Категория земельного участка не установлена что делать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория земельного участка не установлена что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если граждане относиться ко льготной категории, то этим можно воспользоваться принимая участие в аукционе, куда местные органы самоуправления выставляют землю. Организовывают такой аукцион либо по инициативе муниципалитета (администрации), либо по инициативе граждан (достаточно одному подать заявление).
Комментарии к ст. 8 ЗК РФ
1. Категория земель определяется их целевым назначением. В статье 7 Кодекса, регулирующей состав земель в Российской Федерации, категории земель перечислены исчерпывающим образом (см. указанную статью и комментарий к ней). Это означает, что установление иных категорий земель возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в Кодекс. Что же касается отнесения земель к категориям, перевода их из одной категории в другую, то эти действия совершаются на основе общих правил, установленных в ст. 8 Кодекса.
Комментируемая статья определяет субъектов, осуществляющих отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (п. 1); устанавливает обязательные требования к некоторым видам правовых актов и документов, связанные с указанием в них категорий земель (п. 2); предусматривает юридические последствия нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (п. 3).
Отнесение земель к категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляются с учетом специальных норм, определяющих особенности разных категорий земель (гл. XIV — XVIII Кодекса), ст. ст. 7, 8 и других положений Кодекса. Кроме того, специальным федеральным законом, регулирующим указанные отношения, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Таким образом, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Кодексом, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определяет, в частности, состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2); порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков (ст. 3); основания отказа в осуществлении перевода (ст. 4); правила внесения изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в их составе из одной категории в другую (ст. 5); порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 6); особенности перевода каждой из семи категорий земель, указанных в ст. 7 Кодекса (ст. ст. 7 — 13).
В комментируемой статье определение органа, правомочного принимать решения о переводе земель, поставлено прежде всего в зависимость от того, в чьей собственности находятся земли, нуждающиеся в переводе. Статьей 15 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую установлено правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных случаях перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления, кроме отнесения к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую: оно осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
Приоритет земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается путем установления необходимости принятия решения о переводе исключительно органом государственной власти. Это призвано гарантировать защиту сельскохозяйственных земель от необоснованного перевода в другие категории, прежде всего под застройку.
Особенность перевода земель населенных пунктов заключается в том, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Федеральное законодательство оставляет за собой прерогативу установления порядка перевода земель из одной категории в другую. Однако необходимо отметить, что об основаниях и других условиях перевода в данном случае не упоминается, следовательно, они могут устанавливаться и субъектами РФ.
Нормы п. 1 комментируемой статьи имеют императивный характер, что не предполагает возможности принятия решений об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую иными помимо указанных в статье субъектами. Причем такие решения должны приниматься в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными данным субъектам п. 1 ст. 8 Кодекса.
2. В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую (ст. 14) определены нормы, регулирующие порядок установления категории земель в тех случаях, когда отсутствует соответствующая запись в документах государственного кадастра недвижимости.
Если при этом категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, то на основании их по заявлениям правообладателей земельных участков вносятся изменения в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, применяется следующее правило. Если документы на земельный участок получены до вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую, то отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Если же категория земель не указана ни в документах государственного кадастра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом действует следующее правило: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Такие понятия, как «категория земель» и «вид разрешенного использования», определяются в государственных нормативных актах. В Земельном Кодексе весь состав земель России по целевому назначению разделен на 7 категорий. Каждая категория земли имеет законодательно закрепленные характеристики и правовой режим использования.
Категория земли |
Доля в Земельном фонде РФ |
Лесной фонд |
65,6% |
Земли сельхоз назначения |
22,6% |
Резервный фонд |
5,2% |
Особо охраняемые территории |
2,7% |
Водный фонд |
1,6% |
Земли поселений (населенных пунктов) |
1,2% |
Промышленное и иное назначение |
1% |
На рынке недвижимости обращаются только две категории: земли населенных пунктов и угодья сельскохозяйственного назначения – их можно купить и распоряжаться ими (только в рамках целевого использования земельного участка). Об этих землях пойдет речь ниже, а пока кратко рассмотрим прочие категории земель. Они исключены из свободного обращения и находятся целиком в распоряжении государства. Однако на их территории допускается аренда/концессия участков.
Как изменится земельный налог
Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую имеет прямое влияние на налоговую нагрузку компании. Ведь он влечет за собой изменение кадастровой стоимости земли, которая является налоговой базой по земельному налогу. Иными словами, изменение категории земли влияет на налоговую ставку (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214).
Напомним: в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства, налоговая ставка не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости участка (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ). В отношении прочих земель ставка земельного налога не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земли.
Категории земель, также, как и присвоенный вид целевого назначения, может быть установлен только в соответствии с действующими нормами и положениями земельного законодательства.
Основными регуляторами здесь выступают Земельный Кодекс Российской Федерации (статья 8), а также Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (статья 14).
В соответствии с нормами, закрепленными в указанной статье Земельного Кодекса есть четыре уровня уполномоченных государственных органов, которые могут определять новые или подтвержать ранее установленные категории земель.
Уровни определяющих органов формируются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок или территория.
В соответствии со статьёй 8 Земельного Кодекса категория земель устанавливается:
• Для территорий, находящихся в федеральном владении — Правительством РФ;
• Для земель, принадлежащих на основании оформленного права собственности субъектам государства, а также для муниципальных земель, которые являются или будут являться землями сельхозназначения — уполномоченными органами соответствующих субъектов;
• Для земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, кроме земельных территорий, отданных под сельское хозяйство или которые будут переведены в эту категорию — специально уполномоченными органами или отдельными должностными лицами муниципалитетов;
• Для земель, на которых оформлено право частной собственности, в зависимости от категории, будут использованы полномочия либо специальных органов исполнительной власти субъекта (если речь идёт о земле сельхозназначения), либо муниципалитета (для остальных категорий).
Как выяснить, установлена категория или нет
Для этого предусмотрены такие варианты:
- Территориальные органы власти – эти структуры занимаются перераспределением земельного фонда, поэтому сведения об участке могут содержаться в соответствующих актах;
- Документы собственника – право владения, договор купли-продажи, дарения или аренды;
- Выписка из Госкадастра – свидетельство о регистрации, кадастровый паспорт и пр.;
- Свидетельство о регистрации недвижимого имущества – здесь обычно указываются основные характеристики земельного участка, включая присвоенную категорию.
Если в документах, имеющихся на руках землевладельца, интересующих сведений нет, поручить изыскания лучше квалифицированным специалистам. Наши кадастровые инженеры помогут подготовить и отправить запросы во все нужные инстанции, избавив вас от необходимости тратить своё время.
Как перевести земельный участок в другую категорию?
Изменить назначение участка можно не всегда, а потому до начала процедуры важно установить возможность и целесообразность данного действия. Помешать смене категории земельного участка может:
- отнесение земельного участка к особо ценным сельскохозяйственным угодьям;
- наличие мелиорации;
- наличие на земельном участке не стоящих на кадастровом учёте объектов капитального строительства;
- спорные границы с населенными пунктами или лесным фондом;
- нахождение в охранных зонах объектов археологического или культурного наследия;
- нахождение в охранных зонах действующих линейных объектов;
- вхождение в ЗОУИТ;
- возможное нарушение санитарных норм планируемой после смены категории хозяйственной деятельностью.
Перед началом работ по смене категории земельного участка, рекомендуем Вам обратиться к специалистам нашего земельно-юридического центра за проведением процедуры предварительного согласования. Предварительное согласование ответит Вам на наиболее важные вопросы о самой возможности смены категории, полной её процедуре, срокам и возможным расходам.
Перевод участка из одной категории в другую осуществляется по прохождению межведомственной комиссии на уровне правительства субъекта федерации. Для этого потребуется:
- провести межевые работы, установив границы участка;
- подготовить пакет документации, характеризующий текущее состояние земли;
- провести согласования на уровне администрации района;
- направить ходатайство в уполномоченные органы и получить решение таковых;
- при необходимости, провести публичные слушания;
- подготовить и согласовать проект планировки территории;
- подготовить и защитить презентацию, объясняющую целесообразность смены категории з/у;
- подать документы в Росреестр для регистрации проведенных изменений.
Однако это сильно упрощенная схема перевода в новую категорию. На деле возникает множество нюансов, разобраться с которыми и сменить категорию помогут юристы нашей компании.
Необходимые документы
- Паспорт;
- Правоустанавливающая документация;
- Кадастровый паспорт;
- Свидетельство, подтверждающее права землепользования.
[title3] => Изменение ВРИ земельного участка в «Леноблкадастр» [text3] =>
Стоимость услуги изменение вида разрешенного использования, складывается из двух факторов: оплата государственной пошлины и работы наших специалистов. Поэтому окончательная цена смены ВРИ рассчитывается персонально, в зависимости от сложности заказа.
Преимущества обращения в нашу компанию:
- Выезжаем в любой район Ленинградской области;
- Работаем больше 10-ти лет и имеем много положительных отзывов;
- Несём полную ответственность за качество оказанных услуг;
- Работаем в тесном сотрудничестве со всеми разрешительными органами;
- Не пользуемся услугами посредников.
Вам нужно изменить вид разрешенного использования земельного участка? Звоните! Мы проведём процедуру без отказов и бюрократических проволочек.
Какая коммерческая деятельность допускается на различных категориях земельных участков?
Коммерческая деятельность предусматривает извлечение доходов. В этих целях обычно строят бизнес-центры, офисные здания, магазины и спортивные комплексы, торговые центры, автозаправочные станции и другие объекты. Главная особенность участков, предназначенных для коммерческой деятельности – пригодность к извлечению прибыли.
На землях промышленного назначения можно возводить не только производственные объекты (склады, цеха, различные комплексы), но и другие строения:
- пункты общественного питания;
- магазины и заправочные станции;
- торговые центры и прочие.
Здесь допускается изготовление и реализация продукции, а также связанная с этим деятельность. Все, что требуется для поддержания производства (в рамках закона и категории участка), разрешено на промышленных территориях.
Конкретный вид деятельности, допустимый на определенной территории, устанавливается и видом разрешенного использования. Так земли населенных пунктов делятся на несколько функциональных зон:
- под жилую застройку;
- транспортные инфраструктуры;
- производственные;
- общественно-деловые и прочие.
У каждой зоны имеются собственные ВРИ. В зоне предпринимательской деятельности можно возводить торговые комплексы, магазины, гостиницы, предприятия общественного питания и другие объекты.
На землях сельхозназначения, таких, как крестьянско-фермерские хозяйства, допускается изготовление и переработка с/х продукции. В пределах этих территорий можно продавать и хранить подобные изделия. Главное, чтобы коммерческая деятельность не шла вразрез с видом разрешенного использования земли.
Как узнать по документам?
Определение категории должно иметь место в любых официальных бумагах, где говорится о земле как объекте права. Их немало.
- Документы властных структур различного подчинения: федеральных, краевых (областных), муниципальных — о выделении земли для индивидуальных нужд граждан. Типичный пример – документ о праве собственности на выделенную землю.
- Договоры о купле-продаже земли, ее обмене, аренде и т.д.
- Сведения Госкадастра недвижимости: паспорт, выписка, Единый госреестр земель и другие.
- Документ о госрегистрации прав на недвижимость. Здесь также указываются основные характеристики земли.
- Другие официальные бумаги, в которых фигурирует интересующий участок. Скажем, акт об изъятии земли из-за её нецелевого использования и т.д.
Категории земель, также, как и присвоенный вид целевого назначения, может быть установлен только в соответствии с действующими нормами и положениями земельного законодательства.
Основными регуляторами здесь выступают Земельный Кодекс Российской Федерации (статья 8), а также Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (статья 14).
В соответствии с нормами, закрепленными в указанной статье Земельного Кодекса есть четыре уровня уполномоченных государственных органов, которые могут определять новые или подтвержать ранее установленные категории земель.
Уровни определяющих органов формируются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок или территория.
В соответствии со статьёй 8 Земельного Кодекса категория земель устанавливается:
• Для территорий, находящихся в федеральном владении – Правительством РФ;
• Для земель, принадлежащих на основании оформленного права собственности субъектам государства, а также для муниципальных земель, которые являются или будут являться землями сельхозназначения – уполномоченными органами соответствующих субъектов;
• Для земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, кроме земельных территорий, отданных под сельское хозяйство или которые будут переведены в эту категорию – специально уполномоченными органами или отдельными должностными лицами муниципалитетов;
• Для земель, на которых оформлено право частной собственности, в зависимости от категории, будут использованы полномочия либо специальных органов исполнительной власти субъекта (если речь идёт о земле сельхозназначения), либо муниципалитета (для остальных категорий).
На следующем этапе виртуального исследования территории следует посетить сайт органа местного самоуправления. Это необходимо сделать для того, чтобы детально ознакомиться с Правилами землепользования и застройки в границах конкретного населенного пункта или межселенной территории, проверить данные о возможном наличии проекта планировки территории в случае необходимости застройки участка.
И здесь придется пройти своеобразный квест – пространственно соотнести место, которое вы нашли на Публичной карте и карту из Правил землепользования и застройки с сайта администрации. Но есть вариант гораздо проще – обратиться к специалистам!
Кроме того, Правила землепользования и застройки могут оказаться единственным источником информации о территориальных зонах и утвержденных схемах расположения участков в том случае, если сведения о них не отражены на Публичной карте (к сожалению, в настоящее время не по всем населенным пунктам сведения о терзонах отражены на ПКК).
Как отмечалось ранее, приобретение права собственности или права аренды земельного участка на возмездной основе возможно двумя способами – на аукционе и без торгов (например, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта).
Если аукцион проводится по инициативе местной администрации, то на торги выставляется уже сформированный земельный участок. Итак, проверяем информацию о проведении торгов
.
В случае, если выставленный на аукцион участок в подходящем месте вас устраивает, то остается только подать заявку на участие в аукционе.
Цена продажи земельного участка или арендная плата (в зависимости от того, что является предметом аукциона) определяется по результатам торгов.
Если земельный участок не сформирован при отсутствии проекта межевания территории Вам придется самостоятельно совершать действия, связанные сего образованием. Вот в этот момент и понадобится ранее полученная выписка из ЕГРН на кадастровый квартал для подготовки схемы расположения земельного участка.
Как узнать по документам?
Определение категории должно иметь место в любых официальных бумагах, где говорится о земле как объекте права. Их немало.
- Документы властных структур различного подчинения: федеральных, краевых (областных), муниципальных о выделении земли для индивидуальных нужд граждан. Типичный пример – документ о праве собственности на выделенную землю.
- Договоры о купле-продаже земли, ее обмене, аренде и т.д.
- Сведения Госкадастра недвижимости: паспорт, выписка, Единый госреестр земель и другие.
- Документ о госрегистрации прав на недвижимость. Здесь также указываются основные характеристики земли.
- Другие официальные бумаги, в которых фигурирует интересующий участок. Скажем, акт об изъятии земли из-за её нецелевого использования и т.д.
Перевод земель из одной категории в другую в 2023 году: порядок изменение статуса участка
- Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
- консервация территории;
- создание особо ценных зон;
- расширение ЗНП;
- запланированное возведение промышленных сооружений;
- перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
- строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
- для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
- запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
- размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.