Как растаможить автомобиль в России в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как растаможить автомобиль в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решили стать владельцем импортного автомобиля? Будьте готовы к тому, что первым делом вам придётся доказать свою платёжеспособность, положив гарантийную сумму на депозит. Если вы не знаете, как рассчитать стоимость растаможки авто, можно положить на счёт приблизительную сумму. В любом случае неиспользованные денежные средства будут возвращены таможней после полного прохождения пограничного контроля.

С 4 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года решением совета ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) на территории стран ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения) обнулены таможенные пошлины на ввоз электромобилей для физических и юридических лиц. Речь идёт о категории «отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями» (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС).

Сумма, назначаемая к уплате за ввоз электромобиля в Россию и его растаможку, складывается из нескольких видов обязательных взносов:

  1. Сбор за оформление, размер которого является фиксированной величиной и напрямую зависит от стоимости ввозимого транспортного средства.
  2. Таможенная пошлина (ОТМЕНЕНА ПО 31.12.2021 г.) Также автовладелец должен оплатить:
    • НДС;
    • акциз, формируемый исходя из мощности установленного электродвигателя.

    Растаможка автомобилей в России

    Итак, какие же пошлины и налоги нужно платить при растаможке автомобиля. Речь идет об автомобилях с бензиновыми, дизельными и гибридными двигателями. Для растаможки электромобилей существуют отдельные правила, которые описаны ниже.

    1. Сбор за таможенное оформление
      . Размеры сбора приведены ниже.
    2. Таможенная пошлина.
    3. Утилизационный сбор
      .Платят как физические так и юридические лица. Расчет описан ниже.
    4. НДС
      . Платят только юридические лица. НДС (18%) расчитывается от суммы: стоимость авто + таможенная пошлина + акциз.
    5. Акциз
      . Платят только юридические лица. Ставки акциза приведены ниже.

    Ориентировочные цены на «электричку».

    Эксперты прогнозируют, что значительная экономия «грозит» будущим владельцам электромобилей премиальных моделей, так как первоначально планируют «нарастить» импорт именно недешёвых экземпляров и моделей, которые не участвовали в ДТП или не нуждаются в ремонте. Если сравнить экономию в 2 наиболее популярных предложениях: Nissan Leaf и Tesla, которые побывали в авариях, то Tesla за 20000 у.е. обойдется дешевле на 7500 у.е., а первый вариант сократит свою стоимость лишь на 2 тысячи с 5 до 3 тысяч.

    Также планируется увеличение количества авторазборок, специализирующихся на электрических автомобилях, а также автосервисов занимающихся ремонтом электромобилей, пригнанных с американских страховых аукционов, а также после аварий и обычным «повседневным» ремонтом.

    Размер акциза на автомобили зависит от мощности двигателя.

    Новые ставки действуют с 1 января 2022 года.

    Текущие ставки акциза:

    Мощность двигателя Ставка акциза
    до 90 л.с. 0 руб. за 1 л.с.
    91 – 150 л.с. 51 руб. за 1 л.с.
    151 – 200 л.с. 491 руб. за 1 л.с.
    201 – 300 л.с. 804 руб. за 1 л.с.
    301 – 400 л.с. 1370 руб. за 1 л.с.
    401 – 500 л.с. 1418 руб. за 1 л.с.
    свыше 501 л.с. 1464 руб. за 1 л.с.

    Размеры таможенного сбора

    Сумма таможенного сбора напрямую зависит от рыночной стоимости автомобиля. Для физических лиц в 2023 году предусмотрены следующие тарифы:

    Таможенная цена транспортного средства (в российских рублях) Сумма сбора, рублей
    До 200 000 500
    200 000 – 450 000 1000
    450 000 – 1 200 000 2000
    1 200 000 – 2 500 000 5500
    2 500 000 – 5 000 000 7500
    5 000 000 – 10 000 000 20000
    10 000 000 – 30 000 000 50000
    Свыше 30 000 000 100 000
    Двухколесный транспорт (вне зависимости от его рыночной стоимости) 250

    В Госдуме предложили установить беспошлинный ввоз электромобилей в Россию

    Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев («Единая Россия») предложил установить беспошлинный ввоз электромобилей в Россию для популяризации этого вида транспорта, а также отменить транспортный налог. Об этом депутат сообщил Агентству городских новостей «Москва».

    «Скорее надо говорить о том, что необходимо популяризировать электромобили. И это не только меры по отмене платы на дорогах, это и транспортный налог, потому что в ряде регионов он есть. Это и бесплатные парковки, в Москве это работает, в других регионах – не работает, то есть это значит, что надо по всей России вводить такие «поблажки». У нас раньше был беспошлинный ввоз этих автомобилей и это позволяло ввозить их намного дешевле. Сейчас эта пошлина есть, чтобы привезти машину, ту же Tesla, из Германии надо заплатить в два раза больше денег, чем она стоит в Германии», – сказал А. Васильев.

    Он напомнил, что в 2014 г. правительство РФ снизило размер платежей и установило для легковых транспортных средств пошлину в 0%. Такая мера послабления перестала действовать в 2017 г.

    Парламентарий добавил, что на сегодняшний день ввоз электромобиль в Россию сопровождает ряд процедур и сложностей.

    «Из-за того, что у нас очень маленький рынок, возникают сложности с тем, чтобы эти машины официально появлялись в России. Большинство электромобилей, которые существуют в России, они ввезены по «серым схемам». Наверное, только Jaguar I-PACE – одна из немногих машин, которая ввозится официальным путем, чтобы ее ввезти надо пройти все дебри сертификации. Или тогда надо отменять эту сертификацию для электромобилей, для того, чтобы наш рынок мог наполнится. Вот в Китае 20% автомобилей, которые передвигаются по улицам города – электромобили. Там были созданы меры, чтобы из покупали», – пояснил А. Васильев.

    Со слов депутата, популяризировать этот вид транспорта в России поможет введение ряда преференций.

    «Если мы хотим глобально изменить ситуацию у себя с экологией, вообще с потреблением электричества и топлива, чтобы все-таки электромобили у нас появлялись, нужно сделать очень многое – отменить разные пошлины, налоги, платные проезды, парковки. Это можно сделать федеральным законом. Здесь вопрос концептуальный. Нужны нам электромобили в России или не нужны. Хотя, я лично вижу такой глобальный тренд на то, что мир переходит на электромобили. В Москве уже едут электробусы, которые вытеснят троллейбусы», – заключил он.

    Ранее СМИ сообщали, что в Ульяновской области власти подготовили законопроект об отмене налога на электромобили. По их мнению, такая мера поддержки должна стимулировать развитие рынка электромобилей в регионе, улучшить состояние атмосферного воздуха и создать здоровую конкуренцию с автомобилями на бензине для сдерживания роста цен на топливо.

    Отличие электромобилей

    Изначально транспортные средства с электрическим приводом создавались с целью уменьшения количества вредных газов, выбрасываемых в атмосферу при работе ДВЗ. Но на сегодняшний день такие кары считаются еще и намного экономнее обычных автомобилей. Ведь за полный заряд батареи владельцу экологического ТС придется заплатить всего 200-300 рублей, в то время как за бак бензина, залитый до краев, с автолюбителя потребуют от 3000 до 5000 руб.

    Однако на этом преимущества электрических машин заканчиваются. А вот из недостатков такого транспортного средства следует подчеркнуть:

    • Высокую стоимость;
    • Проблемное обслуживание (далеко не все технические станции берутся за ремонт Леафа, Теслы и других аналогичных каров, так как в них присутствует тяжелая электроника, для которой требуются специальные стенды);
    • Ограниченный пробег (полного заряда батареи хватает на 250-300 км хода. Ну а специализированные заправки с экологическим топливом существуют далеко не в каждом городе).

    При этом растаможка электромобилей стала преимущественной совсем недавно. Вплоть до 2022 года спрос на такой тип ТС достигал минимальной отметки.

    Условия беспошлинного ввоза

    Действие документа распространяется на автомашины категорий M1 и M1G (т. е. легковые автомобили и внедорожники), которые приводятся в движение исключительно электрическим двигателем. Предполагается, что принятие такого закона позволит простимулировать развитие инфраструктуры для электромобилей в странах ЕАЭС, а также наладить производство этих транспортных средств и широко внедрить их.

    В 2022 году на территорию Белоруссии и Казахстана можно будет беспошлинно ввезти 10 тысяч электромобилей, в Армению — 7 тысяч, а в Киргизию — 5 тысяч. В следующем году квоты для каждой из стран увеличатся. Нулевая ставка будет действовать до конца 2023 года.

    Осуществлять ввоз транспортных средств на льготных условиях смогут только лица, постоянно проживающие в перечисленных странах или являющиеся их гражданами. При этом у них не должно быть российского гражданства или вида на жительство. Впоследствии указанные лица не имеют права передавать ввезенные электромобили гражданам России — ни во владение, ни во временное пользование.

    Отличие электромобилей

    Изначально транспортные средства с электрическим приводом создавались с целью уменьшения количества вредных газов, выбрасываемых в атмосферу при работе ДВЗ. Но на сегодняшний день такие кары считаются еще и намного экономнее обычных автомобилей. Ведь за полный заряд батареи владельцу экологического ТС придется заплатить всего 200-300 рублей, в то время как за бак бензина, залитый до краев, с автолюбителя потребуют от 3000 до 5000 руб.

    Однако на этом преимущества электрических машин заканчиваются. А вот из недостатков такого транспортного средства следует подчеркнуть:

    • Высокую стоимость;
    • Проблемное обслуживание (далеко не все технические станции берутся за ремонт Леафа, Теслы и других аналогичных каров, так как в них присутствует тяжелая электроника, для которой требуются специальные стенды);
    • Ограниченный пробег (полного заряда батареи хватает на 250-300 км хода. Ну а специализированные заправки с экологическим топливом существуют далеко не в каждом городе).

    При этом растаможка электромобилей стала преимущественной совсем недавно. Вплоть до 2021 года спрос на такой тип ТС достигал минимальной отметки.

    Что придётся оплатить при ввозе автомобиля на территорию России

    Таможенный сбор — обязательный платеж при перемещении товара через границу, который определяется параметрами этого товара. Согласно действующему законодательству, при расчёте данного показателя учитывают используемый автомобилем вид топлива, год выпуска транспортного средства (ТС), объем и мощность двигателя. При наличии этих данных без труда можно узнать, сколько будет стоить растаможка авто.

    Уплата пошлины

    Ставка таможенной пошлины фиксирована для каждого типа транспортного средства, утверждена Единым таможенным тарифом и другими нормативными актами. Однако процедура оформления – дело ответственное и хлопотное. Поэтому чаще всего владельцы автотранспортных средств и люди, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, прибегают к услугам таможенных представителей.

    И забота о том, как считать растаможку авто, возлагается на специалистов.

    Утилизационный сбор

    Взимают платёж за утилизацию товара с колесных транспортных средств сотрудники таможни. Плательщик самостоятельно производит расчёт, уплачивает его на текущий счёт казначейства и предоставляет в уполномоченный орган (для подтверждения правильности расчёта) пакет документов. Следует отметить: если автомобилю, который ввозится на территорию России, более 3 лет, то платёж будет выше, чем аналогичная ставка для нового авто.

    В отличие от таможенной пошлины, его сумма может изменяться в зависимости от типа топлива, возраста ТС и др. Расчет НДС осуществляется исходя из общей суммы всех уплат: таможенного сбора, пошлины и утилизационного сбора.

    Несмотря на свою неоднозначность, для ввозимых автомобилей выступает фиксированной ставкой и зависит непосредственно от таможенной стоимости транспортного средства.

    Покупка и растаможка авто из ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии

    Покупка и растаможка авто из ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии ранее была привлекательна сравнительно невысокой ценой. Это было связано с тем, что правила таможенного оформления в этих странах отличались от российских. Многие российские автолюбители ехали в эти страны за автомобилем и поток ввозимых автомобилей был значительным.

    Сейчас условия растаможки авто в странах ЕАЭС приведены в соответствие с российскими. Теперь, при ввозе авто в Россию как минимум потребуется заплатить утилизационный сбор и подключить к системе ГЛОНАСС. Приобретаемый автомобиль должен быть снят с учета в стране продавца, после чего оформление и получение электронного ПТС (ЭПТС) происходит на акцизной таможне Российской Федерации по месту регистрации покупателя.

    Чтобы покупка была выгодной, а сам процесс оформления авто в РФ с получением ЭПТС для последующей регистрации в ГИБДД был простым, лучше сразу обратиться к проверенному таможенному представителю, который решит эти вопросы профессионально. Таким таможенным представителем является наша компания «Универсальные Грузовые Решения». Мы поможем оперативно и недорого ввезти, и растаможить авто из стран ЕАЭС.

    Какие остались схемы обхода?

    В 90-е годы Япония и страны Европы смогли избавиться от большого количества устаревающих автомобилей, продав их в Россию. «Автохлам» (по меркам заграницы) везли в огромных количествах, и он составлял серьезную конкуренцию АвтоВАЗу и другим отечественным автопроизводителям. Со временем правила ввоза стали ужесточать, а посредники – придумывать все новые схемы обхода ограничений.

    Самые популярные схемы уже неакутальны:

    • «распил» или «конструктор» – когда автомобиль разбирали на части и буквально распиливали (хоть и очень аккуратно) кузов, чтобы ввезти в Россию как запчасти, которые под пошлины не попадали. Это опасная схема, потому что распиленный кузов даже после сварки теряет прочность;
    • временный ввоз из Абхазии – в этой частично признанной республике очень низкие тарифы на растаможку авто, при этом в России на таком автомобиле можно ездить целый год (но лишь оформив авто на фирму в Абхазии). Похожие схемы действовали и с Арменией, но теперь она тоже входит в ЕАЭС и единое таможенное пространство с Россией;
    • ввоз автомобиля по программе благотворительности – когда-то это было основанием для ввоза автомобиля в Россию без растаможки.

    Сейчас эти схемы сильно ограничены – например, если раньше ГИБДД даже не могла выявлять иностранные госномера на дорогах через камеры, то теперь такая возможность есть. И при выезде за границу (например, по схеме временного ввоза авто) водителю предъявят все накопленные им штрафы. Кроме того, ввезенные через временную процедуру автомобили в России нельзя продать кому-то еще или посадить за руль другого человека.

    Из более-менее легальных схем осталось следующее:

    • ввоз на жителя Дальнего Востока. Каждый житель регионов ДФО вправе ввезти один подержанный праворульный автомобиль без обязательной установки терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Это не такая большая экономия (около 50 тысяч рублей), но сейчас намечается дефицит этих терминалов, а схему продлили до 3 декабря 2022 года;
    • ввоз через жителя Белоруссии. В республике для ряда категорий населения есть право льготного ввоза автомобилей – со скидкой в 50% на таможенное оформление. На этом семьи строят целый бизнес, купленный через такого льготника автомобиль можно законно ввезти в Россию и за небольшие деньги (только установка системы ЭРА-ГЛОНАСС) переоформить уже на российские номера.

    Правда, схема с Белоруссией постепенно закрывается – местные налоговики начали обращать на льготников особое внимание, и если те перепродают автомобили с выгодой, заставляют платить налог с нее.

    Таможенные платежи при ввозе электромобиля в РФ

    При ввозе электромобиля в Российскую Федерацию на таможне необходимо уплатить таможенные платежи, которые абсолютно одинаковые как для физических лиц, так и для юридических лиц, за исключением ставок утилизационного сбора.

    1) Сбор за таможенное оформление зависит от таможенной стоимости электромобиля

    2) Ввозная пошлина при растаможке электромобиля составляет 15%.

    3) Акциз, формируемый исходя из мощности установленного электродвигателя.

    Таблица ставок акциза на электромобиль

    Автомобили легковые с мощностью двигателя: Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
    с 01.01.2020 по 31.12.2020 с 01.01.2021 по 31.12.2021 с 01.01.2022 по 31.12.2022
    до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
    свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) 49 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.) 53 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)
    свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) 472 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.) 511 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
    свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) 773 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 836 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
    свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) 1 317 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 425 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
    свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) 1 363 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 475 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
    свыше 375 кВт (500 л.с.) 1 408 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 464 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 523 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

    Постановка на учет в ГИБДД

    Завершающий этап оформления ТС на территории страны — регистрация и постановка на учет в инспекции дорожного движения. Процедура проводится в обычном порядке, аналогичном для авто с ДВС.

    Собственник должен предоставить бумаги, выданные таможней, а также технические документы на электрокар. Результатом оформления станут новые государственные номера и карточка СТС.

    Как видно, на данный момент растаможка электрокара ничем не отличается от процедуры, которую проходят владельцы любого другого легкового транспорта. Правительство планирует значительно упростить процесс оформления и сделать его более экономичным. Кстати, отслеживать новости законодательства по «екарсам» можно не только на нашем сайте, но и на Telegram-канале.

    В конце 2021 года автопарк электрокаров в РФ насчитывал всего 4,6 тысяч электромобилей, то есть, всего 0,1% от общего числа транспорта. Ожидаемые нововведения, связанные с процессом растаможки, помогут увеличить долю электрокаров в стране, что продвинет нас к экологически чистому будущему.

    Нужно ли растаможивать электромобили при ввозе в Россию

    Транспортные средства с электродвигателем, как и гибридные авто, а также транспорт с ДВС, подлежат процедуре растаможивания. Тем, кто ни разу не сталкивался с подобной формальностью, процесс оформления документов покажется весьма непростым. Избежать растаможки можно только в двух ситуациях:

    1. Владелец ТС — иностранный гражданин, который оформляет временное разрешение на использование авто. В этом случае максимальный срок пребывания электрокара на территории страны — 1 год.
    2. Собственник авто — гражданин РФ, оформляющий временный ввоз транспорта, зарегистрированного за границей. При этом максимальный срок пользования автомобилем составляет 6 месяцев в течение 1 календарного года.

    Счастливому обладателю транспортного средства придется заняться оформлением бумаг для растаможивания еще до пересечения границы. Помимо этого, следует заранее приготовить внушительную сумму на таможенные взносы и сборы.

    Все эти бюрократические препятствия становятся основной причиной распространения «серых» схем ввоза автомобилей в Россию.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *