Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.

Понятие и система органов предварительного расследования

Предварительное расследование — деятельность уполномоченных государством органов (органов предварительного следствия и органов дознания) и их должностных лиц по раскрытию, пресечению и расследованию совершенных (готовящихся) преступлений, розыску и изобличению лица (лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение причин и условий преступлений.

Комментарий к ст. 151 УПК РФ

1. Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (специально для данного случая — лат.), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Так, на практике получило распространение нарушение подследственности по уголовным делам, возбуждаемым по ч. 1 ст. 228 УК. Настоящий Кодекс относит эти дела к компетенции органов госнаркоконтроля (п. 8 ч. 3 ст. 151), а расследуют их ОВД.

2. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида (признака) подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная или личная подследственность); б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность); в) исключительной компетенции органа уголовного преследования (универсальная подследственность).

3. Комментируемая статья регламентирует предметную подследственность и исключения из нее. Предметный признак подследственности выражен в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. О территориальной подследственности см. коммент. к ст. 152.

4. Если с точки зрения предметного признака по уголовному делу обязательно производство предварительного следствия (состав преступления не подпадает в перечень ч. 3 ст. 150 УПК), то в силу персонального признака следователи прокуратуры производят предварительное следствие по преступлениям, совершенным: а) лицами, обладающими служебным иммунитетом (см. ст. 447 УПК и коммент. к ст. 447); б) должностными лицами, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК правоохранительных органов; в) лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения.

Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ вне зависимости от квалификации преступления (даже если оно по квалификации относится к дознанию или к органам ФСБ) проводят предварительное следствие по преступлениям, совершенным в отношении лиц, указанных:

1) в подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их профессиональной деятельностью;

2) в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их служебной деятельностью. Об исключениях из персональной подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ см. коммент. к ч. 4 ст. 151.

5. Часть 3 комментируемой статьи допускает неоднозначное толкование подследственности органов госнаркоконтроля. Все преступления, отнесенные к их компетенции (п. 8 ч. 3 ст. 151), по буквальному смыслу п. 1 ч. 3 ст. 151 одновременно относятся к подследственности дознания ОВД. Причина такой неопределенности состоит в том, что Законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в часть 3 комментируемой статьи был введен п. 8, а в п. 1 соответствующие изменения не внесли. Данная неопределенность на практике может разрешаться двумя способами: либо с помощью коррекционного толкования п. 1 ч. 3 ст. 151, когда вместо слов «в пунктах 3 — 6» следует читать «в пунктах 3 — 8», либо с помощью аналогии с альтернативной подследственностью (о ней см. коммент. к ч. ч. 5 и 6 ст. 151): указанные в п. 8 ч. 3 ст. 151 преступления расследует тот орган, который их выявил и возбудил, а споры о подследственности разрешает прокурор.

6. Правом проводить дознание по соответствующему поручению прокурора наделены следователи органов Госнаркоконтроля по делам, отнесенным к «дознавательской» подследственности этих органов. Следователи ОВД в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ в п. 1 ч. 3 комментируемой статьи, утратили право проводить дознание.

7. Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ производят дознание при соблюдении следующих условий: а) преступление совершено лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151; б) по предметному признаку это преступление относится к дознанию (указано в перечне ч. 3 ст. 150). Если преступление совершено в отношении этих лиц (обладающих служебным иммунитетом или являющихся военнослужащими или должностными лицами правоохранительных органов), то по данному преступлению обязательно производство предварительного следствия.

Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, их задачи и функции

Органы дознания — государственные органы и их должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.

На органы дознания возлагается: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

По уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), орган дознания правомочен возбудить уголовное дело и произвести по нему необходимые следственные и процессуальные действия, предусмотренный УПК РФ, в полном объеме, применить к лицу установленные законом меры процессуального принуждения, а по окончании дознания составить обвинительный акт или обвинительное постановление и направить материалы уголовного дела прокурору, для последующего направления их в суд.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, которому начальник органа дознания или его заместитель поручил производство расследования уголовного дела.

Дознаватель уполномочен принимать дело к своему производству, самостоятельно производить по нему процессуальные действия, оценивать по своему внутреннему убеждению доказательства по уголовному делу, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора, осуществлять иные полномочия (ст. 41 УПК РФ).

Дознание производится (ч. 3 ст. 151 УПК РФ): дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3–6 настоящей части; дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. 1 и 2 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК РФ; дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ; дознавателями органов Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1,2 ст. 261 УК РФ; следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 настоящей статьи.

Непосредственное руководство дознанием осуществляет начальник подразделения дознания, который возглавляет соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (ст. 40.1 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям, уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщений о преступлениях, принятие по нему решений, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 40.1 УПК РФ).

При осуществлении этих полномочий начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномочен давать поручения начальнику подразделения дознания и дознавателю о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Читайте также:  Реадмиссия иностранного гражданина — этапы процедуры и основания

В органах и учреждениях Федеральной службы исполнений наказаний руководителями органов дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов. Они своими приказами назначают на должности дознавателей специально выделенных работников из числа начальствующего состава возглавляемых ими учреждений.

Ряд должностных лиц: капитаны морских (речных) судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, — не являясь органами дознания, тем не менее, уполномочены, при наличии повода и оснований, возбуждать уголовные дела по факту установления преступления, совершенного на морских (речных) судах, находящихся в дальнем плавании, по месту дислокации партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских учреждений и дипломатических представительств. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них обязанности по выполнению неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам, а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы: природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

Структура органов следствия в рф 2021 года

  • Некоторые замечания о реформе органов предварительного следствия в Российской Федерации 2013 / Химичева Г.П.
  • Взаимодействие органов предварительного следствия и общеуголовного сыска в россииво второй половине xix — начале XX в 2016 / Матиенко Татьяна Львовна
  • Органы предварительного следствия в системе МВД России на современном этапе 2013 / Шинин Ю.М.
  • Предпосылки формирования у суда полномочий по устранению недостатков предварительного следствия 2017 / Сарычев Дмитрий Сергеевич
  • Уголовно-процессуальные акты органов предварительного следствия в общем механизме государственного управления 2019 / Миликова А. В.
  • Роль органов предварительного расследования в реализации стратегии развития МВД России 2018 / Гаврилов Б.Я.
  • Предварительное следствие в России: ретроспективный взгляд 2016 / Хмелева Алла Владимировна
  • Современные проблемы реформирования предварительного расследования в Российской Федерации 2019 / Скуратов Юрий Ильич
  • К вопросу о Концепции реформирования предварительного расследования 2014 / Рябинина Т.К.
  • Дознание и предварительное следствие по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года и уголовно- процессуальному кодексу Российской Федерации: некоторые сопоставления 2014 / Кругликов Анатолий Петрович

Так, предварительное расследование, как форма собирания, оценки и проверки доказательств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства имеет место в большинстве современных государств. В России предварительное расследование может осуществляться в двух процессуальных формах – в форме предварительного следствия и дознания.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Контрольные функции следственных управлений имеют рамки зональ­ного контроля и методического обеспечения.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Реформа предварительного расследования в 2021 году

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

12. Главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, заместители начальников главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации).

За прошедшие годы было разрешено множество самых острых проблем, стоявших перед следствием МВД России. Со временем выстроена эффективная система противодействия организованной преступности. На всех уровнях, включая федеральный, образованы специализированные подразделения (следственные отделы, части) по расследованию организованной преступной деятельности. Существенно расширились процессуальные полномочия следователя и руководителя следственного органа. Значительно возросла численность подразделений следствия, и улучшился их качественный состав.

Сегодня отмечают профессиональный праздник следователи органов внутренних дел. Начало современной истории органов предварительного следствия в системе МВД России положил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».

Серьезные испытания на следственный аппарат пришлись на конец 80-х – середину 90-х годов прошлого века, когда преступность стала одним из основных дестабилизирующих факторов общественного развития, угрожающим процессам социально-экономических реформ. Начало XXI века было отмечено новым витком развития криминала: рейдерские захваты, незаконный оборот наркотиков, хищения и мошенничества в особо крупных размерах, незаконная банковская деятельность — таков неполный перечень противозаконных деяний, с расследованием которых пришлось столкнуться следователям органов внутренних дел.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

Источник « Национальной Службы Новостей » в Следственном комитете рассказал, что в ведомстве не ищут нового официального представителя на замену подавшему в отставку Владимиру Маркину, т.к. «сначала должен уйти Бастрыкин». По словам источника НСН . отставка главы СК Александра Бастрыкина произойдет лишь в начале 2021 года, одновременно с ликвидацией Следственного комитета как самостоятельного ведомства и его слиянием с Генпрокуратурой. Эксперты НСН рассказали, насколько достоверной может быть эта информация. Первый генеральный прокурор России Валентин Степанков в беседе с НСН не исключил слияния Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, однако отметил, что это вряд ли пойдет на пользу правоохранительной системе. «Я всегда выступал за то, что этого делать не надо.

установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля. День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д.

Следственный комитет не проработал как самостоятельное ведомство и 10 лет, но уже сегодня стоит перед необходимостью проведения кардинальных изменений. Вероятно, причины этого кроются в следующих факторах: Предполагается, что в отношении будущего Следственного комитета могут быть реализованы следующие сцен��рии:

С 2021 года обеспечением государственной безопасности в России будет заниматься ново�� Министерство (МГБ), создать которое планируется на основе ФСБ. Аналитики уже высказали предположение, что новое Министерство госбезопасности станет аналогом КГБ, расформированного в год распада СССР.

По его мнению, у прокуратуры достаточно полномочий в сфере надзора за следствием, а 1% оправдательных приговоров говорит об эффективности следствия и работы прокуратуры.

Получателем наибольшего объема ассигнований в юридическом блоке останется Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). В 2020 году, согласно проекту бюджета, ей предполагается выделить 291,5 млрд рублей (в 2021 году — 246,5 млрд рублей, в 2022 году — 254 млрд рублей). В этом году начала действовать новая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026)», которая предусматривает строительство ряда современных СИЗО, обновление производственной базы на предприятиях для осужденных и другие изменения. В 2016 году бюджет ФСИН составлял 264,7 млрд рублей, в 2017 году — 246,9 млрд рублей.

Кроме того, предполагается увеличить финансирование Федеральной службы судебных приставов (ФССП) — до 58 млрд рублей в 2020 году, 59,3 млрд рублей в 2021 году и 60,8 млрд рублей в 2022 году. В 2017 году на финансирование ФССП в проекте бюджета предусматривалось 38,6 млрд рублей, в 2018 году — 39,9 млрд рублей. 25 сентября Совет Федерации одобрил законопроект «О службе в органах принудительного исполнения РФ», который должен придать новый статус службе приставов: она будет отнесена к «госслужбе иного вида», то есть будет приравнена к правоохранительной службе, а социальный пакет для приставов станет таким же, как и для сотрудников ФСИН. До этого сотрудники ФСИН обеспечивались исходя из положения о службе в органах внутренних дел 1992 года, оставшегося от МВД, которое стало жить по-новому после принятия закона «О полиции».

Читайте также:  Как подать заявление на развод через интернет портал Госуслуги

Вопрос о рациональности отделения органов, осуществляющих надзор и следствие, является дискуссионным. Процесс создания следственного комитета, единого и самостоятельного в своей компетенции органа, осуществляющего функции предварительного следствия, имеет свою предысторию. Как известно,5 июня 2007 был принят Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в результате которого произошло реформирование системы прокуратуры. Сформировался «Следственный комитет при прокуратуре РФ».

Однако полной самостоятельности следователей от прокуратуры не произошло, т.к прокуратура обладала значительными полномочиями в осуществлении контроля за проведением следственных действий. Председателем созданного органа был первый заместитель генерального прокурора, а сотрудники прокуратуры продолжали оставаться одновременно и работниками следственного органа. Такое изменение вряд ли можно считать удачным, ведь прокуратура одновременно стала осуществлять не только функции надзора за соблюдением законодательства, но и контроля над деятельностью следственного органа, что оказало негативное воздействие на объективность контролирующей деятельности, а также сосредоточило большое количество разнообразных функций в руках прокуратуры, что привело в свою очередь к неэффективности деятельности данного органа.

Спустя два года, 15 января 2011 произошло полное отделение органа следствия и создание самостоятельного и единого Следственного комитета РФ. Теперь в соответствии со ст 13 ФЗ «О следственном комитете» назначение и освобождение от должности Председателя СК РФ было подведомственно Президенту РФ, который кроме этого осуществляет руководство за деятельностью Следственного комитета РФ. В обязанность Председателя СК РФ стали входить: ежегодное представление Президенту Российской Федерации доклада о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Данный порядок подотчетности положительно сказался на деятельности СК РФ, т.к способствовал преодолению коррупции, борьба с которой является важнейшей задачей в деятельности всех правоохранительных органов.

Тем не менее, создание следственного комитета встретило неоднозначные оценки. До сих пор не утихают споры, рассматривающие положительные и отрицательные стороны данной реформы. Приведу мнения нескольких государственных служащих.

Действующий генеральный прокурор РФ Ю. Чайка высказал мысль о необходимости возвращения прокуратуре следственных функций: «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции».

По мнению Генерального прокурора необходимо вернуть полномочия прокурора в проведении предварительного следствия, в частности: «возбуждать уголовные дела, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать согласие следователю на возбуждение ходатайств перед судом; давать следователю обязательные для исполнения письменные указания и решать вопрос об отводе следователя».

Даная точка зрения имеет место быть, однако она не принимает во внимание прогрессивные результаты работы следственного комитета. В 2006 году следователям прокуратуры на доработку возвращали более 5 тыс. уголовных дел, к 2015 году этот показатель снизился, составив 1,3 тыс, т.е уменьшился более чем в 3 раза. В соответс��вии с официальными сведениями о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь-июнь 2018, расследовано преступлений – 79 655 из количества находившихся в производстве уголовных дел – 131 525, что составило около 61% общей раскрываемости.

Таким образом, в результате реформы 2007-2011 гг. следственные полномочия полностью перешли к Следственному комитету, который стал единым, самостоятельным органом. Прокуратура осуществляет функции надзора за предварительным следствием, не занимаясь расследованием уголовных дел. Такое разделение в большей степени положительно сказалось на процессе раскрываемости дел и преодолении коррумпированности в деятельности предварительного следствия.

На данный момент определены несколько претендентов на пост начальника организации. Так утверждают последние новости о реорганизации в СУ СК России. Кресло лидера делят между собой Игорь Краснов, замглавы комитета, и Александр Романов, начальник службы управления МВД.

Первый из названых кандидатов обладает надёжной репутацией. Это почётный криминалист, повлиявший на раскрытие преступления против ныне покойного Бориса Немцовым. Также Краснов приложил свою руку к завершению дела по поводу покушения на жизнь Чубайса.

Слухи о реформе СК РФ инициированы Дмитрием Медведевым, занимавшим пост президентства в лучшие годы госструктуры. Политик уверен в том, что проведение преобразования поможет улучшить безопасность в государстве. По крайней мере, подобные заявления звучали из уст Медведева перед избирательной кампанией на пост главы державы.

А что касается комментариев со стороны самих членов комитета, то бюджетники не разделяют оптимизма насчёт реформы. Они убеждены, что депутаты плохо продумали систему изменения ведомства. Кто же из названых субъектов глаголет истину по поводу реорганизации следственного комитета РФ. В 2020 году последние новости прояснят ситуацию с судьбой следователей.

Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:

  • те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
  • те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.

В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:

  • при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
  • при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.

При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.

Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.

Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.

Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.

Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.

Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.

Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:

  • возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
  • наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
  • наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).

И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

С другой стороны, если человек прослужил меньше минимальных 12,5 лет, то он не получает права на пенсию по выслуге, и тогда все годы службы можно включить в страховой стаж.

И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).

Качественная реформа госнадзора началась ещё год назад, когда тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев объявил старт «регуляторной гильотины». Для начала разработали новый законопроект о госконтроле, который создал новую систему надзора и установил единые правила проверок во всех отраслях. Основными приоритетами стали профилактика нарушений и риск-ориентированный подход. «Приоритетной задачей контролёра станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов», — пояснял Максим Орешкин, возглавлявший тогда Министерство экономического развития.

В ряде случаев выездную проверку могут заменить инспекционным визитом, говорится в проекте постановления. Такое решение надзорные органы смогут принять не позднее, чем за 20 дней до дня ревизии.

Инспекционный визит отличается от выездной проверки сроками и набором контрольных мероприятий. Так, визит длится всего один день, и инспектор может провести только осмотр, опрос, инструментальное обследование, а также запросить письменные объяснения и истребовать документы. А во время выездной проверки могут проводиться также досмотр, отбор проб и образцов, испытание, экспертиза и эксперимент.

По закону, о грядущем инспекционном визите предпринимателей не должны извещать, тогда как выездную проверку предваряют уведомлением. Однако если проверку решили заменить на визит, инспекторы обязаны уведомить об этом предпринимателя.

Плановые проверки в 2021 году не коснутся субъектов малого бизнеса, установлено в проекте постановления. Но есть исключения.

  1. Инспекторы могут прийти на предприятия, которым присвоена категория высокого или чрезвычайно высокого риска, либо I или II класс опасности. Это касается также производственных объектов и гидротехнических сооружений и производств, где действует режим постоянного госконтроля.
  2. Плановые проверки сохранят для предприятий, работающих в социальной сфере, здравоохранении, образовании, теплоснабжении и энергетике. Не отменят проверки и для бизнеса, работающего с драгоценными металлами и камнями.
  3. Не забудут проверить малые предприятия, совершившие административное нарушение, за которое суд назначил дисквалификацию, временную приостановку работы или действия лицензии.
  4. Плановые проверки не отменят для компаний, чья деятельность подлежит лицензированию.
  5. Контроль не ослабят за малым бизнесом в сфере гособоронзаказа и атомной энергетики, а также при контроле защиты гостайны и проверке качества работы аудиторских организаций.

Согласно новому закону, инспекторы могут проводить дистанционным способом только инспекционные визиты и выездные проверки. Согласно проекту постановления, такой формат ревизоры смогут применять в 2021 году.

Многие виды проверок и до этого проводили в удалённом режиме, отмечал первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. Во-первых, без присутствия на предприятии инспекторы могут проверять документы. «Налоговая служба, к примеру, их уже давно проводит в электронном формате», — сказал он «Парламентской газете».

Читайте также:  Провоз ручной клади ютэйр в 2023 году

Есть возможности и для дистанционного проведения испытаний и замеров, добавил депутат. «Если у предприятия есть сертифицированная лаборатория, она может провести все испытания, зафиксировать их на видео или фото, а затем выслать результаты инспектору. Никаких проблем нет, это всё уже отработано», — убеждён Гартунг.

Реформирование следственных органов в 2021 году

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан. Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья. Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

  • оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;
  • обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производство предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  • организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств и ряд других;
  • осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

– следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Кроме того, при начальнике Следственного комитета создан постоянно действующий орган – оперативное совещание, состав которого он утв Следственный комитет возглавляет начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Правоохранительные органы РФ содержат в своем составе специальное ведомство федерального характера, которое занимается контролем оборота наркотиков на территории России. Эта структура имеет множество характерных особенностей. Они, в свою очередь, наиболее полно представлены, если проанализировать ключевые задачи ФСКН. К их числу относятся следующие:

Правоохранительные органы РФ являются неотъемлемой частью всей деятельности государственной власти по обеспечению порядка, законности и верховенства права в стране. Одним из главных ведомств подобного характера можно по праву назвать Министерство внутренних дел. В своей структуре этот орган имеет Следственный департамент, который реализует деятельность органов предварительного следствия. Возглавляется подразделение начальником департамента. В своей работе следователи МВД осуществляют предварительное разбирательство по достаточно большому спектру уголовных дел. Помимо того, существуют также иные функции, предусмотренные законодательством.

Предварительное расследование в форме дознания должно быть закончено в срок, не превышающий тридцати суток со дня возбуждения уголовного дела. Дознание производится по уголовным делам, не представляющим большой сложности в собирании доказательств лица, виновного совершении преступления. В некоторых случаях, в том числе связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, с производством судебной экспертизы срок дознания может быть продлен:

  1. осуществление оперативно-розыскной деятельности, которая имеет обеспечительный характер для уголовного судопроизводства;
  2. обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  3. функционирование в сфере административной деятельности;
  4. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  5. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Термины «органы предварительного следствия» и «следователи» -синонимы. И если Уголовно-процессуальный кодекс использует только термин «следователь», то в ведомственных нормативных актах и юридической литературе встречаются такие словосочетания, как: «следственный аппарат», «следственное подразделение», «следственные органы», «орган следствия»,’ «следственные работники» и другие. Что означают указанные термины? В каком соотношении они находятся с понятием «орган предварительного следствия»?

В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при МВД Российской Федерации; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

  • осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
  • эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
  • обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
  • допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
  • предъявление для опознания:
  • следственный эксперимент;
  • проверку показаний на месте;
  • контроль и запись переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами;
  • назначение и производство судебной экспертизы

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).

Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:

  • осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • обыск и выемка в жилище,
  • выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,
  • личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);
  • выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

История учреждения даты и общие сведения об органах

25 июля (по старому стилю) 1713 года Петр Первый подписал именной государственный указ о создании следственной канцелярии. Предполагалось, что это объединение будет подчиняться напрямую правителю страны и выполнять заранее очерченные функции, ведя предварительное следствие по отдельным делам. Фактически созданная канцелярия по праву считается первым организованным государственным органом в российской истории. Руководителем ведомства был поставлен Михаил Иванович Волконский, майор Семеновского полка императорской гвардии. Сама канцелярия была скоротечно прозвана » майорской» синонимично воинскому званию своего главы.

Основной направленностью сформированного объединения стали дела особой важности:

  • Коррупция;
  • Казнокрадство;
  • Взяточничество;
  • Преступления, совершаемые высокопоставленными чиновниками и должностными лицами при исполнении прямых обязанностей;
  • Посягательство на жизнь политических деятелей,
  • Деяния против безопасности самого государства.

Предварительные мероприятия проводятся практически во всех случаях, поскольку являются неотъемлемой частью досудебной стадии.

Без данных процедур установление истины становится затруднительным.

Исключение — преступления небольшой, средней тяжести, частные обвинения.

Все мероприятия осуществляются изначально по месту совершения правонарушения. Если возникает необходимость дальнейших действий, проводимых удаленно, следователь может их осуществлять самостоятельно или привлечь третьих лиц.

Возможна ситуация, когда правонарушение начало совершаться в одном месте, а его завершение произошло в другом месте. В таком случае все необходимые манипуляции производятся по последнему месту.

Если же совершено несколько преступлений, то местом проведения мероприятий выбирается место совершения большинства из них, либо наиболее тяжкого.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *