудоспособной. Если бы Николай жил, то он стал бы кормильцем матери. Однако по действующему законодательству Татьяне не назначили пенсию по утрате кормильца, т.к. ей назначена пенсия по состоянию здоровья. При этом не берется во внимание тот факт, что этой пенсии Татьяне не хватает для нормального лечения и проживания. При этом законодатель в законе о страховых пенсиях предусматривает, что мать может претендовать на пенсию по утрате кормильца независимо от того, когда имела место смерть, если она утратила источник финансовых поступлений. Татьяна С., с точки зрения закона, имеет источник материального дохода в виде пособия по инвалидности.

Еще одной лакуной можно считать непроработанность самого понятия «потеря». Сейчас оно трактуется только как смерть (либо отсутствие без вести) кормильца. Но потерять кормильца можно и иными способами. К примеру, если кормилец тяжело заболел либо был призван в армию. Его иждивенцы вынуждены будут терпеть нужду точно так же, как и в случае смерти кормильца. Социальное пособие в случае призыва будет выплачиваться только детям призывника, в то время как на его иждивении могут находиться другие родственники. Как исчисляется пенсия

Остается надеяться, что законодательные лакуны будут устранены.

Дополнительные сведения

Кроме того, подобная возможность поддерживается посредством принудительной государственной силы. Так, абсолютно каждому гражданину, являющемуся носителем юридического права субъективной природы на определенную разновидность социальной поддержки, со стороны государства предоставляются гарантии реализации данного права через принудительное обеспечение в соответствующих ситуациях исполнения обязанности юридической направленности по его предъявлению органам власти. Именно поэтому пенсионные правоотношения предполагают недопущение отказа в плане удовлетворения права на тот или иной вид пенсии по причине отсутствия, к примеру, в распорядительной документации соответствующего исполнительного органа, который обязан предоставить материальную поддержку, денежных средств. Важно дополнить, что подобный отказ так или иначе приведет к принятию принудительных мер в целях исполнения данным органом возложенных на него обязанностей.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле24:
ПК=ПК/(Т• К)/КН+Б , где:
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2012 году он составляет 216 месяцев, начиная с 2013 года – 228 месяцев;
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
При этом учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.
Если умершему кормильцу на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости либо трудовая пенсия по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца по желанию нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца может быть определен из указанного размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера)25.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери определяется исходя из увеличенного вдвое расчетного пенсионного капитала умершей матери либо из установленного умершей одинокой матери на день ее смерти размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера этой части) или размера трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера этой пенсии), который увеличен вдвое.
Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Таблица 1

Права и обязанности ПФР в материальных правоотношениях

В 1921г. было утверждено Положение о Наркомате социального обеспечения (Наркомсобесе), согласно которому на него возложено высшее руководство делом социального обеспечения и социальной взаимопомощи, а равно делом организации управления учреждениями социального обеспечения.

Правосубъектность органов, осуществляющих функции пенсионного обеспечения, возникает с момента наделения их необходимой компетенцией в качестве юридических лиц и прекращается в связи с ликвидацией или передачей этой компетенции другим органам (например, от органов социальной защиты органам ПФР).

Как уже отмечалось во второй главе, правосубъектность Пенсионного фонда РФ как органа, выплачивающего трудовые и социальные пенсии, возникла с момента официального опубликования Указа Президента РФ от 27.09.2000г. №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», т.е. с 30 сентября 2000, когда он был напечатан в «Российской газете» №189.

Читайте также:  Коллекторы — 2023. Что могут, что запрещено?

Этим Указом ПФР и его территориальным органам были переданы полномочия по выплате государственных пенсий впредь до принятия соответствующего федерального закона. Предписание Указа Президента РФ выполнено -данные функции закреплены за ПФР Федеральными законами от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (глава V) и от 15.12.2001г.

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно ст. 13 ФЗ от 15.12.2001г. страховщик обязан своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также некоторые другие виды пенсий, установленные законодательством РФ, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не аботавших на день смерти. А в ст.

Особенности правоотношений по получению социальных пенсий

Последние несколько лет в ходе реформирования пенсионной системы Российской Федерации, как у молодых граждан, так и у людей в возрасте с уст не сходит понятие «страховой пенсии». Но многие забывают, что право на такую выплату есть не у всех.

В случае отсутствия права на иной вид государственной поддержки назначается социальное пенсионное обеспечение. Оно представляет собой ежемесячные денежные выплаты, с целью обеспечения социально незащищенных слоев населения, при отсутствии у них иных источников дохода[17].

Выделяют 3 вида пенсионного обеспечения:

По старости. Право на нее имеют лица, достигшие определенного возраста, являющиеся как гражданами Российской Федерации, так и лицами без гражданства. Также право на такую выплату имеют граждане из числа малочисленных народов Севера.

По случаю потери кормильца. Такая выплата положена несовершеннолетним детям, потерявшим как одного, так и обоих родителей.

По инвалидности. Положена инвалидам 1, 2 и 3 группы, а также детям-инвалидам.

Можно ли одновременно получать страховую и социальную пенсию по потере кормильца?

Да, можно. Такое право установлено для некоторых категорий пенсионеров (выдержка из Статьи 3 Закона N 166):

  1. родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:
    • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
  2. вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:
    • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
  3. гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Закона N 166. К ним относятся нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения). Им могут устанавливаться:
    • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
    • или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
  4. членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Возникновение пенсионной правоспособности и дееспособности

Целесообразным будет рассмотреть вопрос о возникновении пенсионной правоспособности и дееспособности в отношении гражданина. Кроме того, важно узнать, каким образом она отличается непосредственно от гражданской.

В процессе определения видового назначения правоспособности лиц в качестве потенциальных участников правоотношений по пенсионному обеспечению основополагающим фактом является то, каким образом предоставлено соответствующее право: как сотрудникам определенной организации, учитывая их трудовую деятельность, или же как общественным деятелям, невзирая на их трудовой стаж. Так, в первом случае индивидам предоставляется трудовая пенсия, а во втором – социальная. При выплате трудовой пенсии обязательной предпосылкой для участия в соответствующих правоотношениях служит специальная правосубъектность в качестве неразрывного единства данной правоспособности, носящей пенсионный характер, и аналогичной дееспособности, которые абсолютно точно совпадают с правосубъектностью трудовой природы в отношении времени их появления, то есть с пятнадцати лет (для учащихся же – с четырнадцати), но при обязательном условии осуществления такого рода трудовой деятельности, по причине которой индивид подлежал процедуре обязательного социального страхования.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Юридическая обязанность— это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором— социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся— с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

Читайте также:  Стоимость оформления сделки купли-продажи недвижимости в 2023 году

специальная пенсионная правосубъектностьвключает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.

Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия— требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Обязанности и права органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения— применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

Что такое пенсия по потере кормильца

В понятие пенсия по потере кормильца входит много нюансов, только пенсий несколько видов (страховая, социальная, военная), поэтому для начала разберёмся в основных терминах.

Кормильцем по закону считается трудоспособный член семьи, который обеспечивает своих родственников.

Иждивенцами считаются родственники умершего, которым необходимо материальное обеспечение по закону: либо за счёт страховой пенсии умершего, либо за счёт государственных средств. К иждивенцам относятся нетрудоспособные родители умершего (пенсионеры и инвалиды), дети до 18 лет, неработающие супруг или супруга.

В зависимости от того работал кормилец или нет, был ли он военным или гражданским, будет назначена соответствующая пенсия его родственникам. Пенсия является государственной поддержкой, её задача помочь оставшимся без кормильца родственникам.

Виды пенсий по потере кормильца

Всего можно выделить 3 вида:

  1. Страховая. Выдаётся ПФР. Отличается тем, что делится на две части. Первая – фиксированная и выдаётся независимо от стажа работы умершего. Вторая зависит от суммы баллов, которая растёт по мере увеличения отработанных кормильцем лет. Если она есть, то заменяет собой социальную.
  2. Социальная. Выплачивается государством и является основой для определения суммы гражданской и военной пенсии.
  3. Государственная. Государство помогает семьям погибших космонавтов и жертв Чернобыльской аварии. Первым она выплачивает часть заработка кормильца, а во втором – определённый процент от социальной пенсии. Сюда же входит и военная пенсия — гос.органы обеспечивают семьи военнослужащих и сотрудников МВД, чья смерть связана с исполнением воинского долга.

Куда обратиться за назначением пенсии?

Заявление о назначении пенсии можно подать в территориальный орган СФР по своему выбору, либо в многофункциональный центр по своему выбору, либо по почте, либо через работодателя, с которым состоит в трудовых отношениях, с письменного его согласия.

При этом граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, заявление о назначении пенсии подают в территориальный орган СФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в указанных районах (местностях).

Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *